СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение нормам орфоэпии русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей нашей школы является развитие детей.

Как сказал, советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин:

«Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.»

Просмотр содержимого документа
«Обучение нормам орфоэпии русского языка.»

Обучение нормам орфоэпии русского языка.

Основной задачей нашей школы является развитие детей.

Как сказал, советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин:

«Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.»

Школьники учатся говорить, подражая речи педагога, вслушиваясь в речь педагога. Поэтому большое значение имеет речь самого учителя, поскольку она является образцом, которому подражают. Речь должна быть естественной, эмоционально выразительной, с соблюдением правил орфоэпии.

Нормы русской орфоэпии складывались в течении длительного времени. В основу их лег московский говор.

В устной речи различают деловой и разговорный стили.

Для делового стиля характерна четкая артикуляция звуков и несколько замедленный темп речи.

Для разговорного стиля характерен более ускоренный темп: здесь допускается поверхностная артикуляция звуков; в результате некоторые звуки артикулируются нечетко, а другие просто выпадают.

Например, в разговорной речи мы зачастую сокращенно произносим Пал Палыч, Сан Саныч.

Однако и в деловом и в разговорном стилях нормы орфоэпии должны быть соблюдены.

В процессе обучения детей с нарушением слуха педагогу следует пользоваться как деловым, так и разговорным стилями. Выбор того или иного стиля зависит от возрастных особенностей обучающихся, их речевого развития и характера речевого материала. Что же такое «орфоэпия»?

Некоторые сурдопедагоги считают, что от глухих нецелесообразно требовать соблюдение всех норм орфоэпии. По их мнению, обучающиеся могут не придерживаться произношения безударного [о] как [а], окончаний прилагательных –ого, -его как –ова, -ева и т.д. Сторонники этой точки зрения считают, что расхождение произношения с написанием будет еще больше затруднять обучение детей с нарушением слуха устной речи.

Другая часть сурдопедагогов, в частности профессор Ф.А. Рау исходит из того, что речь глухих должна быть максимально приближенной к речи слышащих, т.е. орфоэпически правильной.

Авторы «Методики обучения глухих детей произношению» Волкова Ксения Александровна, Казанская Вера Львовна, Денисова Ольга Александровна разделяют точки зрения Профессора Ф.А. Рау, но считают, что объем обязательных норм офроэпии для глухих может быть несколько уменьшен.

В частности, необходимо соблюдение тех норм, которые особенно влияют на внятность речи, например, оглушение звонких согласных на конце слов. Невыполнение этого правила приводит к появлению замен одной фонемы другой (вместо зуб, произносится зуб).

Однако в русской орфоэпии существует ряд норм, несоблюдение которых почти не снижают внятности речи, например, редукция гласных в определенных позициях, произношение «э» с наклоном к «и» (весна).

Обучение орфоэпии осуществляется на уроках, индивидуальных занятиях, в процессе речевых зарядок, во внеклассное время. Нужно широко использовать также и самостоятельную работу обучающихся, чтобы правильно организовать обучение детей с нарушением слуха нормам орфоэпии педагог должен прежде всего составить представление о соблюдении этих норм его воспитанниками. В связи с этим во всех классах в содержании обследования речи детей включается раздел»Орфоэпия».

Орфоэпией называется свод правил произношения применительно к какому – либо языку. К нормам русской орфоэпии относится произношение

  1. безударного [о] как [а] (вода, окно);

  2. звонких согласных на конце слов и перед глухими как глухих (нож, глаз, ложка, юбка)

  3. сочетание –ться, тся в глаголах как [ца] (умываться, улыбаться);

  4. двойного согласного, как одного звука (Анна, класс);

  5. окончаний прилагательных -ого,-его как –ова, -ева;

  6. слова с непроизносимыми согласными со(л)нце, лес(т)ница.

Такие слова, как что, чтобы, потому что нужно запомнить, они произносятся не так, как пишутся.

В устной речи различают деловой и разговорный стили.

Для делового стиля характерна четкая артикуляция звуков и несколько замедленный темп речи.

Для разговорного стиля характерен более ускоренный темп: здесь допускается поверхностная артикуляция звуков; в результате некоторые звуки артикулируются нечетко, а другие выпадают.

При обучении глухих нормам орфоэпии необходимо решать 2 основные задачи:

-дать детям знание правил;

-научить сознательно применять правила в устной речи.

Школьники начинают изучать правила орфоэпии с 4 класса: постепенно у них формируются навыки сознательного применения этих правил в речи.

Методические приемы обучения глухих нормам орфоэпии.

На первых порах каждое новое слово должно быть раскрыто детям не только со стороны его значения, но и со стороны звучания. Поэтому изучаемое слово воспринимается слухозрительно через подражание и чтение надстрочных знаков. При этом можно использовать различные надстрочные и условные знаки: надстрочные буквы, которые соответствуют произносимому звуку в данном слове, например сова, хлеб, варежка; черточки сова, хлеб, варежка; скобки-лес(т)ница, со(л)нце,здра(в)ствуй.

Выбор того или иного орфоэпического знака определяется степенью знакомства детей со словом. Когда речь идет о новых словах, используются надстрочные буквы. По мере введения слова в речь школьника начинает употребляться черточка, затем слова пишутся без всякого надстрочного знака.

Непроизносимые согласные принято выделять скобкой: со(л)нце, лес(т)ница.

В процессе обучения глухих нормам орфоэпии необходимо использовать различные виды работ. При этом используется звукоусиливающая аппаратура.

1)подражание с использованием движений речевой ритмики.

Важную роль играет речь учителя. Если ребенок не может подражать речи педагога, то используют речевую ритмику.

2)чтение речевого материала.

Материал считывается с доски, с плакатов, карточек. Первоначально используется надстрочный знак в виде буквенного обозначения, потом в виде черточки, далее без нее.

3)называние конкретных предметов и картинок.

На картинках могут быть изображены отдельные предметы, действия, ситуации.

Так, например, для формирования у детей умения оглушать звонкие согласные на конце слова можно использовать предметы: нож, хлеб, глаз., а также картинки с их изображением. Первоначально, когда школьники только овладевают данным словом, предъявление картинок и предметов сопровождается подписью, затем детям предлагают их называть.

4) расстановка обучающимися надстрочных знаков в словах, записанных на доске или тетради. Например, учитель пишет на доске слово: сова. Вызванный ученик ставит надстрочный знак (сова) и произносит это слово орфоэпически правильно.

По мере изучения правил данный вид несколько усложняется. Учитель записывает на доске слова и обращается к классу с заданиями: надписать надстрочные знаки в виде букв, произнести правильно слова, объяснить, почему так надо говорить.

5)придумывание обучающимися примеров на то или иное правило орфоэпии.

Например, учитель может дать детям такое задание: «подберите слова, в которых есть безударное «О», скажите правильно эти слова; составьте предложения, в которых есть слова с двойными согласными звуками, скажите правильно эти слова».

6)необходимо применять такие виды работы которые непосредственно связаны с речевой практикой ребенка. В этой связи рекомендуется широко использовать диалогическую речь. При этом следует насыщать содержание вопросов и ответов на них с нормами орфоэпического произношения, т.е. вводить слова на то или иное правило. Диалоги могут быть между учителем и обучающимися, а также между самими детьми.

В целях совершенствования орфоэпических навыков в устной речи глухих необходимо

7)использовать разного рода самостоятельные высказывания обучающихся (поручения, сообщения и т.д.)

Большое место(особенно на старших годах обучения) должно быть отведено такому виду работы как:

8)самостоятельное рассказывание: о прочитанной книге, о просмотренном фильме, по заданной теме или по картинке и тд. Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков.

9)нужно также организовывать речевые игры. Например, игра в лото, составленная с целью овладения того или иного правила орфоэпии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!