СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение письменной речи учащихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Письменная речь способствует развитию сохранения языковых и фактическихъ знаний.

Просмотр содержимого документа
«Обучение письменной речи учащихся на уроках английского языка»


Обучение письменной речи

(Конспект выступления на заседании методического объединения учителей иностранного языка )

        В современной методике различают письмо и письменную речь. Письмо-складывание слов из букв. Письменная речь-передача информации в письменном виде или порождение речи в графическом исполнении. Письмо стало «Золушкой» методики (В.И.Пассов), т.к. мы недостаточно обучаем ему. Обучение письменной речи тесно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письменная и устная речь представляют органическое целое, эти виды речевой деятельности (РД) выступают в неразрывном единстве.

        Многие лингвисты выделяют ряд особенностей письменной речи:

  1. Устная речь (УР) обычно спонтанна по характеру, письменная речь (ПР) дает возможность подумать, увидеть и прочесть написанное.

  2. УР – быстрый процесс. ПР – медленный, т.к. содержит возможность сосредоточиться на написанном.

  3. Замедленный темп фиксации позволяет лучше запомнить грамматические формы и правила.

  4. Ошибки в УР часто не замечены, а ПР позволяет их исправить.

  5. ПР дает возможность учащимся тренироваться и дома.

  6. ПР – лучшее средство проверки знаний. Она позволяет каждому индивидуально продемонстрировать свою работу.

При обучении ПР необходимо различать следующие фазы:

- сообщение знаний письменных знаков;

- систематическое сообщение и закрепление орфографических знаний на материале лексических и грамматических единиц;

- развитие умений письменного изложения мыслей.

        Т.к. существуют различные системы письма в родном и иностранном языке, задачей обучения первых недель является сообщение учащимся различающих форм отдельных письменных знаков (букв). На каждом уроке при объяснении вводится только один новый знак. На уроке и при выполнении домашних заданий надо приучать к каллиграфическому написанию по образцу. Как только накопилось знание букв в достаточном объеме для написания изученных слов, наряду с написанием отдельных букв вводится написание буквосочетаний.

        Усвоив все компоненты письма, переходят к обучению письму как к комплексной деятельности.

        Письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных знаках.

        Конечные требования к обучению письменной речи включают в себя формирование способности практически пользоваться иноязычным письмом, как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.

        Существуют следующие формы письменного речевого произведения: поздравительные открытки, телеграммы, вывески, записки, этикетки, подписи к рисункам, объявления, инструкции, меню, рекламы, личные и деловые письма, благодарственные письма, автобиографии, характеристики, анкеты, бланки, справки, опорные схемы, рецепты, дневники, заметки в газету, рецензии, отчеты, обзоры, аннотации, рефераты, сочинения, рассказы, стихи и др.

        В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи (заполнение пропусков из предложенных вариантов, заполнение пропусков по смыслу).

        Важная часть письменного задания – разработка идеи (привлечение коллективных ресурсов). Например, для разработки рекламы надо сначала определить объем, шрифт, характер фраз, придумать приманку для покупателей (grimmick).  

CORNFLAKES

EVERY BOX CONTAINS A

LUCKY NUMBER

YOU COULD BE WORTH

1000 DOLLARS

        Письменное задание может быть основано на использовании статистического материала. Например, для подготовки доклада по теме «The aims of education».

Question: Why do people need knowledge?

Answer: for career – 50%

               for further education – 50%

        Для выполнения письменного задания можно использовать фактический материал. Например, подготовить советы любителям домашних животных и птиц «A guide to pets» (даются данные о птицах).

        Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала («Nature diary»).

        Важная часть задания – планирование письменного произведения речи (mind map). Эти схемы уже можно рассматривать как самостоятельное письменное произведение и как этап к подготовке письменного текста.

        При обучении ПР важно тренировать воображение. Например, представьте, что вы историк, живущий 100 лет назад. Составьте выступление о жизни в 21 веке (будущее время).

        Письменные задания могут иметь форму психологических опытов (Например, каким животным ты хотел бы быть?).

        Среди творческих письменных заданий большое место занимает написание рассказов (Например, даются вопросы и из ответов составляется рассказ).

        Интересная форма – поэтическое творчество (прозаические стихи). Стихотворение может быть написано в ответ на следующее задание:

Line 1.     Compare autumn to a leaf

Line 2.     Compare autumn to a vegetable

Line 3.     Compare autumn to the sky

Line 4.     Compare autumn to life

        В написании белого стиха помогает ассоциация, которая образует «лексическую решетку».

Associate the sun with 4 nouns

Associate the sun with 4 adjectives

Associate the sun with 4 verbs

Associate the sun with 4 adverbs

        Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений. Существуют разные классификации упражнений. Например, Бычкова Н.И. предлагает в обучении ПР использовать упражнения с разной степенью коммуникативной ценности:

  1. С низкой коммуникативной ценностью. Например, учитель говорит: «Моей сестре 28 лет, она инженер. Напишите, что бы вы хотели о ней узнать». Детям раздаются карточки: Write, if she is married? Where she lives?

  2. С более высокой коммуникативной ценностью. Учитель говорит, что ученики из Великобритании просили помочь им разобраться в местонахождении библиотеки, спортзала и других помещений школы. Ученики получают вопросы и составляют ответы в виде памятки: Our school is a 4-storeyd building. The school library is situated on the 4th floor).

  3. Полностью коммуникативные. Учитель просит учеников описать зиму в своем крае и других местах, чтобы потом выбрать, куда поехать на каникулы.

        Настольная книга для учителя иностранного языка различает следующие речевые упражнения (прилагаются к конспекту).

        Большую роль для обучения ПР имеет диктант. Разные методисты предлагают разную классификацию диктантов.

        Мильруд Р.П. выделяет следующие виды диктантов:

  1. Репродуктивный – буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания.

  2. Индивидуально-творческий – выполняется как письменное произведение речи и является описанием картинки или ответами на вопросы.

  3. Парный творческий – может проходить так: двум ученикам или группам учеников предлагаются картинки в случайном порядке, которые иллюстрируют один из двух рассказов. Задача: расположить их в правильном порядке, написать рассказ и продиктовать партнеру.

  4. Коллективный творческий – можно на доске повесить картинку, коллективно создать ее описание и подробно записать его в виде самодиктанта.

Левицкая Г.К. классифицирует диктанты следующим образом:

  1. Предупредительный (с дополнительными заданиями) – объяснить написание, выделить суффикс, окончание, сгруппировать слова по определенному признаку.

  2. Объяснительный.

  3. Выборочный (прослушать текст, записать только отдельные предложения).

  4. Подготовительный.

  5. Самодиктант (по памяти).

  6. Диктант-перевод.

  7. Контрольный.

  8. Творческий (диктант-сочинение).

        Обращение к письму позволяет создавать необходимые условия для использования этого средства при контроле знаний, уровня сформированности навыков и умений. Письмо помогает выявить знание учениками значения слов, грамматических форм.

        Различают следующие виды письменных работ (ПР):

  1. ПР по лексике:

- запись на английском языке значений слов и словосочетаний, данных на русском;

- написание сочетаний слов из отдельных существительных и прилагательных;

- соединение слов в пары;

- узнавание интернациональных слов с записью на родном языке;

- составление пар антонимов;

- составление пар синонимов.

  1. ПР, выявляющая сформированность лексических навыков:

- выбор нужного слова из двух заданных и подстановка его в предложение;

- запись недостающего в предложении слова (из предложенных или самому).

  1. ПР по грамматике:

- написать существительные во множественном числе и наоборот;

- переделать предложения из одного времени в другое;

- написать прилагательные в степенях сравнения.

  1. ПР, выявляющие речевые умения:

- ответить на вопросы;

- определить правильность или ложность утверждения.

  1. ПР, выявляющие умения составлять устные высказывания:

- таблицы;

- написание предложений за счет слов в скобках;

- выражение согласия, несогласия.

  1. ПР для определения понимания прочитанного текста:

- выписать главные предложения;

- составить план;

- составить вопросы;

- ответить на вопросы;

- изменить действующее лицо, время, место действия;

- составить ситуацию по ключевым словам;

- дописать 2-3 предложения к рассказу.

        Недооценка ПР, ее природы, т.е. недооценка этого вида РД как важного средства обучения иностранному языку, как средства запоминания и закрепления лексико-грамматического материала, с одной стороны, и как цели обучения, -овладение принципами построения высказывания в письменной форме, с другой, приводят к неудовлетворительным результатам в овладении иностранным языком. Надо последовательно работать над письмом на каждом уроке, применяя цельную систему упражнений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!