СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 6 классе «Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы в 6 классе «Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова». Цель: продолжить формирование умения шестиклассников анализировать лирическое произведение; выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя; рассмотреть образную системы стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 6 классе «Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова»»

Урок № 30 6 – В 20.11

Тема. Р.Р.-7. Обучение анализу одного стихотворения на примере стихов М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: формирование новых знаний

Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.

УУД (ожидаемые результаты):

Предметные: ученик научится анализировать текст стихотворения.

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

- Методы обучения: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор

Поэзия говорит больше, чем проза,

при помощи меньшего количества слов. (Вольтер)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (наизусть)

  3. Мотивационно-целевой этап.

Равнодушие – самая страшная болезнь души.
         Алексис де Токвиль (фр. Полит. Деятель 19 века, министр иностранных дел Франции (1849 г.)

Работа по теме урока. (Лично я понимаю это так:если человек ко всем и всему равнодушен, не хочет помогать, ни о чем не интересуется, он попросту перестает чувствовать. Человек перестает быть человеком, теряет человеческие качества. Он не жесток, он просто пройдет мимо, если увидит кого-то в беде. Это самое страшное, что может случиться с человеком, ведь даже жестокие люди когда-нибудь смогут услышать, почувствовать, а равнодушный человек не сможет этого никогда. Это равносильно страшной болезни, которая убивает не тело, а душу человека.

В мировой литературе есть образы, которые живут в произведениях авторов различных эпох. В мировой поэзии есть "вечные символы" — заря, свеча, муза. Таким символом является и одинокий, носящийся по ветру листок.

Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, над чем будем работать? Сформулируйте задачи нашего урока.

Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над стихотворением М.Ю Лермонтова «Листок».  Это стихотворение многоплановое. В нем поднимается сразу несколько проблем.

Чтение стихотворения.. (ученик)

Работа со схемой «Компоненты анализа поэтического произведения».

4. Анализ стихотворения.  

- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение? (жалость к листку, презрение к равнодушной и высокомерной чинаре, тревогу за судьбу листочка…)

Беседа с классом. - Какова история листка-странника? - О чём этот рассказ – о листке, о людях, о поколении? Этот рассказ, конечно, не только о листке, который оторвался от родной ветки. Речь идёт о людях, которые утратили цель и смысл жизни. В образе до срока созревшего листка угадывается бесцельность существования и преждевременного созревания лермонтовского поколения.
- Все наши ответы складываются вокруг двух образов. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что это центральные, ключевые образы стихотворения, между которыми возникли определенные противоречия. Скажите, что стало причиной недопонимания между дубовым листком и чинарой?
(Нежелание горделивой чинары принять листок, несмотря на его мольбу.)
- Каким термином называется  в литературе столкновение взглядов, идей, поведения? (Конфликт)
-Наличие конфликта предполагает, как правило,  деление героев на 2 группы. На какие? (Положительные и отрицательные)
- Кого из героев стихотворения можно назвать положительным, а кого – отрицательным? 
- Итак, листок и чинара. Каждый из этих образов имеет свой внешний и внутренний мир.
Давайте понаблюдаем за тем, как характеризует героев их внешность? 
Внешность чинары великолепна: это молодое красивое дерево с роскошной листвой. Её зеленые ветви, украшенные райскими птицами,  тянутся до самого неба. 
Листок же некрасив, потому что устал от скитаний. Он весь в пыли, ободран, желт и вял.


- Соответствует ли внешний облик внутреннему миру героев? 
Внешняя красота чинары противопоставлена её внутреннему миру – пустому и бездушному. Отказ чинары приютить листок характеризует её как существо бессердечное, жестокое, не умеющее сострадать и сочувствовать чужому горю. Чинара эгоистична, черства,  брезглива, надменна, равнодушна.
Листок некрасив снаружи, но у него богатый внутренний мир

«Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

Он добр сам и поэтому наивно надеется на милость других.

Вывод:  С чем ассоциируются образы листка и чинары? Запись в тетрадь.
Чинара –олицетворение молодости, красоты и радости.
Листок – олицетворение одиночества, безысходности и тоски.

Физкультминутка.

- Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что образы листка и чинары получились очень выразительными, выпуклыми, живыми. Достичь этого может только настоящий мастер слова, в совершенстве владеющий секретами использования художественных средств изобразительности.
Давайте понаблюдаем, какими художественными приемами пользуется в своем стихотворении Лермонтов. Записи в тетрадь.

Прием антитезы.

Антитеза – противопоставление- антонимы.

  1. Подведение итогов.
    Вспоминается ещё одно стихотворение Лермонтова - «Нищий»:
    У врат обители святой
    Стоял просящий подаянья
    Бедняк иссохший, чуть живой
    От глада, жажды и страданья.

    Куска лишь хлеба он просил,
    И взор являл живую муку,
    И кто-то камень положил
    В его протянутую руку.
    Строки, не требующие комментария!..

Это очень опасная для общества тенденция. (Обращение к эпиграфу) Равнодушие – злейший враг всего живого. Всё на свете нуждается в добром отношении, во внимании и заботе. Иначе … 
- Ребята, стихотворение имеет некоторую недосказанность. Нам только остается догадываться о дальнейшей судьбе листка, обреченного на скитание. Что дальше? Может быть, море, которое сулит листочку гибель?!

  • 6. Рефлексия. сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

7. Домашнее задание.
Написать миниатюру на тему 
      «Над чем побудило задуматься стихотворение «Листок?
     «Какова дальнейшая жизнь листка?»       «Можно ли листок назвать сильным?» 


История создания

Написано в 1841 году, во время второй ссылки на Кавказ. Является творческим переложением стихотворения французского поэта А.В.Арно «Листок»

Жанр стихотворения

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Образы

В стихотворении два противопоставленных образа: листок – желт и засох, чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

Тема

Поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире.

Идея

В стихотворении отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Композиция

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними

Изобразительные средства

На фонетическом уровне: ассонанс (повтор гласных «о» и «а») делает стихотворение удивительно мелодичным; аллитерация "У Чёрного моря чинара стоит молодая"создаёт тревожное настроение.

На лексическом уровне: эпитеты (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара),метафоры(сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворения (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская) придают аллегоричность, «очеловечивают» образы чинары и листка.

На синтаксическом уровне: риторические вопросы, которые задаёт чинара «На что ты мне?», инверсия «Чинара стоит молодая» и т.д. передают характер героев стихотворения.

Стихотворный размер

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Стихотворение написано – пятистопным амфибрахием, в нём два способа рифмовки – смежная и перекрестная (в четвертой строфе). Употребление парной женской рифмы придаёт стихотворению особую напевность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!