СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение социально-бытовым и трудовым навыкам детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Обучение социально- бытовым и трудовым навыкам детей с тяжелой интелектуальной недостаточностью"опубликована в сборнике научных трудов 4 Международной научно -образовательной конференции Казань 2017. сборник адресованаспирантам, студентам,педагогам ВУЗов.

Просмотр содержимого документа
««Обучение социально-бытовым и трудовым навыкам детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»»

Шагалиева М.А

«Обучение социально-бытовым и трудовым навыкам детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Интеллектуальные нарушения в подавляющем большинстве являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка мотивационно -потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии. И эта проблема была и будет актуальна.

Из опыта работы мы видим, что дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в приспособлении к самостоятельной практической жизни. С большим трудом усваиваются ими усложнённые навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо быто­вых, повседневных вопросов. Им доступны навыки самооб­служивания и простейшие трудовые операции, но к самостоятельной трудовой деятельности они неспособны. Социально - бытовая ориентировка существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями здоровья не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Включение детей в систему коррекционно-развивающего обучения приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения и у этих детей существуют потенциальные возможности, на которые можно опираться в образовательном процессе:

- в работе с такими детьми можно опираться на эмоции, т.к. они относительно сохранны. По эмоциональным каналам проходит путь от эмоций к познавательной деятельности

- отсутствие речи компенсируется жестами и другими невербальными средствами коммуникации.

- так как у них отсутствует абстрактное мышление и остаются сохранны лишь элементарные функции мышления, то можно опираться на образование самых элементарных обобщений.

- опираясь на стереотипию в поведении и высказываниях, на уровне механики ребенок может научиться воспроизводить какое-то действие или говорить по шаблону.

- подражательные способности являются важным ресурсом развития детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Они способны копировать действия другого человека. Опираясь на эти элементы, наша задача максимально социализировать и интегрировать в общество воспитанников тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Особую роль в социализации и адаптации этих детей играет трудовая подготовка, отраженная в разделах «самообслуживание», «ручной труд», «предметно-практическая деятельность», «хозяйственно-бытовой труд».

Задачи этих разделов направлены на:

  • развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий;

  • координация работы анализаторов;

  • развитие пространственных ориентировок, ручной умелости;

  • развитие наглядного мышления

осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, самообслуживание, продуктивная деятельность, ручной труд и другие) и в тесной связи с другими направлениями коррекционной работы.

Обучение труду детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом должно происходить в так называемой «бытовой» деятельности, в играх с бытовыми предметами-орудиями. Целью данных уроков, используя различные многообразные виды деятельности, является коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, и речь в связи с практической деятельностью. А также на уроках трудового обучения учитель решает ряд конкретных задач:

- формирует эмоциональное отношение к различным видам труда;

- знакомит с назначением и способами использования бытовых предметов орудий;

- учит пользоваться реальными бытовыми предметами по подражанию действиям учителя, по образцу его действий и по словесной инструкции;

- учит осуществлять поиск вспомогательных бытовых предметов-орудий для игровой ситуации, ориентируясь на их функциональные свойства;

- развивает общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

- развивает элементарные математические представления в процессе трудовых операций, представления о величине и количестве;

- формирует сенсорно - перцептивную способность: учить узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ними;

- знакомит с наиболее характерными свойствами и особенностями данного материала (бумага, пластилин, природный материал и т. д.)

- развивает операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);

- учит использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;

- учит ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т. д.);

- формирует в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия и санитарно-гигиенические навыки;

- учит обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах;

  • закладывает основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами и материалами.

Для детей со сложным дефектом формирование всех трудовых приёмов и навыков возможно на самом элементарном сенсорном, предметно-практическом уровне. Последствия раннего органического поражения ЦНС сильно влияют на моторно-двигательное развитие детей. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, сильном нарушении мелкой моторики. У детей данной группы долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для элементарных трудовых действий и навыков самообслуживания. Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой» результативной пробой.

В коррекционно-развивающей программе обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом включены разделы, которые направлены на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях современного общества.

Раздел «Хозяйственно бытовой труд и привитие навыков самообслуживания» изучают и отрабатывают:

Навыки раздевания и одевания.

Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т. п.). Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на идентификацию одежды и обуви. Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью учителя и по словесной инструкции: складывать и убирать снятые с себя предметы одежды и обувь. Расстёгивание застёжек на «липучках», кнопках, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно. Застегивание застёжек на «липучках», кнопках, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого и самостоятельно.

Навыки, связанные с гигиеной тела.

Учить детей показывать и называть правую и левую руку, ногу, части тела и лица (лоб, подбородок, затылок, щёки и т. д.). Учить показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой, нанесение зубной пасты на щётку с помощью учителя и по словесной инструкции («нажми на тюбик», «достаточно», «остановись» и т. п.). Чистка зубов, полоскание рта. Пользование носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды. Пользование индивидуальной расчёской, расчесывание волос перед зеркалом (совмещённые действия, по подражанию и по словесной инструкции). Мытьё рук и умывание. Правильное использование твёрдого мыла и жидкого мыла с дозатором, подворачивание рукавов одежды перед умыванием. Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образу и словесной инструкции.

Навыки, связанные с приёмом пищи.

Поведение во время еды. Удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Учить мыть посуду под присмотром учителя. Учить накрывать на стол, прибирать посуду после еды, вытирать или вымыть клеёнку.

Навыки поведения и самообслуживания.

Уборка рабочего места после уроков, умение заправить постель, встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку. Принимать участие в дежурствах по уборке класса, вытирать пыль с мебели, с комнатных цветов, поливать цветы, рассаду, убирать в шкафу с игрушками. Чистка дорожек от снега, от мусора, от листьев.

Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи сапожной или платяной щёткой. Уметь различать все ли пуговицы на месте. Уметь выстирать мелкие вещи: платки, воротники и т.д.

Раздел «Предметно - практическая деятельность и ручной труд» изучают и отрабатывают

Предметные действия.

Выполнение подражательных движений для развития движения рук, кистей и пальцев рук («Замочек», «Топор», «Пальчики здороваются», «Шарик» и пр.). Ввести выполнение этих упражнений одновременно двумя руками. Выполнение действий со сменой вида движения («Стучим-прячем», "Бежим-приседаем»). Выполнение по показу действий с предметами:

- катание шаров в определённом направлении;

- бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком;

- нанизывание предметов с отверстиями на стержень (пирамида);

- нанизывание бусин на шнур;

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия (палка, крючок, стул и пр.). Формирование у детей умения действовать с предметами разного цвета, формы, величины.

Цвет. Выбор по образцу и инструкции предметов, окрашенных в основные цвета, например: «Дай такой». Раскладывание предметов по цветам начиная с двух контрастных: синий, красный, постепенно увеличивая до четырёх.

Форма. Выбор по образцу и инструкции одной формы из 4-8 предметов «Дай такой же предмет». Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Знать названия и самостоятельно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела: куб, шар. Определять формы независимо от величины и окраски предмета (шар большой и маленький, красный и синий и т.д.) Группировка предметов разной величины, цвета, формы согласно заданию по образцу («Разложи, какие куда подходят»).

Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путём наложения и приложения предметов: большой, маленький, побольше, поменьше, самый большой, самый маленький, толстый - тонкий, длинный - короткий, широкий - узкий (на бытовых предметах, картинках и специальном методическом материале). Группировка различных парных предметов по величине (большие - маленькие кольца, кубики, пуговицы, мячи, машины и т. д.).

Дидактические игры.

«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные вилки, ложки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета при выборе их из предметов разного цвета. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, чередование предметов по цвету через один. «Подбери по цвету», подбор разнородных предметов одного цвета (кукле - платье, шапочку, носочки, шарф, в посуде - чашку, блюдце, тарелку). «Подбери по форме»: подбор предметов одной формы разного цвета и размера (шарик, мяч, яблоко, помидор и т. д.). «Картинное лото». Учить выполнять правила игры: ожидание своей картинки, отказ от других. Сличать при игре парные картинки, изображающие предметы одежды, обуви, посуды, игрушки, овощей, фруктов, домашних и диких животных. «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (6-10 фигур). «Почтовый ящик»: уметь опускать объёмные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки способом проб и ошибок и зрительно соотнося фигуры с прорезями. «Светофор»: выработка определённой двигательной реакции на смену цветового сигнала. «Что лишнее»: исключение по цвету, форме, величине. «Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»). «Чудесный мешочек»: находить на ощупь в мешочке по образцу большого размера его мелкую пару (из бирюлек), различать на ощупь величину предметов, их форму (кубы, шары, ёлки, катушки, ключи, грибки и т. д.). «Что убрали?», «Что изменилось?»: с предметами и с картинками, замечать и указывать на различие в сходных картинках.

Элементарное конструирование.

Складывание из счётных палочек фигур и узоров по образцу, картине: двухэтажный дом, грузовая машина, буквы, алфавит и т. д. Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям, кубиков. Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями. Выполнение различных комбинаций из 5-6 объёмных и плоскостных форм по образцу. Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу:

- стол на четырёх ножках (кубиках);

- диван, кресло;

- дом одноэтажный;

- дом с воротами, забором и дорожкой;

- двухэтажный дом;

- автомобиль;

- поезд;

Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мягких игрушек.

Работа с мозаикой.

Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется пластмассовая мозаика). Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей, из деталей двух цветов параллельными рядами; выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов (красный, зелёный, белый). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, квадрат, прямоугольник). Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением пространственных отношений деталей мозаики:

- дом с крышей;

- цветок на стебле;

-ёлочка;

- снежинка;

декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов).

Выкладывание свободного узора по замыслу детей. Выкладывание простых сюжетов по рисунку (без образца)

Лепка.

Закреплять навыки обращения с пластилином и выполнения определённых правил при работе с ним. Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочки пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички); защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец). Лепка более сложных форм из 2-4 частей (снеговик, погремушка, чашка с ручкой, зайчик, матрёшка, лопата и т. д.).Освоить приёмы: соединения деталей промазыванием (матрёшка, цыплёнок); прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв, лапки).

Работа с бумагой.

Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать её ладонями и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу. Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «мебель» из бумаги («стол», «скамейка»- без применения клея). Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.). Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление ёлочных украшений, флажков из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, создание симметричных узоров из геометрических фигур в полосе, круге, квадрате. Выполнение изображений предметов с использованием приёма «рваной» аппликации (снеговик, цыплёнок, яблоко и т. д.). Сюжетная аппликация из готовых деталей («У дома сад», «Дети на прогулке» и др.) - создание композиций.

Работа с нитками и тканью.

Сортировка ниток по цвету, толщине, наматывание на катушку, клубок, картон. Распускание трикотажного и шерстяного края. Пробы в завязывании узелков. Плетение косички из толстых шнуров. Плетение верёвочки из шерстяных ниток. Изготовление помпона из шерстяных ниток.

Опыт работы показывает, что эти дети развиваются, они способны к обучению и последующему труду. Обучение их эффективно в том случае, если оно систематично, правильно организовано, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, направлено на их социальную адаптацию. Содержание учебно-воспитательной работы с глубоко отсталыми детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных возможностей в подготовке этих детей к доступным для них видам труда. Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут являться занятия, подготавливающие детей к труду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!