СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. 

Эмоциональное и физическое развитие левополушарных и правополушарных детей имеет ряд отличий. Всем известно, что левое и правое полушарие мозга ребенка и взрослого отвечают за разные психические процессы, в науке о душе даже существует такое понятие, как «межполушарная асимметрия». Принципиальной разнице в развитии детей каждого типа и посвящен этот материал.

 

Просмотр содержимого документа
«Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий»

«Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий»

Мастер- класс

(подготовила учитель-логопед МОУ «Днестровская СШ №2»


Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я хочу поделиться опытом в организации индивидуального подхода к учащимся с разной функциональной асимметрией полушарий головного мозга на основе собственного опыта и имеющихся методических материалах

Как сделать обучение наиболее эффективным? Я считаю, что при построении урока нужно учитывать наследственно обусловленные особенности детей. Врожденным является разделение людей на «воображаемый» и «художественный» типы, что основывается на доминировании у первых левополушарных, а у вторых – правополушарных функций головного мозга.


Я предлагаю Вам узнать себя немного получше. Проведем часть физиологического теста И. П. Павлова на определение асимметрии полушарий головного мозга.

Чтобы выполнить этот несложный тест на определение ведущего, доминантного, левого или правого полушария головного мозга, Вам понадобятся собственные руки и ручка с листом бумаги.
1) Сложите кисти рук в замок, сделайте это несколько раз не задумываясь и не смотря на руки. Затем, посмотрите большой палец какой руки, левой или правой, оказался сверху. Запишите соответствующую букву (П или Л).

2) Вытяните обе руки вперед сложив их «пистолетом», найдите точку и прицельтесь обоими глазами, по очереди закрывайте то один глаз, то — другой. При закрытии какого глаза, правого или левого, сместилась точка прицела, ту букву (П, Л) и запишите.

3) Встаньте и скрестите руки на груди в «позу наполеона». Проделайте это несколько раз, не глядя и не думая, потом посмотрите какая рука находиться на верху. Запишите результат (П, Л).
4) Похлопайте в ладоши. Запишите букву, соответствующую верхней ладони.

У кого из вас преобладает П- Вы представитель левополушарного типа (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению)

У кого из вас преобладает буква Л – Следовательно у вас доминирует правое полушарие (конкретно-образное мышление, развитое воображение)

Если у Вас равное количество букв П и Л- Вы равно полушарный –смешанный тип (пластичность мышления, возможность реализовать себя в любом виде деятельности, дифференцированное запоминание, умение одновременно оперировать знаками, символами и художественными образами).

По этому тесту нельзя 100% говорить об асимметрии головного мозга. В более подробном обследовании помогут Вам различные диагностические методы: тесты, наблюдения, индивидуальные беседы.

Диагностические методы.

  1. Тест И.П. Павлова (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) с объектами

  2. Метод определения доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. ( Дубовицкая Т.В.)

  3. Метод наблюдения за учащимися во время учебной деятельности и не урочное время.

  4. Индивидуальные беседы.


Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

логическое последовательное

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит символы (буквы, слова). Необходимы ясные письменные инструкции.

Любит проверять работу.

Любит информацию в письменной форме.

Анализирует от части к целому.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ

интуитивное хаотическое абстрактное

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Видит конкретные объекты.

Отвлекаемость, способность, к саморазвлечению.

Использует интуицию.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Анализирует от целого к части.

Методика преподавания в средней школе построена с “левополушарным” акцентом. Чтобы создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу и для каждого в отдельности необходимо учитывать психолого –педагогические условия с учетом мозговой организации познавательных процессов.

Психолого –педагогические условия для реализации возможностей ребенка.

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Рабочая полусфера – правая

Темная доска – светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали

  • абстрактно-линейный стиль изложения

  • работа в одиночку

  • многократное повторение

  • задание на поиск ошибок

  • задание в символах


Методы проверки:

Письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Получать информацию с правой стороны

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ УЧЕНИК

Рабочая полусфера – левая.

Светлая доска – темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • контекст

  • связь информации с реальностью, практика

  • творческие задания

  • эксперименты

  • работа в группах

  • схемы, таблицы, карточки

  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ).

Получать информацию с левой стороны


Как я уже говорила, при построении урока нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности детей.


Учение – как последовательность действий

  • У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Правополушарным легче говорить, чем писать,

а левополушарным  –  легче писать, чем говорить.

  • Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, художники, организаторы.

  • Среди левополушарных  –  инженеры, философы, лингвисты.

    • До 9 – 10 лет дети в большинстве своём являются правополушарными, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Определение степени праворукости (левополушария)
у детей младшего школьного возраста

(вариант теста М. Озьяс)

  • 1) Хлопки в ладоши (ведущая рука сверху).

  • 2) Отвинчивание гайки, накрученной на болт (ведущая рука та, которая откручивает гайку).

  • 3) Поглаживание игрушечного зверька, держа его в руках (ведущая рука гладит).

  • 4) Вдевание нитки в иголку или палочки в кольцо (ведущая рука держит нитку).

  • 5) Имитация зажигания спички (ведущая рука держит спичку).

  • 6) Отвинчивание пробки на бутылке (ведущая рука отвинчивает пробку).



Мотивационный этап
(установка на деятельность)

У правополушарных учащихся высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Левополушарные учащиеся имеют направленность на познавательные мотивы. Их привлекает процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.


Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот).

  • те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными

  • вправо — левополушарными.

Русский язык

  • Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме:

- на безударные гласные в корне,

  • пропускают мягкий знак,

- в 12 раз чаще путают падежные окончания,

  • пишут лишние буквы,

  • заменяют одни согласные другими.

  • В речи используют много глаголов.

  • Правополушарные

  • дети делают ошибки в словарных словах,

  • в гласных, находящихся под ударением,

  • имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Математика

  • Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе.

  • Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся.

Физкультура и спорт

  • Правополушарные -обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.

  • Левополушарные дети обладают чувством времени, нескоординированны, но мышечно выносливы.

  • Им следует выбирать одиночные виды спорта.

Восприятие текста

  • Левополушарные оценивают и читают слова, «атакуя» их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому).

  • Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (система Занкова).

Работа в группе
(учащиесяся с противоположными стилями обучения)

Ученик правополушарного типа мышления, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов

Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.



Результативный этап
(с выбором методов проверки знаний).

  • Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

  • Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Для наиболее эффективного восприятия информации

с классной доски

  • Для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел.

  • Для левополушарных учащихся сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел.

Вывод:

Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга.


ИТОГ: Чтобы создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу, учитель должен хорошо узнать своих учеников, используя различные диагностические методы, чтобы правильно выстроить схему общения, поведения, методику преподавания (Приложение 1).


Своё выступление я закончу старой притчей.

В одном селе жил мудрец. Все считали, что он всё знает.

Однажды 1 человек решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку и подумал: «Посажу её на ладошку, приду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня бабочка: живая или мёртвая?» Если мудрец скажет, что она живая, я сожму пальцы посильнее и она будет мёртвая. А если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладошку и бабочка улетит»

Пришёл человек к мудрецу и спросил: «Живая у меня в ладошке бабочка или мёртвая?» А мудрец подумал- подумал и сказал: «Всё в твоих руках».

И я вам желаю, чтобы вы всегда помнили: Всё в ваших руках!






















Приложение 1

Развитие межполушарного взаимодействия.

  • Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

  • Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

  • Рисунок лежачей восьмерки. Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

  • Зеркальное рисование.  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

  • Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

  • Мысль о перекрестье ("X") сообщает мозгу о желании использовать в работе движение обеих половин тела одновременно. Перекрестье «X» по своему физиологическому действию похоже на упражнение «Ленивые восьмерки». Оно активизирует левое и правое полушария мозга для одновременного совершения движения и расслаб­ления тела, а также организует работу обоих глаз.

  • Улучшаются  следующие  навыки: организованность в работе по математике и письму, повышается концентрация внимания; координация движений в повседневной жизни и спорте; развивается умение планировать и выделять главное в работе.


Использованные материалы и Интернет- ресурсы


  1. http://festival.1september.ru/ Попова Н. М. «Учёт психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе».

  2. http://festival.1september.ru/ Кузнецова Т. В. «Траектория преемственности, основанная на особенностях интеллектуальных возможностей «право- и левополушарных» детей». (Рисунки)

  3. http://психоаналитик-матвеев.рф/ «Ведущее доминантное полушарие мозга- тест онлайн».

  4. http://www.advocard.my1.ru «Притча о бабочке»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!