Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснолучская общеобразовательная школа №13
имени воина - интернационалиста А. Мещерякова»
Мастер-класс
«Монотипия. Обучение живописи и прикладным техникам для учителей технологии и изобразительного искусства»
Разработала:
учитель начальных классов
Чернышева Татьяна Викторовна
г.Красный Луч
I. Вступительная беседа о технике«монотипия»
-Уважаемые, коллеги! Сегодня на мастер-классе мы будем говорить о графической технике «монотипия».
«Монотипия»-техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия-два слова:«моно» и «типия» («моно»-один и греческое «типос»
-отпечаток, оттиск,касание).Это вид печатной графики.
-Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание, но, главное, это художественное произведение, выполненное за один приём.
-Первыми монотипистами, наверное, были ещё древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах пещер.
-Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в 17 столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Однако, распространение она получила только с конца 19 века. Среди наиболее известных мастеров, кроме Джованни Кастильоне, англичанин
Уильям Блейк, француз Эдгар Дега.
II.Демонстрация работ, выполненных детьми.
-Так как я работаю с маленькими детьми, которые мало что умеют, то выбрала одну из простых нетрадиционных техник рисования. Эта техника «простой живописи»(простейшего способа рисования).
-Необычность монотипии в её непредсказуемости, которая вносит в это занятие ощущение ожидания чуда!
III. Подготовка материалов и инструментов
-По отношению к краскам, эта техника всеядна. Можно использовать акварель, гуашь, акрил, масляные краски, типографские, даже можно использовать и строительные виды красок.
-Также широк и разнообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски, бумага, различные виды картонов, пластик, стекло различной толщины, чем толще стекло, тем интереснее отпечаток, фанера плитка, пластины различных металлов
-Поработав с различными поверхностями, вы определитесь, с какой поверхностью вам лучше работать.
Инструменты: рука, пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, валики, тем, что придёт в вашу творческую голову.
-Ну и , наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают рисунок: бумага, ткани, художественный холст, украшают стекло, камень
-В общем, есть повод для фантазии и творчества!
IV.Выполнение работ:
-Ну а теперь я расскажу как работать с этой техникой.
-Работая в технике монотипия, можно говорить о сеансе арт- терапии.
Это популярная методика в лечении всевозможных психических расстройств, для лечения депрессии, улучшения настроения, для украшения дома. Рисуем для души!
Осень.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
-Коллеги, а с какими цветами ассоциируется осенняя пора?
-Ну а теперь приступим к работе:
1.Приготовили краски тех цветов, которые дарит нам осень и те, которые в данный момент вам по душе.
2.Открыли баночки. Работать будем быстро, чтобы краска не успевала высохнуть.
3.Краски должно быть много, густо, кисточка толстая, окунаем в воду, мазки наносим хаотично, делаем абстракцию.
4.На плитке краской заполняем всю поверхность.
5.После нанесения краски, сверху плитки накладываем лист белой плотной бумаги, разглаживаем лист.
6.Плавно снимаем лист.
7.Все в ожидании чуда! Что получилось!
8.Всматриваемся в полученный оттиск, пытаемся увидеть какой-то пейзаж, образ, композицию.
9.Можно слегка доработать оттиск. старясь усилить и выявить увиденное в
отпечатке.(Это уже используется смешанная техника)
-Вот посмотрите какие отпечатки получились у моих детей (демонстри-рую работы детей) моего класса.
-Во время работы постарайтесь расслабиться и получить удовольствие.
-Настроимся на работу, а поможет нам в этом музыка польского композитора Фредерика Шопена «Вальс Дождя» (Звучит музыка в современной обработке)
Тихо - тихо рядом сядем-
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены- Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой,
Эта музыка торопит
И ведет нас за собой!
Выполнение работ:
-Взяли кисти, приготовили краски и начали работать. (звучит музыка)
-А теперь посмотрим, что же у нас получилось.
-Пока наши работы просыхают, мы попробуем доработать оттиски , которые для нас
приготовили мои школьники, они очень старались.
-Если напрячь воображение, то можно увидеть яркие картины: неземных животных,
загадочный лес, луну, пробивающуюся сквозь туманы, поляны и цветочные луга.
V. Выставка готовых работ
VI. Подведение итога
-Когда у вас плохое настроение, возьмите краски, кисти, гладкую поверхность, сделайте несколько мазков, вы получите картину, и мир вокруг станет прекрасней и ярче !
4