Обучение письменной речи
(Конспект выступления на заседании методического объединения учителей иностранного языка )
В современной методике различают письмо и письменную речь. Письмо-складывание слов из букв. Письменная речь-передача информации в письменном виде или порождение речи в графическом исполнении. Письмо стало «Золушкой» методики (В.И.Пассов), т.к. мы недостаточно обучаем ему. Обучение письменной речи тесно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письменная и устная речь представляют органическое целое, эти виды речевой деятельности (РД) выступают в неразрывном единстве.
Многие лингвисты выделяют ряд особенностей письменной речи:
Устная речь (УР) обычно спонтанна по характеру, письменная речь (ПР) дает возможность подумать, увидеть и прочесть написанное.
УР – быстрый процесс. ПР – медленный, т.к. содержит возможность сосредоточиться на написанном.
Замедленный темп фиксации позволяет лучше запомнить грамматические формы и правила.
Ошибки в УР часто не замечены, а ПР позволяет их исправить.
ПР дает возможность учащимся тренироваться и дома.
ПР – лучшее средство проверки знаний. Она позволяет каждому индивидуально продемонстрировать свою работу.
При обучении ПР необходимо различать следующие фазы:
- сообщение знаний письменных знаков;
- систематическое сообщение и закрепление орфографических знаний на материале лексических и грамматических единиц;
- развитие умений письменного изложения мыслей.
Т.к. существуют различные системы письма в родном и иностранном языке, задачей обучения первых недель является сообщение учащимся различающих форм отдельных письменных знаков (букв). На каждом уроке при объяснении вводится только один новый знак. На уроке и при выполнении домашних заданий надо приучать к каллиграфическому написанию по образцу. Как только накопилось знание букв в достаточном объеме для написания изученных слов, наряду с написанием отдельных букв вводится написание буквосочетаний.
Усвоив все компоненты письма, переходят к обучению письму как к комплексной деятельности.
Письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных знаках.
Конечные требования к обучению письменной речи включают в себя формирование способности практически пользоваться иноязычным письмом, как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Существуют следующие формы письменного речевого произведения: поздравительные открытки, телеграммы, вывески, записки, этикетки, подписи к рисункам, объявления, инструкции, меню, рекламы, личные и деловые письма, благодарственные письма, автобиографии, характеристики, анкеты, бланки, справки, опорные схемы, рецепты, дневники, заметки в газету, рецензии, отчеты, обзоры, аннотации, рефераты, сочинения, рассказы, стихи и др.
В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи (заполнение пропусков из предложенных вариантов, заполнение пропусков по смыслу).
Важная часть письменного задания – разработка идеи (привлечение коллективных ресурсов). Например, для разработки рекламы надо сначала определить объем, шрифт, характер фраз, придумать приманку для покупателей (grimmick).
CORNFLAKES
EVERY BOX CONTAINS A
LUCKY NUMBER
YOU COULD BE WORTH
1000 DOLLARS
Письменное задание может быть основано на использовании статистического материала. Например, для подготовки доклада по теме «The aims of education».
Question: Why do people need knowledge?
Answer: for career – 50%
for further education – 50%
Для выполнения письменного задания можно использовать фактический материал. Например, подготовить советы любителям домашних животных и птиц «A guide to pets» (даются данные о птицах).
Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала («Nature diary»).
Важная часть задания – планирование письменного произведения речи (mind map). Эти схемы уже можно рассматривать как самостоятельное письменное произведение и как этап к подготовке письменного текста.
При обучении ПР важно тренировать воображение. Например, представьте, что вы историк, живущий 100 лет назад. Составьте выступление о жизни в 21 веке (будущее время).
Письменные задания могут иметь форму психологических опытов (Например, каким животным ты хотел бы быть?).
Среди творческих письменных заданий большое место занимает написание рассказов (Например, даются вопросы и из ответов составляется рассказ).
Интересная форма – поэтическое творчество (прозаические стихи). Стихотворение может быть написано в ответ на следующее задание:
Line 1. Compare autumn to a leaf
Line 2. Compare autumn to a vegetable
Line 3. Compare autumn to the sky
Line 4. Compare autumn to life
В написании белого стиха помогает ассоциация, которая образует «лексическую решетку».
Associate the sun with 4 nouns
Associate the sun with 4 adjectives
Associate the sun with 4 verbs
Associate the sun with 4 adverbs
Обучение письму предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных (языковых) упражнений. Существуют разные классификации упражнений. Например, Бычкова Н.И. предлагает в обучении ПР использовать упражнения с разной степенью коммуникативной ценности:
С низкой коммуникативной ценностью. Например, учитель говорит: «Моей сестре 28 лет, она инженер. Напишите, что бы вы хотели о ней узнать». Детям раздаются карточки: Write, if she is married? Where she lives?
С более высокой коммуникативной ценностью. Учитель говорит, что ученики из Великобритании просили помочь им разобраться в местонахождении библиотеки, спортзала и других помещений школы. Ученики получают вопросы и составляют ответы в виде памятки: Our school is a 4-storeyd building. The school library is situated on the 4th floor).
Полностью коммуникативные. Учитель просит учеников описать зиму в своем крае и других местах, чтобы потом выбрать, куда поехать на каникулы.
Настольная книга для учителя иностранного языка различает следующие речевые упражнения (прилагаются к конспекту).
Большую роль для обучения ПР имеет диктант. Разные методисты предлагают разную классификацию диктантов.
Мильруд Р.П. выделяет следующие виды диктантов:
Репродуктивный – буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания.
Индивидуально-творческий – выполняется как письменное произведение речи и является описанием картинки или ответами на вопросы.
Парный творческий – может проходить так: двум ученикам или группам учеников предлагаются картинки в случайном порядке, которые иллюстрируют один из двух рассказов. Задача: расположить их в правильном порядке, написать рассказ и продиктовать партнеру.
Коллективный творческий – можно на доске повесить картинку, коллективно создать ее описание и подробно записать его в виде самодиктанта.
Левицкая Г.К. классифицирует диктанты следующим образом:
Предупредительный (с дополнительными заданиями) – объяснить написание, выделить суффикс, окончание, сгруппировать слова по определенному признаку.
Объяснительный.
Выборочный (прослушать текст, записать только отдельные предложения).
Подготовительный.
Самодиктант (по памяти).
Диктант-перевод.
Контрольный.
Творческий (диктант-сочинение).
Обращение к письму позволяет создавать необходимые условия для использования этого средства при контроле знаний, уровня сформированности навыков и умений. Письмо помогает выявить знание учениками значения слов, грамматических форм.
Различают следующие виды письменных работ (ПР):
ПР по лексике:
- запись на английском языке значений слов и словосочетаний, данных на русском;
- написание сочетаний слов из отдельных существительных и прилагательных;
- соединение слов в пары;
- узнавание интернациональных слов с записью на родном языке;
- составление пар антонимов;
- составление пар синонимов.
ПР, выявляющая сформированность лексических навыков:
- выбор нужного слова из двух заданных и подстановка его в предложение;
- запись недостающего в предложении слова (из предложенных или самому).
ПР по грамматике:
- написать существительные во множественном числе и наоборот;
- переделать предложения из одного времени в другое;
- написать прилагательные в степенях сравнения.
ПР, выявляющие речевые умения:
- ответить на вопросы;
- определить правильность или ложность утверждения.
ПР, выявляющие умения составлять устные высказывания:
- таблицы;
- написание предложений за счет слов в скобках;
- выражение согласия, несогласия.
ПР для определения понимания прочитанного текста:
- выписать главные предложения;
- составить план;
- составить вопросы;
- ответить на вопросы;
- изменить действующее лицо, время, место действия;
- составить ситуацию по ключевым словам;
- дописать 2-3 предложения к рассказу.
Недооценка ПР, ее природы, т.е. недооценка этого вида РД как важного средства обучения иностранному языку, как средства запоминания и закрепления лексико-грамматического материала, с одной стороны, и как цели обучения, -овладение принципами построения высказывания в письменной форме, с другой, приводят к неудовлетворительным результатам в овладении иностранным языком. Надо последовательно работать над письмом на каждом уроке, применяя цельную систему упражнений.