СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет понять идейную направленность произведений А.П.Чехова.

Просмотр содержимого документа
«Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова.»

План урока
  1. Тема программы Литература второй половины XIX в.
  2. Тема занятия Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова.
  3. Планируемы результаты
- знаний: понять идейную направленность произведений; расширить и углубить представление обучающихся о проблематике “футлярной трилогии” А.П. Чехова.

- умений: совершенствовать читательские умения, в том числе умение анализировать произведение; развивать творческое воображение и логическое мышление обучающихся; вовлечь обучающихся в решение нравственных проблем; формирование личности в реализации творческих способностей.

- сформированности компетенций: ОК 3 Способности к анализу и контролю; ОК 4 Способности извлекать и анализировать информацию из различных источников; ОК 7 Понимание целей деятельности; ОК 10 Способности применять знания на практике.

4. Оснащение занятия: буктрейлер к рассказу, презентация А.П.Чехов «Человек в футляре», сборники рассказов А.П.Чехова.

5. Предварительное задание: индивидуальное сообщение студентки «Аннотация», ролевая игра (роль Беликова), разработка обложки к рассказам «маленькой трилогии», чтение рассказов (выделить детали футлярной жизни героя).

Задача занятия: организовать анализ художественного текста так, чтобы обучающийся понял глубину и сложность чеховского стиля сквозь призму творческого и логического мышления.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний. Буктрейлер по книге А.П.Чехова!!! Слайд 2

  • “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” А.П. Чехов.

  • “Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы наша земля” А.П.Чехов.

  • “Правда и красота…всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…” А.П.Чехов.

– Прочитайте эти строки. Вдумайтесь в них. В них есть все! В них вся жизнь известного писателя А.П.Чехова И сегодня наше занятие мы посвятим его творчеству.

– Записываем тему нашего урока.

Какие темы выделяются в чеховских произведениях? Слайд 3

  • “Футлярная жизнь”, тема маленького человека, тема народа, деревенская тема и др.

  • Все темы произведений во все периоды связаны одним мотивом, проходящим через всю жизнь и творчество Чехова:

Берегите в себе человека!” Слайд 4

И сегодня этот призыв будет главным мотивом нашего занятия. Слайд 5.

Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” повествуют о “футлярности” в разных областях жизни. Они также пронизаны мотивом “Берегите в себе человека!”.

Изучение нового материала

Чехов создал все три рассказа в Мелихове в 1898 году. Вначале опубликовался рассказ “Человек в футляре”, а затем “Крыжовник” и “О любви”, явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа. Слайд 6.

Сам он не объединил рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви” общим названием (как Пушкин в “Повестях Белкина”), хотя и задумал их как произведения одной серии.

Почему же среди исследователей творчества Чехова прижилось неофициальное название “маленькая трилогия”?

Что объединяет данные произведения в единое целое?

Конечно же, это рассказчики. Чехов использует форму “рассказ в рассказе”: учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский встретились на охоте, и каждый рассказывает свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем брате, когда охотники нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот тоже рассказывает свою историю. Все рассказы связаны темой “футлярной жизни”. Слайд 7.

Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества и рассказов А. П. Чехова. Писатель считает, что футляр – это нечто, препятствующее контакту с внешним миром, безвыходное пространство. Слайд 8.

А теперь давайте обратимся к самим рассказам. Домашнее задание было таким: нарисовать обложку к одному из рассказов (по желанию), представить её и дать краткую характеристику рассказу.

Работа по рассказу «Человек в футляре», которому уже более 115 лет. Сегодня нам предстоит подготовить данный рассказ к новому изданию. Следует составить Слайд 9

  • Представление обложки

  • Аннотация

  • Обсуждение

Что такое аннотация? Как её писать? (выступление студентки)

Аннотация — это рекламное объявление для вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества.

"Скелет" аннотации выглядит примерно так:

• Декорации: где и когда происходит действие?

• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?

• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это "что-то" должно быть крайне важным для него.

• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение. Прочитав аннотацию, человек должен взять в руки книгу, прочитать её!

- Беликов, прямо названный в рассказе человеком в футляре, не был близким другом Буркина, они просто товарищи по работе. Ролевая игра. Студентка в роли Беликова. Слайд 10.

Что же такое лично значимое волнует рассказчика в истории человека в футляре?

Что имеет в виду автор, говоря о футляре, которым старался окружить себя Беликов? (Слайд 11).

Выпишите в три колонки детали, показывающие, как расширяются границы этого “футляра”.

  • 1 колонка: зонтик и часы в чехле, перочинный ножик в чехольчике; поднятый воротник, темные очки, калоши...

  • 2 колонка: ночью укрывался с головой одеялом, спальня была маленькая, похожая на ящик, садясь в экипаж извозчика, приказывал поднимать верх коляски, да и греческий язык, который преподавал Беликов, тоже был футляром, позволяющим спрятаться от современной жизни.

  • 3 колонка: признавал только запрещающие циркуляры, жизнь должна была существовать в определенных рамках. Слайд 12

Незаметно границы футляра исчезают, и становится ясно, что футляр – это не столько внешняя оболочка, сколько жизненная позиция. Смысл ее выражен фразой: “Как бы чего не вышло!”.

Но только ли к Беликову относится название рассказа? Слайд 13.

Перечитаем строки, где говорится, как последние пятнадцать лет жил город.

Получается, весь город прятался от жизни в футляре, просто он был не столь очевиден, как чехольчики Беликова.

Но не будем забывать, что в названии рассказа на первом месте стоит слово “человек”.

Есть ли что-то человеческое в Беликове?

Вспомним историю с его женитьбой.

Что он чувствовал, когда распространили карикатуру на него?

“Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали”.

Слайд 14. Значит, там, в футляре, еще бьется человеческое сердце. Это человеческое поведение сразу же получает ответный отклик – рассказчик говорит, что ему стало жалко Беликова. Но больше человеческое начало не даст о себе знать. Теперь понятна фраза рассказчика: “Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие”.

Хоронили не человека, хоронили футляр.

Беликов умер, но что все еще тревожит, волнует рассказчика?

Вспомним, как выглядели присутствующие на похоронах. Слайд 15.

Да, все в калошах и с зонтами. И не только внешние признаки футляра сохранились. Беликова нет, а жизнь осталась “футлярной” - “не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне”. Вот Буркин и ощущает “футлярность” как общее состояние жизни.

Чем же опасна для самого человека “жизнь в футляре”?

Чеховский нравственный кодекс бытия. Слайд 16.

Закрепление материала. Написание аннотации к рассказу «Человек в футляре».

Проверка. Преподаватель читает свою.

Рассказ Чехова «Человек в футляре» повествует историю учителя древнегреческого языка - Беликова, жившего в постоянном ужасе перед многообразием и яркостью бытия, опасающегося как бы чего недоброго не вышло и державшего в страхе весь город своей несокрушимой мещанской тупостью. И только смерть, пришедшая от случая, не вписывающегося в рамки его представлений о жизни, примиряет его с окружающей действительностью.

Д.З. Исчерпала ли себя тема “футлярной жизни”?

Что может стать для человека “футляром” в наши дни?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!