СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение жанру письма по произведениям В.Астафьева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере произведений В.Астафьева идёт разговор о человеке и природе и обучение сочинению в жанре письма

Человек и природа в рассказах В.П.Астафьева».

(Малые Астафьевские чтения)

 

 

Тема: «Человек и природа в рассказах В.П.Астафьева».

Цель: совершенствовать умение  анализировать художественный текст.

           воспитание чувства ответственности за сохранение природы, ее красоты и    ценности.

Задачи: - формирование у учащихся навыков правильного написания делового       

                письма;

- умение подбирать материал к этому жанру;

- оформление публичного выступления в жанре письма.

 

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

«Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту… Нет, он не старец – кудесник. Но есть у него к людям особое слово и в книгах, и изустно», - так сказал об Астафьеве Ев. Носов.

В.П. Астафьев – писатель, чье имя связано с Пермским краем, писатель, который главным в жизни считал сохранение духовной культуры, а также культуры взаимоотношения человека и природы.

  1. Презентация «По дороге жизни В.П.Астафьева».
  2. Беседа с учащимися о роли природы в жизни человека.

Приведите примеры тех моментов, когда мы просто можем любоваться природой (предполагаемые ответы):

рассвет

закат

цветочная поляна и др.

Картины, которые  мы можем наблюдать:

прилёт птиц

муравьи – трудяги

                Картины, которые заставляют человека негодовать:

оставленная свалка мусора

     мальчишки стреляют в птиц

разорённое гнездо

сломанное просто так дерево и т.д.

 

                 Назовите действия человека, которые бы вызвали одобрение у окружающих:

кто-то смастерил кормушку

очистка прибрежной зоны пруда

  4. Какой же мы видим природу и человека в рассказах В.П.Астафьева?

(Каждая группа по особому плану анализировала свой рассказ в жанре письма, пользуясь заранее приготовленной таблицей).

 

Стилевые особенности

Комментарии

1. Этикетное начало письма

Выберите подходящее обращение.

Выразите заинтересованность проблемой, желание быть интересным собеседником.

2. Диалогичность

Вопросы собеседнику, обращения, предполагаемые ответы.

3. Свободный синтаксис

Неполные предложения, умолчания (…),

Вводные слова и предложения. Разные по цели высказывания предложения.

4. Интонация

Спокойная, ровная, риторическая, доброжелательная, взволнованная, решительная и т.д.

5. Цель (идея письма)

Поделиться мыслями, чувствами, настроениями, информировать, воздействовать (иногда), посоветовать… и т.д.

6. Этикетная концовка

Выражение благодарности и установление контакта для продолжения переписки…

  1. Выступление учащихся.

 

Анализ рассказа «Гуси в полынье» - письмо автору.

 

Уважаемый В.П.Астафьев! Вы писатель, в творчестве которого человек и природа являются главными объектами описания, вы мастер создания рассказов, которые захватывают читателя уже с названия. Таким примером является рассказ «Гуси в полынье.»  Название уже звучит тревожно. Экспозиция рассказа (т.е. предыстория) преднамеренно затянута, т.к. вы подробно описываете, как образуются полыньи,  какую таят опасность.

«Однажды после ледостава, облетела село весть, будто  в полынье плавают гуси и слышатся их тревожные крики…» Это событие и является завязкой рассказа. Именно это событие заставило местных ребятишек бежать на реку. Вам удаётся напряжённо описать поведение птиц – они в беде.

«Полынья сделалась маленькой, вода рядом бурлила, казалось, что кипела, и в этом окне металась по кругу ошалевшая, уставшая и голодная стайка гусей».

Далее повествование приобретает стремительный ход. Что делать? Пропадут гуси. Все пропадут, спасти бы их. И здесь вы показываете человека, (в данном случае местных ребятишек и деревенского сторожа Мишку Коршукова) для которых  защита природы, вернее её спасение, является главным. Без промедления составляется план спасения гусей, план, небезопасный для человека. Таким человеком является сам автор, от имени которого ведётся повествование. По описанию узнаём, что в детстве Вы были исхудавшим от лихорадки мальчиком, в совсем не новенькой шубенке, мальчиком, которому страшно ползти по доске, под которой трещал и прогибался лёд, мальчик, который плакал от волнения, что не успеет спасти гусей.

Ваш рассказ читается на одном дыхании, рассказ тревожный, равнодушно читать его невозможно. Вы показали нам пример того, как нужно поступать, если природа просит помощи.

От всей группы благодарим Вас за творчество, за рассказы, которые очень поучительны.

 С уважением ученики 7 класса.

 

(далее по другим рассказам)

 

  1. Слово учителя.

Рассказы Астафьева способны разбудить в читателе самые светлые чувства. Каждая ситуация в рассказах жизненна, может произойти с каждым. Что же должен делать человек? Природу нужно любить, оберегать, защищать, спасать…

Что бы мы с вами, ребята, могли рассказать писателю о своём крае, о его природных достопримечательностях? (Ребята рассказывают о крае с показом слайдов)

 

 

Просмотр содержимого документа
«Обучение жанру письма по произведениям В.Астафьева»





«Человек и природа в рассказах В.П.Астафьева».

(Малые Астафьевские чтения)



Тема: «Человек и природа в рассказах В.П.Астафьева».

Цель: совершенствовать умение анализировать художественный текст.

воспитание чувства ответственности за сохранение природы, ее красоты и ценности.

Задачи: - формирование у учащихся навыков правильного написания делового

письма;

- умение подбирать материал к этому жанру;

- оформление публичного выступления в жанре письма.


Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя.

«Есть в нем нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту… Нет, он не старец – кудесник. Но есть у него к людям особое слово и в книгах, и изустно», - так сказал об Астафьеве Ев. Носов.

В.П. Астафьев – писатель, чье имя связано с Пермским краем, писатель, который главным в жизни считал сохранение духовной культуры, а также культуры взаимоотношения человека и природы.

  1. Презентация «По дороге жизни В.П.Астафьева».

  2. Беседа с учащимися о роли природы в жизни человека.

Приведите примеры тех моментов, когда мы просто можем любоваться природой (предполагаемые ответы):

рассвет

закат

цветочная поляна и др.

Картины, которые мы можем наблюдать:

прилёт птиц

муравьи – трудяги

Картины, которые заставляют человека негодовать:

оставленная свалка мусора

мальчишки стреляют в птиц

разорённое гнездо

сломанное просто так дерево и т.д.


Назовите действия человека, которые бы вызвали одобрение у окружающих:

кто-то смастерил кормушку

очистка прибрежной зоны пруда

4. Какой же мы видим природу и человека в рассказах В.П.Астафьева?

(Каждая группа по особому плану анализировала свой рассказ в жанре письма, пользуясь заранее приготовленной таблицей).


Стилевые особенности

Комментарии

1. Этикетное начало письма

Выберите подходящее обращение.

Выразите заинтересованность проблемой, желание быть интересным собеседником.

2. Диалогичность

Вопросы собеседнику, обращения, предполагаемые ответы.

3. Свободный синтаксис

Неполные предложения, умолчания (…),

Вводные слова и предложения. Разные по цели высказывания предложения.

4. Интонация

Спокойная, ровная, риторическая, доброжелательная, взволнованная, решительная и т.д.

5. Цель (идея письма)

Поделиться мыслями, чувствами, настроениями, информировать, воздействовать (иногда), посоветовать… и т.д.

6. Этикетная концовка

Выражение благодарности и установление контакта для продолжения переписки…

  1. Выступление учащихся.


Анализ рассказа «Гуси в полынье» - письмо автору.


Уважаемый В.П.Астафьев! Вы писатель, в творчестве которого человек и природа являются главными объектами описания, вы мастер создания рассказов, которые захватывают читателя уже с названия. Таким примером является рассказ «Гуси в полынье.» Название уже звучит тревожно. Экспозиция рассказа (т.е. предыстория) преднамеренно затянута, т.к. вы подробно описываете, как образуются полыньи, какую таят опасность.

«Однажды после ледостава, облетела село весть, будто в полынье плавают гуси и слышатся их тревожные крики…» Это событие и является завязкой рассказа. Именно это событие заставило местных ребятишек бежать на реку. Вам удаётся напряжённо описать поведение птиц – они в беде.

«Полынья сделалась маленькой, вода рядом бурлила, казалось, что кипела, и в этом окне металась по кругу ошалевшая, уставшая и голодная стайка гусей».

Далее повествование приобретает стремительный ход. Что делать? Пропадут гуси. Все пропадут, спасти бы их. И здесь вы показываете человека, (в данном случае местных ребятишек и деревенского сторожа Мишку Коршукова) для которых защита природы, вернее её спасение, является главным. Без промедления составляется план спасения гусей, план, небезопасный для человека. Таким человеком является сам автор, от имени которого ведётся повествование. По описанию узнаём, что в детстве Вы были исхудавшим от лихорадки мальчиком, в совсем не новенькой шубенке, мальчиком, которому страшно ползти по доске, под которой трещал и прогибался лёд, мальчик, который плакал от волнения, что не успеет спасти гусей.

Ваш рассказ читается на одном дыхании, рассказ тревожный, равнодушно читать его невозможно. Вы показали нам пример того, как нужно поступать, если природа просит помощи.

От всей группы благодарим Вас за творчество, за рассказы, которые очень поучительны.

С уважением ученики 7 класса.


(далее по другим рассказам)


  1. Слово учителя.

Рассказы Астафьева способны разбудить в читателе самые светлые чувства. Каждая ситуация в рассказах жизненна, может произойти с каждым. Что же должен делать человек? Природу нужно любить, оберегать, защищать, спасать…

Очёрская земля напрямую не связана с вашим творчеством, но ваше творчество связано с нашим краем, а значит и со всеми нами. Вы учите в своих произведениях любить природу, видеть её красоту, любить, беречь и охранять малую родину.

Что бы мы с вами, ребята, могли рассказать писателю о своём крае, о его природных достопримечательностях? (Ребята рассказывают о крае с показом слайдов)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!