Урок № 30 6 – В 20.11
Тема. Р.Р.-7. Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова.
Тип урока: формирование новых знаний
Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.
УУД (ожидаемые результаты):
Предметные: ученик научится анализировать текст стихотворения.
Метапредметные:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор
Поэзия говорит больше, чем проза,
при помощи меньшего количества слов. (Вольтер)
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (наизусть)
Мотивационно-целевой этап.
Равнодушие – самая страшная болезнь души.
Алексис де Токвиль (фр. Полит. Деятель 19 века, министр иностранных дел Франции (1849 г.)
Работа по теме урока. (Лично я понимаю это так:если человек ко всем и всему равнодушен, не хочет помогать, ни о чем не интересуется, он попросту перестает чувствовать. Человек перестает быть человеком, теряет человеческие качества. Он не жесток, он просто пройдет мимо, если увидит кого-то в беде. Это самое страшное, что может случиться с человеком, ведь даже жестокие люди когда-нибудь смогут услышать, почувствовать, а равнодушный человек не сможет этого никогда. Это равносильно страшной болезни, которая убивает не тело, а душу человека.
В мировой литературе есть образы, которые живут в произведениях авторов различных эпох. В мировой поэзии есть "вечные символы" — заря, свеча, муза. Таким символом является и одинокий, носящийся по ветру листок.
Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, над чем будем работать? Сформулируйте задачи нашего урока.
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над стихотворением М.Ю Лермонтова «Листок». Это стихотворение многоплановое. В нем поднимается сразу несколько проблем.
Чтение стихотворения.. (ученик)
Работа со схемой «Компоненты анализа поэтического произведения».
4. Анализ стихотворения.
- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? (жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)
Беседа с классом. - Какова история листка-странника? - О чём этот рассказ – о листке, о людях, о поколении? Этот рассказ, конечно, не только о листке, который оторвался от родной ветки. Речь идёт о людях, которые утратили цель и смысл жизни. В образе до срока созревшего листка угадывается бесцельность существования и преждевременного созревания лермонтовского поколения.
- Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)
- Каким термином называется в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)
-Наличие конфликта предполагает, как правило, деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные)
- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным?
- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.
Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность?
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами, тянутся до самого неба.
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.
- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев?
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства, брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир –
«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.
Вывод: С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости.
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.
Физкультминутка.
- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов. Записи в тетрадь.
Прием антитезы.
Антитеза – противопоставление- антонимы.
Подведение итогов.
Вспоминается ещё одно стихотворение Лермонтова - «Нищий»:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Строки, не требующие комментария!..
Это очень опасная для общества тенденция. (Обращение к эпиграфу) Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе …
- Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!
7. Домашнее задание.
Написать миниатюру на тему
«Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
«Какова дальнейшая жизнь листка?» «Можно ли листок назвать сильным?»
История создания
Написано в 1841 году, во время второй ссылки на Кавказ. Является творческим переложением стихотворения французского поэта А.В.Арно «Листок»
Жанр стихотворения
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Образы
В стихотворении два противопоставленных образа: листок – желт и засох, чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
Тема
Поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире.
Идея
В стихотворении отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.
Композиция
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними
Изобразительные средства
На фонетическом уровне: ассонанс (повтор гласных «о» и «а») делает стихотворение удивительно мелодичным; аллитерация "У Чёрного моря чинара стоит молодая"создаёт тревожное настроение.
На лексическом уровне: эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара),метафоры(сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворения (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская) придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка.
На синтаксическом уровне: риторические вопросы, которые задаёт чинара «На что ты мне?», инверсия «Чинара стоит молодая» и т.д. передают характер героев стихотворения.
Стихотворный размер
Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Стихотворение написано – пятистопным амфибрахием, в нём два способа рифмовки – смежная и перекрестная (в четвертой строфе). Употребление парной женской рифмы придаёт стихотворению особую напевность.