СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение математике через проектную деятельность

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение математике через проектную деятельность

Просмотр содержимого документа
«Обучение математике через проектную деятельность»



Обучение математике через проектную деятельность


Содержание:

История развития метода проектов. Описание метода проектов. Кооперативные проекты. Достоинства метода проектов. Практические способы реализации проектной деятельности. Методика организации практико-ориентированного проекта. Заключение.



Лекция.


История развития метода проектов

Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше.

Метод проектов возник ещё в XVI веке в архитектурных мастерских Италии. Долгую и достаточно продуктивную историю развития метода проектов и его распространения в мировой практике можно разделить на пять этапов:

  • 1590-1765: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Европы.

  • 1765-1880: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент.

  • 1880-1915: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах.

  • 1915-1965: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу.

  • 1965 — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

В наше время к методу проектов обращаются потому, что он даёт возможность рассматривать проблему в её развитии, используя при этом новейшие педагогические технологии. До начала XX столетия метод проектов применялся в основном в школах с производственным уклоном.

В нашу страну метод проектов пришёл в 1905 г. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся пропагандировать метод проектов среди российских педагогов. В послереволюционный период метод одно время довольно широко стал применяться в школах по личной инициативе Н.К. Крупской. Однако он не занял достойного места в системе образования, поскольку не был педагогически осмыслен учителями и очень быстро выродился в так называемый бригадный метод. Постановлением ЦК ВКПБ в 1931 г. он был осуждён и не использовался практически весь советский период. В последние годы метод проектов вновь возродился в российской системе образования, но уже в новом качестве.


Описание метода проектов

В современных условиях, когда появилась потребность в выпускниках школы, имеющих такие качества личности, как инициативность, мобильность, творческость, когда изменилась потребность общества к образовательным ценностям – произошел возврат к идее проектов.

Отечественная педагогика рассматривает метод проектов и как средство, формирующее творческие способности, и как путь развития у учащегося самостоятельности, и как средство, разрешающее материализовать объединение теории и практики, и как комплекс действий, и как технологию и др.

О росте интереса к проектному обучению можно судить по количеству исследований в этой области (Н. Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С. Лернер, С.И. Горлицкая, М.У. Гаппоева и др.). Они считают, что посредством проектного обучения можно решить проблему повышения качества образования, проблему формирования качеств личности, способных положительно сказаться на исследовательской, конструкторской, управленческой и других видах деятельности учащихся, позволит им быстрее адаптироваться к современным условиям жизни, находить компромиссы в решении проблем.

С проектной деятельностью связана такая деятельность, которая ориентирована на определённую цель, построена на согласованных методах и способах деятельности и направлена на создание продукта.

Метод проектов – это средство, с помощью которого можно достичь поставленной цели.

«Проект» – технологический термин, касающийся области промышленного производства. Как и другие термины: «технология», «модель», он был «принят на вооружение» вначале в педагогической практике и только потом педагогической теорией, как понятие с определенным педагогическим наполнением и пониманием.

Употребление данного термина уходит корнями ещё в древнюю Грецию, где он означал: «…помеху, препятствие, задачу, вопрос».

Метод проектов всегда предполагает наличие либо субъективно значимой, либо социально значимой проблемы. Кроме того, метод проектов всегда прагматичен по своей сути: он предполагает не просто рассмотрение, исследование обозначенной проблемы, не просто поиск путей её решения, но и практическую реализацию полученных результатов в том или ином продукте деятельности.

Учебный проект может выполняться индивидуально, но чаще и наиболее эффективно в совместной групповой работе.

Российская педагогическая энциклопедия метод проектов толкует как «систему взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» .

Е.С. Полат, М. Ю. Бухарин, М. В. Моисеев, А.Е. Петров с методом проектов связывают способ достижения обучающей цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться оформленным реальным продуктом.

Е.С. Полат обращает особое внимание на возможности метода проектов развить творческие, познавательные навыки у учащихся и даёт в своих исследованиях классификацию образовательных проектов, подразделяя их, в зависимости от признаков: преобладающей деятельности; содержательной деятельности; координации проекта; характеру контактов.

Проектная деятельность, которая на современном этапе является одним из наиболее актуальных видов деятельности учащихся, основана на организации коллективных сетевых проектов, в основе которых – совместная деятельность детей разных образовательных учреждений, городов, а может быть даже стран.

Проектная деятельность связана с созданием продукта, который будет значим для всех участников сетевого проекта (технический проект, информационный ресурс, макет изделия, объекта проектирования, web-сайта). В основе сетевого проекта лежит компьютерная телекоммуникация, которая объединяет всех участников проекта совместной проблемой, целью.

С каждым годом количество новых направлений использования метода проектов в образовании увеличивается (система оценки образования, содержание образования, формы обучения и многие другие).


Кооперативные проекты

Ч. Майерс и Т.В. Джонс, занимаясь проблемой активизации процесса учения, предлагают в педагогической практике применять метод кооперативных проектов. К важнейшим чертам, которые характеризуют кооперативные ученические проекты, можно отнести:

  • благополучное окончание задачи зависит от уровня связи участников проекта с другими участниками (группой);

  • возможность постановки различных задач, ориентированных на учёт индивидуальных навыков участников проекта;

  • возможность внеурочной работы проектной группы;

  • более широкие социальные навыки; создание и получение обратной связи; наличие навыков критики со стороны участников процесса;

  • использование преподавателей в качестве соучеников позволяет выдерживать правильное направление работы и использовать предоставленные соучениками ресурсы для работы над проектом.

В соответствии с классификацией, данной исследователями, выделим следующие формы кооперативной работы групп: учебные группы, итоговые кооперативные экзамены, кооперативные группы для совершенствования индивидуальной деятельности и, наконец, проекты.

Более подробно остановимся на проектах. Работа над проектами осуществляется малыми группами. После разработки проекта, он сдается в группу – на оценку. Выставляется оценка каждому участнику за его индивидуальный вклад в проект.

Исследователи полагают, что «… кооперативные проекты являются результативными методами обучения, так как в процессе работы у участников появляется возможность совершенствовать свое мышление, сличать собственные мысли с мыслями других, давать оценку новым подходам и улучшать навыки группового общения».

Конкретные используемые средства и приёмы определяются характером решаемой данным проектом задачи.

Так, на мотивационном этапе и этапе целеполагания организационными формами работы в проектном обучении могут быть рассказ, беседа, лекция и другие, на этапе построения ориентировочной схемы действий – самостоятельная работа, а вот на этапе действия, кроме самостоятельной работы, можно использовать практикум, экскурсии, практические и лабораторные работы.

Структуру организации проектного обучения детей можно представить такими этапами, как: погружением в теорию деятельности (проектной), созданием проекта, исследовательской деятельностью, представлением результатов и рефлексией.


Достоинства метода проектов

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей, соединяя теоретическую и практическую составляющие образовательного процесса в опыт деятельности ребенка. Такой образовательный процесс ведёт к взаимодействию участников проекта, вырабатывает у учеников профессиональные умения и содействует формированию знаний, навыков, умений детей в области инновационных технологий.

Исследователи считают, что результатом проектной деятельности является не только выполненный проект, а прежде всего вовлечение детей в самостоятельный процесс «добывания знаний» и их применения.

Результатом проектной деятельности является изменение уровня развития проектных умений учащихся, таких как: умение обучающегося решать различные проблемы и умение освоения способов деятельности (коммуникативные, социальные и информационные).

С умениями разрешать проблемы связано ценностное отношение обучающегося к проектной деятельности и его готовности осуществлять её.

Умение обучающегося осуществлять плановый поиск информации, получать и обрабатывать её – с информационными умениями, а умение осуществлять работу с документацией и с другими членами команды проекта – с коммуникативными умениями.

Социальные умения позволяют оценивать собственное продвижение обучающегося в проектной деятельности.

Ценность проектной деятельности и выполняемых в её рамках проектов заключаются в возможности значительного повышения продуктивности обучения детей. Эта продуктивность проявляется:

  • в реализуемом проекте, соответствующем индивидуальным потребностям ребенка;

  • в активной проектной деятельности ребенка, вызванной поощрением и отсутствием авторитарности педагогов;

  • в личностно-ориентированном подходе, гармонично связывающем интересы ребенка и социума;

  • в самостоятельном получении ребенком знаний;

  • в осуществлении ребенком индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на работу в группах;

  • в сотрудничестве всех участников проекта;

  • в получении и оценке конкретного продукта проектной деятельности.


Практические способы реализации проектной деятельности

Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объёмом. Поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных уроков или выполнение проекта в виде домашнего задания. Вдобавок организация проектной деятельности в урочное время часто нецелесообразна ввиду нехватки часов, выделенных учебным планом на математику.

Реализация проектной деятельности во внеурочное время осуществляется гораздо легче: чаще всего организовываются факультативы, кружки, элективные курсы, на которых учащиеся осваивают проектную деятельность.

В любом случае, эта работа должна включать в себя связь с математикой (это будет способствовать поддержанию интереса к предмету и изучению материала, выходящего за рамки школьной программы), реализацию творческого потенциала учащихся и обязательно самостоятельную работу школьников, направленную на приобретение новых знаний и умений.

Как показывают практика и исследования многих учёных, деятельность практического характера вызывает у обучающихся наибольший интерес. Детям нравится работать с тем математическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который может найти непосредственное практическое применение.


Методика организации практико-ориентированного проекта

Беря за основу приведённую выше классификацию проектов, рассмотрим подробнее практико-ориентированный проект, представленный продуманным сценарием деятельности участников, с чётким определением их функций. Рассмотрим методику организации проекта «Строительство дачи» на занятиях кружка в 9 классе. Целесообразно осуществлять проектную деятельность пошагово.

На первом шаге организуем подготовительную работу, цель которой – познакомить школьников с сутью проектной деятельности, её этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом. Чтобы школьники лучше осознали методику предстоящей им работы, стоит им продемонстрировать какой-нибудь уже выполненный проект.

На втором шаге происходит непосредственная работа над проектом «Строительство дачи». Рассмотрим работу над проектом на каждом этапе:

  1. Этап планирования

Предлагаем учащимся проблемную ситуацию: «У вас имеется досок на 200 метров забора, вам необходимо оградить этими досками участок так, чтобы его площадь была максимальной, под дачу и «застроить» его. После чего подсчитать затраты на это строительство, причём сумма всех затрат не должна превышать 1 млн. рублей». Требование к данному участку: наличие домика с окнами и дверями. Задание: вычислить площадь и объём домика, каждой его комнаты, определить площадь и объём стен.

В ходе общего рассуждения школьники должны увидеть, что им в процессе выполнения проекта предстоит определить стороны участка, так чтобы они удовлетворяли условию задачи, провести «застройку» участка, подсчитать стоимость выполненной работы. В качестве вспомогательных элементов им нужно будет разработать планы садового домика, участка, список материалов со стоимостью и количеством. Здесь учитель может им помочь наводящими вопросами. Таким образом, ученикам необходимо увидеть весь масштаб предстоящей работы.

Особое внимание следует уделить подведению учащихся к вопросу: «Участок с какими сторонами нам надо взять?». Но с задачами такого рода они ещё не встречались, и как решить эту задачу не знают, поскольку задачи подобного рода решаются в курсе «Алгебра и начала анализа». Таким образом, поставлена проблема перед учащимися, которая подтолкнёт их к поиску и исследованию.

  1. Аналитический этап

Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Учитель должен проконтролировать, чтобы группы были равными по своим способностям. Когда группы сформированы, внутри каждой из них происходит распределение ролей. Амплуа школьники выбирают себе самостоятельно, но важно, чтобы все виды предстоящей работы были выполнены. Можно прийти им на помощь и предложить возможные роли: архитектор, бухгалтер, дизайнер и т.д. Возможен вариант, что в группе не будет распределения ролей, и тогда каждый вид работы школьники выполняют вместе.

Первым делом учащиеся должны определить размеры участка. Здесь задействованы знания формул вычисления площади и периметра прямоугольника. Анализируя их, школьники замечают, что их величина зависит только от длины и ширины. Они будут раскладывать полупериметр (в нашей задаче это 100 м) на слагаемые, затем находить произведение этих слагаемых и среди них выбирать максимальное. В итоге участок должен иметь размеры 50 м на 50 м.

Размеры определены, теперь нужно «застроить» участок. Что будет на нём, зависит только от фантазии участников проекта, но результат должен соответствовать требованиям. Необходимо подсчитать стоимость застройки, а для этого рассмотреть материалы, из которых она состоит, найти их количество и вычислить затраты на их приобретение. Причём цены на материалы ученикам не предоставляются. Им необходимо самостоятельно их найти.

Следующим пунктом этого этапа является выполнение заданий. Учащиеся самостоятельно определяются с выбором нужной им формулы, сами производят расчёты и измерения. Здесь необходимо учесть, что стены имеют толщину. Как участники проекта будут вычислять объём стен, учителем не оговаривается, и здесь возможны два варианта:

  • из общего объёма дома вычесть объёмы комнат;

  • подсчитать объём как сумму объёмов каждой стены в отдельности.

  1. Этап обобщения информации

После того, как все расчёты проведены, найденная сумма затрат сравнивается с ограничением. Если сумма превышает, участникам придётся редактировать свою работу. Если полученные результаты удовлетворяют требованиям, то можно переходить к следующему этапу. Но у школьников ещё есть возможность посмотреть на результат своей работы «со стороны», тем самым увидеть недостатки, изъяны и откорректировать их.

  1. Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)

Участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Школьникам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность с точки зрения выдвинутых требований, отвечают на возникшие в ходе презентации вопросы. Представляют вниманию всех участников выполнение задания. Учителю необходимо заранее продумать вопросы к участникам проекта.


Заключение

Чтобы организовать проектную деятельность, учителю необходима специальная подготовка. Учитель должен точно знать сущность проектной методики, интересы и склонности учащихся, владеть хорошими организаторскими качествами, должен сам иметь представление о результатах проектной деятельности.



Литература:


  1. Е.С. Полат. Метод проектов: история и теория вопроса.

  2. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения математике (выпускная квалификационная работа)

  3. И.Б. Малафеева. Магистерская диссертация на тему «Развитие у детей 12-14 лет проектных умений посредством кластерного подхода в системе дополнительного образования».

  4. В.Г. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!