СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение написанию сочинения-рассуждения (задание 25)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация построена на поэтапном написании сочинения (задание 25 ЕГЭ по русскому языку) с использованием КОНСТРУКТОРА.

Просмотр содержимого документа
«Обучение написанию сочинения-рассуждения (задание 25)»

Задание 25 Подготовка к ЕГЭ  по русскому языку. Сочинение-рассуждение с использованием КОНСТРУКТОРА АГАФАПУДОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, МОУ «Копорская школа»

Задание 25

Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку.

Сочинение-рассуждение с использованием КОНСТРУКТОРА

АГАФАПУДОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,

МОУ «Копорская школа»

Задание Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Алгоритм

Алгоритм

Шаг 1. Найти проблему — не проблема! Учимся находить и формулировать проблему, поставленную автором исходного текста

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чём думал он?

(6) До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России...

Шаг 1. Найти проблему — не проблема!  Учимся находить и формулировать проблему, поставленную автором исходного текста (12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих… (15) Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы. (18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого. (По В. Ганичеву)  Валерий Николаевич Ганичев (1933 г.р.) – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России.

Шаг 1. Найти проблему — не проблема! Учимся находить и формулировать проблему, поставленную автором исходного текста

(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15) Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

Валерий Николаевич Ганичев (1933 г.р.) – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России.

Тема текста Тема – та часть действительности, о которой говорит автор. Перечитай текст ещё раз и выдели маркером повторяющиеся слова, группы слов по одной теме, небольшие фрагменты, похожие по смыслу. Они помогут ответить на вопрос «О чём этот текст?», то есть определить тему текста. Задание 25 не требует обязательного формулирования темы, но её определение поможет сформулировать проблему. Если текст тебе понятен и ты готов сразу сформулировать проблему, можешь пропустить это задание.

Тема текста

Тема – та часть действительности, о которой говорит автор.

Перечитай текст ещё раз и выдели маркером повторяющиеся слова, группы слов по одной теме, небольшие фрагменты, похожие по смыслу. Они помогут ответить на вопрос «О чём этот текст?», то есть определить тему текста.

Задание 25 не требует обязательного формулирования темы, но её определение поможет сформулировать проблему. Если текст тебе понятен и ты готов сразу сформулировать проблему, можешь пропустить это задание.

Проблема Проблема – это теоретический или практический вопрос, к решению которого приглашает нас автор. Очень важно правильно определить проблему, потому что все дальнейшие Шаги напрямую с ней связаны. Если проблема сформулирована неверно, это минус 8 баллов по Критериям 1–4. 1) Выдели маркером те фрагменты (предложения или словосочетания) текста, в которых автор задаёт себе и читателям прямой вопрос по сформулированной тобой теме. Это и будет формулировкой проблемы.

Проблема

Проблема – это теоретический или практический вопрос, к решению которого приглашает нас автор.

Очень важно правильно определить проблему, потому что все дальнейшие Шаги напрямую с ней связаны. Если проблема сформулирована неверно, это минус 8 баллов по Критериям 1–4.

1) Выдели маркером те фрагменты (предложения или словосочетания) текста, в которых автор задаёт себе и читателям прямой вопрос по сформулированной тобой теме. Это и будет формулировкой проблемы.

Проблема Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем предложение с вопросительным знаком: «Может ли быть дружба по расчёту?», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Чем сострадание отличается от жалости?», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Какие события способствуют взрослению человека?» и т.п. 2) Но! В том случае, если прямые вопросы по теме в тексте отсутствуют, выдели те фрагменты текста, где автор что-то утверждает по поводу темы. Так ты выйдешь к формулировке проблемы через позицию автора. Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем: «В дружбе самое главное – уважение к тому, с кем ты дружишь», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Сострадание спасает, а жалость унижает», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Моё взросление началось в суровые годы войны».

Проблема

Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем предложение с вопросительным знаком: «Может ли быть дружба по расчёту?», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Чем сострадание отличается от жалости?», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Какие события способствуют взрослению человека?» и т.п.

2) Но! В том случае, если прямые вопросы по теме в тексте отсутствуют, выдели те фрагменты текста, где автор что-то утверждает по поводу темы. Так ты выйдешь к формулировке проблемы через позицию автора.

Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем: «В дружбе самое главное – уважение к тому, с кем ты дружишь», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Сострадание спасает, а жалость унижает», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Моё взросление началось в суровые годы войны».

Проблема Выбери вариант, с которым ты работал: в выбранных фрагментах содержатся... один прямой вопрос (одна проблема), или  несколько прямых вопросов (несколько проблем) 2) утверждения автора по теме

Проблема

Выбери вариант, с которым ты работал: в выбранных фрагментах содержатся...

  • один прямой вопрос (одна проблема), или

несколько прямых вопросов (несколько проблем)

2) утверждения автора по теме

Формулируем проблему Напиши фрагмент сочинения-рассуждения с формулировкой проблемы, над которой размышляет автор текста. Это и будет вступление, первый абзац сочинения. По объёму это может быть одно или два-три предложения (и этого достаточно для сочинения на ЕГЭ по русскому языку!) Обязательно употреби слова “проблема” или “вопрос”. Воспользуйся банком речевых клише:

Формулируем проблему

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения с формулировкой проблемы, над которой размышляет автор текста.

Это и будет вступление, первый абзац сочинения. По объёму это может быть одно или два-три предложения (и этого достаточно для сочинения на ЕГЭ по русскому языку!) Обязательно употреби слова “проблема” или “вопрос”.

Воспользуйся банком речевых клише:

Формулируем проблему 1 способ (формулировка проблемы – поясняющие слова): (Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом задумывается автор предложенного текста / И.О.Ф. (Чем опасно равнодушие?) Именно эта проблема привлекла внимание / писателя / драматурга / И.О.Ф. (Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом размышляет в своем тексте И.О.Ф. И т.п.

Формулируем проблему

  • 1 способ (формулировка проблемы – поясняющие слова):

(Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом задумывается автор предложенного текста / И.О.Ф.

(Чем опасно равнодушие?) Именно эта проблема привлекла внимание / писателя / драматурга / И.О.Ф.

(Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом размышляет в своем тексте И.О.Ф.

И т.п.

Формулируем проблему 2 способ (поясняющие слова - формулировка проблемы): В статье / тексте автор / И.О.Ф. поднимает / ставит / освещает / проблему: (чем опасно равнодушие?) Автор данной статьи / данного текста / И.О.Ф. обращает наше внимание на проблему / вопрос: (чем опасно равнодушие?) Автор данной статьи / данного текста / И.О.Ф. размышляет по поводу следующей проблемы / вопроса: (чем опасно равнодушие?) Сущность проблемы, поставленной автором данной статьи / данного текста / И.О.Ф., сводится к тому / заключается в том / состоит в том, (помним ли мы заслуги выдающихся людей) В тексте И.О.Ф. поставлена проблема памяти (уважения)…

Формулируем проблему

  • 2 способ (поясняющие слова - формулировка проблемы):

В статье / тексте автор / И.О.Ф. поднимает / ставит / освещает / проблему: (чем опасно равнодушие?)

Автор данной статьи / данного текста / И.О.Ф. обращает наше внимание на проблему / вопрос: (чем опасно равнодушие?)

Автор данной статьи / данного текста / И.О.Ф. размышляет по поводу следующей проблемы / вопроса: (чем опасно равнодушие?)

Сущность проблемы, поставленной автором данной статьи / данного текста / И.О.Ф., сводится к тому / заключается в том / состоит в том, (помним ли мы заслуги выдающихся людей)

В тексте И.О.Ф. поставлена проблема памяти (уважения)…

Шаг 2. Вопрос — ответ  Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме Позиция автора по проблеме, по поводу которой он размышляет в данном тексте, – это ответ на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?»  Этот вопрос ты сформулировал на основе утверждений, которые выбрал в исходном тексте…  Эти утверждения — основа для формулирования ответа на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1.

Шаг 2. Вопрос — ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

  • Позиция автора по проблеме, по поводу которой он размышляет в данном тексте, – это ответ на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?»
  • Этот вопрос ты сформулировал на основе утверждений, которые выбрал в исходном тексте…
  • Эти утверждения — основа для формулирования ответа на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1.
Шаг 2. Вопрос — ответ  Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме Сформулируй ответ в одном предложении. Это и будет определением позиции автора.  «(10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России» Люди не готовы помнить историю и считаться с заслугами выдающихся людей.

Шаг 2. Вопрос — ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

Сформулируй ответ в одном предложении. Это и будет определением позиции автора.

«(10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России»

Люди не готовы помнить историю и считаться с заслугами выдающихся людей.

Шаг 2. Вопрос — ответ  Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме Напиши фрагмент сочинения-рассуждения со сформулированной позицией автора по проблеме. По объёму это может быть одно или несколько предложений. При этом обязательно употреби слова “позиция автора”, “точка зрения автора” или подобные со словом “автор”. В сочинении чаще всего это третий абзац. На Шаге 2 мы пишем именно третий абзац, потому что важно правильно соотнести вопрос (проблему) и ответ (позицию автора) — и только после этого комментировать проблему. Абзац с комментарием, который обычно следует за первым абзацем с проблемой, мы напишем на Шаге 3. Воспользуйся банком речевых клише:

Шаг 2. Вопрос — ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения со сформулированной позицией автора по проблеме.

По объёму это может быть одно или несколько предложений. При этом обязательно употреби слова “позиция автора”, “точка зрения автора” или подобные со словом “автор”.

В сочинении чаще всего это третий абзац.

На Шаге 2 мы пишем именно третий абзац, потому что важно правильно соотнести вопрос (проблему) и ответ (позицию автора) — и только после этого комментировать проблему. Абзац с комментарием, который обычно следует за первым абзацем с проблемой, мы напишем на Шаге 3.

Воспользуйся банком речевых клише:

Шаг 2. Вопрос — ответ  Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме 1 способ (поясняющие слова – позиция автора): По моему мнению, позиция автора / писателя / И.О.Ф. по поставленной проблеме заключается в следующем: ( в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). На мой взгляд, автор / писатель / И.О.Ф. убеждён: ( в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). Автор / писатель / И.О.Ф. считает / полагает / не сомневается, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). В результате рассуждений автор / писатель / И.О.Ф. приходит к мысли / выводу о том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). Для автора / писателя / И.О.Ф. является очевидным, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

Шаг 2. Вопрос — ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

  • 1 способ (поясняющие слова – позиция автора):

По моему мнению, позиция автора / писателя / И.О.Ф. по поставленной проблеме заключается в следующем: ( в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

На мой взгляд, автор / писатель / И.О.Ф. убеждён: ( в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

Автор / писатель / И.О.Ф. считает / полагает / не сомневается, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

В результате рассуждений автор / писатель / И.О.Ф. приходит к мысли / выводу о том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

Для автора / писателя / И.О.Ф. является очевидным, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).

Шаг 2. Вопрос — ответ  Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме 2 способ (позиция автора – поясняющие слова): (В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – именно этой точки зрения придерживается автор / писатель / И.О.Ф. (В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – к этой мысли приходит автор / писатель / И.О.Ф. (В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – такое заключение делает автор / писатель / И.О.Ф.

Шаг 2. Вопрос — ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

  • 2 способ (позиция автора – поясняющие слова):

(В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – именно этой точки зрения придерживается автор / писатель / И.О.Ф.

(В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – к этой мысли приходит автор / писатель / И.О.Ф.

(В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – такое заключение делает автор / писатель / И.О.Ф.

Проверяем связку “вопрос — ответ” Проверка! Сопоставь проблему с позицией автора. Формулировка проблемы, поставленной автором в тексте, вопрос: Помним ли мы заслуги выдающихся людей? Позиция автора по проблеме, ответ: Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России Они соотносятся как вопрос и ответ? Если всё получилось — формулирование позиции автора по проблеме завершено!

Проверяем связку “вопрос — ответ”

Проверка! Сопоставь проблему с позицией автора.

Формулировка проблемы, поставленной автором в тексте, вопрос:

Помним ли мы заслуги выдающихся людей?

Позиция автора по проблеме, ответ:

Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России

Они соотносятся как вопрос и ответ?

Если всё получилось — формулирование позиции автора по проблеме завершено!

Шаг 3. Прокомментируйте это!  Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст Комментарий – это поиск в тексте и выбор не менее ДВУХ примеров (фрагментов), которыми с очевидностью можно подтвердить, что сформулированная тобой проблема действительно находит отражение в исходном тексте. Именно поэтому комментарий обычно даётся во втором абзаце, после формулирования проблемы. Проблема, которую ты сформулировал: Помним ли мы заслуги выдающихся людей? Чтобы написать комментарий, выдели маркером несколько фрагментов текста, в которых автор в связи с данной проблемой: – строит логические цепочки рассуждений; – обращается к мнению авторитетных людей, народной мудрости и т.п.;  прямо или косвенно говорит: – об актуальности проблемы; – о её связи с другими проблемами; – о последствиях её решения или отсутствия решения.

Шаг 3. Прокомментируйте это! Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст

Комментарий – это поиск в тексте и выбор не менее ДВУХ примеров (фрагментов), которыми с очевидностью можно подтвердить, что сформулированная тобой проблема действительно находит отражение в исходном тексте. Именно поэтому комментарий обычно даётся во втором абзаце, после формулирования проблемы.

Проблема, которую ты сформулировал:

Помним ли мы заслуги выдающихся людей?

Чтобы написать комментарий, выдели маркером несколько фрагментов текста, в которых автор в связи с данной проблемой:

– строит логические цепочки рассуждений;

– обращается к мнению авторитетных людей, народной мудрости и т.п.;

прямо или косвенно говорит:

– об актуальности проблемы;

– о её связи с другими проблемами;

– о последствиях её решения или отсутствия решения.

Шаг 3. Прокомментируйте это!  Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст Находим в тексте примеры для комментария Выбираем ДВА наиболее важных примера. Проанализируй выбранные фрагменты. Выбери два примера (фрагмента), которые наиболее важны для понимания проблемы, которую ты сформулировал в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?» Только два этих фрагмента станут обязательной частью твоего комментария. Поэтому проверь ещё раз, действительно ли важны выбранные фрагменты для комментария именно к той проблеме, которую ты сформулировал в Шаге 1?

Шаг 3. Прокомментируйте это! Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст

Находим в тексте примеры для комментария Выбираем ДВА наиболее важных примера.

Проанализируй выбранные фрагменты. Выбери два примера (фрагмента), которые наиболее важны для понимания проблемы, которую ты сформулировал в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?»

Только два этих фрагмента станут обязательной частью твоего комментария. Поэтому проверь ещё раз, действительно ли важны выбранные фрагменты для комментария именно к той проблеме, которую ты сформулировал в Шаге 1?

Шаг 3. Прокомментируйте это!  Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст Напиши фрагмент сочинения-рассуждения c комментарием к проблеме на основе выделенной информации. В сочинении чаще всего это второй абзац. По объёму это всегда несколько предложений. Выбранные примеры нужно включить в текст комментария. Это можно сделать в виде цитаты, передать их с помощью косвенной речи, указать номера предложений в скобках — можешь использовать любой вариант. Обрати внимание на клише и фрагменты, выделенные красным цветом.

Шаг 3. Прокомментируйте это! Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения c комментарием к проблеме на основе выделенной информации.

В сочинении чаще всего это второй абзац. По объёму это всегда несколько предложений.

Выбранные примеры нужно включить в текст комментария. Это можно сделать в виде цитаты, передать их с помощью косвенной речи, указать номера предложений в скобках — можешь использовать любой вариант. Обрати внимание на клише и фрагменты, выделенные красным цветом.

Данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Вторым примером из прочитанного текста, важным для понимания проблемы, является/может стать...  В качестве первого примера проявления данной / этой проблемы в наши дни автор / писатель / И.О.Ф. рассматривает (историю, о которой он недавно прочитал в газете «Комсомольская правда»). Вторым примером проявления данной проблемы из прочитанного текста... Автор подчёркивает актуальность данной проблемы в наши дни, упоминая ...  Кроме того, он обращает наше внимание (второй абзац) на то, что нерешённость данной проблемы может привести...
  • Данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Вторым примером из прочитанного текста, важным для понимания проблемы, является/может стать...
  • В качестве первого примера проявления данной / этой проблемы в наши дни автор / писатель / И.О.Ф. рассматривает (историю, о которой он недавно прочитал в газете «Комсомольская правда»). Вторым примером проявления данной проблемы из прочитанного текста...
  • Автор подчёркивает актуальность данной проблемы в наши дни, упоминая ...

Кроме того, он обращает наше внимание (второй абзац) на то, что нерешённость данной проблемы может привести...

Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 8–15...  Вторым примером из текста, важным для понимания проблемы, ... Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 12 и 15... При этом важно, что, с точки зрения автора, поскольку все люди в той или иной степени одарены, то проблема касается каждого из нас: «...цитата...».
  • Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 8–15...

Вторым примером из текста, важным для понимания проблемы, ...

  • Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 12 и 15... При этом важно, что, с точки зрения автора, поскольку все люди в той или иной степени одарены, то проблема касается каждого из нас: «...цитата...».
Автор текста / писатель / И.О.Ф. во втором и четвёртом абзацах обращает внимание на то, что решение данной проблемы сегодня осложнено (отсутствием у людей разных поколений общего жизненного и культурного опыта, равнодушным отношением к собственному будущему со стороны многих наших соотечественников). А ведь нерешённость данной проблемы может привести к весьма печальным последствиями, что очевидно из утверждения: «большое зло начинается с маленьких уступок своей совести»...
  • Автор текста / писатель / И.О.Ф. во втором и четвёртом абзацах обращает внимание на то, что решение данной проблемы сегодня осложнено (отсутствием у людей разных поколений общего жизненного и культурного опыта, равнодушным отношением к собственному будущему со стороны многих наших соотечественников). А ведь нерешённость данной проблемы может привести к весьма печальным последствиями, что очевидно из утверждения: «большое зло начинается с маленьких уступок своей совести»...
В рассуждениях автора / писателя / И.О.Ф. в первой части текста звучит мысль о том, что решение данной / этой проблемы...Также автор / писатель / И.О.Ф. уверен, что данная / эта проблема не так далека от нашей повседневной жизни, как кажется на первый взгляд, ведь, по его справедливому замечанию, «большое зло начинается с маленьких уступок своей совести». Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня).  Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...
  • В рассуждениях автора / писателя / И.О.Ф. в первой части текста звучит мысль о том, что решение данной / этой проблемы...Также автор / писатель / И.О.Ф. уверен, что данная / эта проблема не так далека от нашей повседневной жизни, как кажется на первый взгляд, ведь, по его справедливому замечанию, «большое зло начинается с маленьких уступок своей совести».
  • Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня).

Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...

Комментируя данную проблему, необходимо / можно сказать следующее. Во-первых, данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Упоминание именно Лицея в связи с данной проблемой важно потому, что...  Во-вторых, во втором и четвёртом абзацах текста автор показывает связь данной проблемы...
  • Комментируя данную проблему, необходимо / можно сказать следующее. Во-первых, данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Упоминание именно Лицея в связи с данной проблемой важно потому, что...

Во-вторых, во втором и четвёртом абзацах текста автор показывает связь данной проблемы...

Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём убедительно свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня). Автор связывает возникновение данной проблемы с такими причинами, как... (предложение ...) и ... (предложение ...). Автор / писатель / И.О.Ф. искренне восхищён тем, как (эта проблема решалась ещё, казалось бы, недавно : «стать меценатом было честью для каждого состоятельного человека»).
  • Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём убедительно свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня).
  • Автор связывает возникновение данной проблемы с такими причинами, как... (предложение ...) и ... (предложение ...).
  • Автор / писатель / И.О.Ф. искренне восхищён тем, как (эта проблема решалась ещё, казалось бы, недавно : «стать меценатом было честью для каждого состоятельного человека»).

В связи с этим автор / писатель / И.О.Ф. чрезвычайно огорчён тем, что (сегодня о данной / этой проблеме практически никто не говорит ни с детьми, ни с родителями, что приводит к кажущемуся благополучию, а на самом деле только загоняет проблему вглубь) (предложение ...). Рассуждая о данной / этой проблеме автор / писатель / И.О.Ф., приводит цифры/факты (детской преступности сегодня / новых поступлений в книжные магазины) / цитату из (статьи в газете «Lenta.ru» / журнала «Наука и жизнь»), которые показывают (масштабы этой проблемы / нерешённость данной проблемы сегодня). Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...
  • В связи с этим автор / писатель / И.О.Ф. чрезвычайно огорчён тем, что (сегодня о данной / этой проблеме практически никто не говорит ни с детьми, ни с родителями, что приводит к кажущемуся благополучию, а на самом деле только загоняет проблему вглубь) (предложение ...).
  • Рассуждая о данной / этой проблеме автор / писатель / И.О.Ф., приводит цифры/факты (детской преступности сегодня / новых поступлений в книжные магазины) / цитату из (статьи в газете «Lenta.ru» / журнала «Наука и жизнь»), которые показывают (масштабы этой проблемы / нерешённость данной проблемы сегодня). Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...
Рассуждая о данной / этой проблеме автор / писатель / И.О.Ф., приводит цифры/факты (детской преступности сегодня / новых поступлений в книжные магазины) / цитату из (статьи из газеты «Аргументы и факты» / журнала «Наука и жизнь»), которые показывают (масштабы этой проблемы / нерешённость данной проблемы сегодня). Его рассуждения не только логичны ( о чём говорит обилие в тексте сложноподчинённых предложений, вводных слов, передающих последовательность мысли), но и эмоциональны (например, он часто использует риторические обращения и восклицания в абзацах 6 и 7).
  • Рассуждая о данной / этой проблеме автор / писатель / И.О.Ф., приводит цифры/факты (детской преступности сегодня / новых поступлений в книжные магазины) / цитату из (статьи из газеты «Аргументы и факты» / журнала «Наука и жизнь»), которые показывают (масштабы этой проблемы / нерешённость данной проблемы сегодня). Его рассуждения не только логичны ( о чём говорит обилие в тексте сложноподчинённых предложений, вводных слов, передающих последовательность мысли), но и эмоциональны (например, он часто использует риторические обращения и восклицания в абзацах 6 и 7).
Как важно, что данная проблема не оставила равнодушным автора, потому что его озабоченность не может не передаться читателю.
  • Как важно, что данная проблема не оставила равнодушным автора, потому что его озабоченность не может не передаться читателю.
Глаголы для формулирования комментария проблемы (что делает автор?)  Анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, сравнивает; цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение; отмечает важность, считает необходимым, обращает внимание на; отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…; приводит пример того, как.

Глаголы для формулирования комментария проблемы (что делает автор?)

Анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, сравнивает;

цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение;

отмечает важность, считает необходимым, обращает внимание на;

отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…;

приводит пример того, как.

Шаг 4. Доказательство? —Есть!  Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский опыт, а также на знания и собственные жизненные наблюдения Позиция автора исходного текста по проблеме, которая была сформулирована тобой на Шаге 2: «Люди не готовы помнить историю и считаться с заслугами выдающихся людей» Напиши, согласен ты или не согласен с позицией автора по сформулированной проблеме (одно предложение).

Шаг 4. Доказательство? —Есть! Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский опыт, а также на знания и собственные жизненные наблюдения

Позиция автора исходного текста по проблеме, которая была сформулирована тобой на Шаге 2: «Люди не готовы помнить историю и считаться с заслугами выдающихся людей»

Напиши, согласен ты или не согласен с позицией автора по сформулированной проблеме (одно предложение).

Шаг 4. Доказательство? —Есть! Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф. С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав. Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива. Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали. Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной. Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран.

Шаг 4. Доказательство? —Есть!

  • Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф.
  • С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав.
  • Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран.
Шаг 4. Доказательство? —Есть!  Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский опыт, а также на знания и собственные жизненные наблюдения Сформулируй по найденной проблеме свой собственный тезис, который будешь доказывать. В случае согласия с позицией автора исходного текста, возможен следующий приём: переформулируй позицию автора другими словами, и ты получишь формулировку тезиса для доказательства. Следи за тем, чтобы при переформулировании сохранился исходный смысл!

Шаг 4. Доказательство? —Есть! Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский опыт, а также на знания и собственные жизненные наблюдения

Сформулируй по найденной проблеме свой собственный тезис, который будешь доказывать.

В случае согласия с позицией автора исходного текста, возможен следующий приём: переформулируй позицию автора другими словами, и ты получишь формулировку тезиса для доказательства. Следи за тем, чтобы при переформулировании сохранился исходный смысл!

Примеры, как сформулировать тезис в случае согласия с позицией автора:

Проблема

Позиция автора

Может ли быть дружба по расчёту?

Тезис (собственное мнение по проблеме)

В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь.

Чем сострадание отличается от жалости?

Сострадание – это способность разделить горе другого человека взять его часть на себя и помочь словом и делом. Жалость – высокомерное и потому оскорбительное снисхождение благополучного человека по отношению к тому, кто находится в беде.

Там, где один человек мнит себя выше другого, настоящей дружбы нет и быть не может.

Какие события способствуют взрослению человека?

Сострадание – это отношение к проблемам других как к своим собственным и активная помощь. Жалость – имитация сострадания для успокоения собственной совести.

Взрослению человека способствуют те события, где ему приходится принимать серьёзные жизненные решения и нести ответственность за совершённый выбор.

Тот, кого всю жизнь «водят на помочах», ограждают от жизненных проблем, вряд ли станет взрослым не только по паспорту, но и по сути.

Сформулируй свой тезис: Напиши фрагмент сочинения-рассуждения, в котором соедини согласие (или несогласие) с позицией автора и собственный тезис.

Сформулируй свой тезис:

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения, в котором соедини согласие (или несогласие) с позицией автора и собственный тезис.

Способ соединения тезиса с выражением своей позиции (Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф.) в том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). (С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав): действительно (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь). (Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива): конечно, (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали): идея о том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь), справедлива только при условии (благоприятных внешних обстоятельств).

Способ соединения тезиса с выражением своей позиции

  • (Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф.) в том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).
  • (С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав): действительно (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).
  • (Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива): конечно, (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь)
  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали): идея о том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь), справедлива только при условии (благоприятных внешних обстоятельств).
Способ соединения тезиса с выражением своей позиции (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной), я полагаю, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства). (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран): (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства).

Способ соединения тезиса с выражением своей позиции

  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной), я полагаю, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства).
  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран): (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства).
Доказательства Аргумент должен доказывать то, что утверждается в тезисе. В сочинении должно быть не менее ДВУХ аргументов. В сочинении аргументация следует сразу после тезиса, чаще всего это два абзаца — по одному абзацу на каждый аргумент.

Доказательства

  • Аргумент должен доказывать то, что утверждается в тезисе.
  • В сочинении должно быть не менее ДВУХ аргументов.
  • В сочинении аргументация следует сразу после тезиса, чаще всего это два абзаца — по одному абзацу на каждый аргумент.
Доказательства 1. Подбери аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта. Запиши его в рабочем поле. По объёму это всегда несколько предложений. Не забудь указать название произведения и имя автора (иначе лишишься 1 балла).

Доказательства

  • 1. Подбери аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта.
  • Запиши его в рабочем поле. По объёму это всегда несколько предложений.
  • Не забудь указать название произведения и имя автора (иначе лишишься 1 балла).
Подходы к оформлению аргументации  (читательский опыт)    Для доказательства этой мысли обратимся к взглядам / в качестве доказательства этого тезиса рассмотрим взгляды (И.С. Тургенева), который на примере (Базарова в романе «Отцы и дети») показал (пагубность отрыва человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия). Этой же точки зрения придерживался и (И.С. Тургенев), который в образе (Базарова в романе «Отцы и дети») показал, что (отрыв человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия, приводит к весьма плачевным последствиям).

Подходы к оформлению аргументации (читательский опыт)

  • Для доказательства этой мысли обратимся к взглядам / в качестве доказательства этого тезиса рассмотрим взгляды (И.С. Тургенева), который на примере (Базарова в романе «Отцы и дети») показал (пагубность отрыва человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия).
  • Этой же точки зрения придерживался и (И.С. Тургенев), который в образе (Базарова в романе «Отцы и дети») показал, что (отрыв человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия, приводит к весьма плачевным последствиям).
Доказательства Подбери ещё один аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта или собственных знаний и жизненных наблюдений — можешь использовать любой вариант. Запиши его в рабочем поле. По объёму это всегда несколько предложений.

Доказательства

  • Подбери ещё один аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта или собственных знаний и жизненных наблюдений — можешь использовать любой вариант.
  • Запиши его в рабочем поле. По объёму это всегда несколько предложений.
Подходы к оформлению аргументации  (жизненный опыт) Об этом мне рассказывал мой (дедушка, который ребёнком видел войну и, как и многие из его поколения, стремительно повзрослел в это полное лишений время / брат, который недавно побывал на Байкале и воочую убедился, что энтузиазм отдельных людей по охране природы должен быть поддержан и государством / друг, который именно благодаря силе воле и целеустремлённости сумел справиться с волнением и победить на конкурсе «Ученик года») В этом я мог убедиться во время поездки (в Новосибирск, где в Академгородке учёные вузов занимаются не только со студентами, но с талантливыми школьниками / по Золотому кольцу России, в каждом городе которого можно увидеть, что старина очень гармонично уживается с современными магистралями и торговыми центрами)

Подходы к оформлению аргументации (жизненный опыт)

  • Об этом мне рассказывал мой (дедушка, который ребёнком видел войну и, как и многие из его поколения, стремительно повзрослел в это полное лишений время / брат, который недавно побывал на Байкале и воочую убедился, что энтузиазм отдельных людей по охране природы должен быть поддержан и государством / друг, который именно благодаря силе воле и целеустремлённости сумел справиться с волнением и победить на конкурсе «Ученик года»)
  • В этом я мог убедиться во время поездки (в Новосибирск, где в Академгородке учёные вузов занимаются не только со студентами, но с талантливыми школьниками / по Золотому кольцу России, в каждом городе которого можно увидеть, что старина очень гармонично уживается с современными магистралями и торговыми центрами)

Подходы к оформлению аргументации  (жизненный опыт) Убедительным аргументом, подтверждающим эту мысль, может стать высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам») В качестве аргумента, подтверждающего эту мысль, можно привести высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам») Эта же мысль отражена в фильме / спектакле…

Подходы к оформлению аргументации (жизненный опыт)

  • Убедительным аргументом, подтверждающим эту мысль, может стать высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам»)
  • В качестве аргумента, подтверждающего эту мысль, можно привести высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам»)
  • Эта же мысль отражена в фильме / спектакле…
Так как каждый аргумент чаще всего записывается в отдельном абзаце, необходимо использовать слова-связки между ними. Используй такую связку для перехода от одного аргумента к другому. Слова-связки между аргументами  Кроме того, ... Эта же мысль... Напротив, ... Вспомним также и...
  • Так как каждый аргумент чаще всего записывается в отдельном абзаце, необходимо использовать слова-связки между ними.
  • Используй такую связку для перехода от одного аргумента к другому.
  • Слова-связки между аргументами

Кроме того, ...

Эта же мысль...

Напротив, ...

Вспомним также и...

 Проверяем связку  “тезис – аргументы” Проверка! Сопоставь тезис с аргументами: подтверждают ли приведённые аргументы истинность тезиса? Аргументы доказывают то, что содержится в тезисе? Если всё получилось — аргументация мнения по проблеме, поставленной автором исходного текста, завершена!

Проверяем связку “тезис – аргументы”

  • Проверка! Сопоставь тезис с аргументами: подтверждают ли приведённые аргументы истинность тезиса?
  • Аргументы доказывают то, что содержится в тезисе? Если всё получилось — аргументация мнения по проблеме, поставленной автором исходного текста, завершена!
Шаг 5. Последние штрихи  Собираем вместе написанные фрагменты сочинения и записываем вывод Фрагменты сочинения, написанные тобой, на этом Шаге соединятся в один текст по такой структуре:

Шаг 5. Последние штрихи Собираем вместе написанные фрагменты сочинения и записываем вывод

  • Фрагменты сочинения, написанные тобой, на этом Шаге соединятся в один текст по такой структуре:
Внимательно прочти своё сочинение, проследи за логикой переходов от одной части к другой, исправь найденные недочёты. Напиши заключительный фрагмент сочинения-рассуждения. Вывод это обычно одно-два предложения. Варианты заключений: 1) Личное эмоциональное отношение к проблеме. 2) Общий вывод о значимости / решаемости / масштабе проблемы. 3) О связи аргументов с проблемой. 4) Ещё раз переформулированный тезис.
  • Внимательно прочти своё сочинение, проследи за логикой переходов от одной части к другой, исправь найденные недочёты.
  • Напиши заключительный фрагмент сочинения-рассуждения. Вывод это обычно одно-два предложения.
  • Варианты заключений:

1) Личное эмоциональное отношение к проблеме.

2) Общий вывод о значимости / решаемости / масштабе проблемы.

3) О связи аргументов с проблемой.

4) Ещё раз переформулированный тезис.

Примеры:   1) Таким образом, для меня нет никакого сомнения в пользе книг. Я уверена, что ежедневное чтение помогает мне развивать в себе лучшие человеческие качества. 2) В заключение хочется сказать, что права Татьяна Толстая, уважая в людях стремление к общему благу, а не к своей личной выгоде. Хочется надеется, что её слова оставят след в душе современных людей и помогут им определить истинные ценности. 3) Итак, приведённые выше аргументы позволяют ещё раз убедиться в правоте замечательного отечественного филолога, культуролога, мыслителя Ю. Лотмана. 4) В итоге, всё вышесказанное позволяет нам ещё раз убедиться: отношения между людьми должны строиться на взаимном уважении, а не на грубости и хамстве.

Примеры:

1) Таким образом, для меня нет никакого сомнения в пользе книг. Я уверена, что ежедневное чтение помогает мне развивать в себе лучшие человеческие качества.

2) В заключение хочется сказать, что права Татьяна Толстая, уважая в людях стремление к общему благу, а не к своей личной выгоде. Хочется надеется, что её слова оставят след в душе современных людей и помогут им определить истинные ценности.

3) Итак, приведённые выше аргументы позволяют ещё раз убедиться в правоте замечательного отечественного филолога, культуролога, мыслителя Ю. Лотмана.

4) В итоге, всё вышесказанное позволяет нам ещё раз убедиться: отношения между людьми должны строиться на взаимном уважении, а не на грубости и хамстве.

Шаг 6. Проверка качества  Проверяем сочинение на соответствие Критериям оценивания Задания 25

Шаг 6. Проверка качества Проверяем сочинение на соответствие Критериям оценивания Задания 25


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!