Межмуниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
городского округа Павловский- Посад
Московской области
«Утверждаю»:
Директор МОУ СОШ №11
_____________ С. Н. Дубровина
от «__» ___________2019года
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
по основам безопасности жизнедеятельности
для 10 класса
Составитель:
педагог-организатор ОБЖ
Зубанов Александр Владимирович
2019 год
Пояснительная записка
Рабочий материал по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлен в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), образовательной программой МОУ СОШ № 11, на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б. О. Хренникова М. « Просвещение», 2013 г. и реализуется на основе учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Москва, «Просвещение»,2013 г.
Она раскрывает содержание обучения курса основы безопасности жизнедеятельности.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 34 часа (1 час в неделю) 1час.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Цели и задачи программы обучения:
Формирование у обучаемых цельного представления по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и ЧС техногенного и социального характера; о их влиянии на личность, общество, государство; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ; о государственной системе обеспечения безопасности.
Усвоение учащимися содержания основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны и противодействия терроризму.
Усвоение учащимися знаний о предназначении, основных функций и задачах Вооруженных Сил РФ, о государственных и военных символах РФ.
Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Формы занятий, используемые при обучении:
учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
подготовка индивидуальных рефератов;
индивидуальные консультации;
практические занятия
внеклассная и внешкольная работа (участие в олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», «Безопасное колесо», «Допризывной молодежи» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).
Основное содержание программы
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | Основы комплексной безопасности | 3 |
2. | Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций | 3 |
3. | Основы здорового образа жизни | 3 |
4. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 |
5. | Основы обороны государства | 11 |
6. | Основы военной службы | 8 |
| Итого: | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать; подготовки юношей для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
Учащийся должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции ВС РФ, государственные и военные символы РФ.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата).
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и
навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности
жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и
навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании и своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направления продолжения своего образования.
Календарно-тематическое планирование: 11класс ОБЖ
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
| Основы комплексной безопасности ( 3 ч) | | |
1 | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Правила при пожаре | 2.09.2019-6.09.2019 | |
2 | Обеспечение личной безопасности на водоемах. | 09.09.2019-13.09.2019 | |
3 | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 16.09.2019-20.09.2019 | |
| Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (3 ч) | | |
4 | Организационные основы борьбы с терроризмом и наркобизнесом | 23.09.2019-27.09.2019 | |
5 | Нормативно-правовая база борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму. | 30.09.2015-04.10.2019 | |
6 | Контртеррористическая операция и условия ее проведения. Правила поведения при угрозе террористического акта(ситуационные задачи) | 07.10.2019-11.10.2019 | |
| Основы здорового образа жизни(3 ч) | | |
7 | Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье. | 14.10.2019-18.10.2019 | |
8 | Инфекции, предаваемые половым путем. Понятие о Вич-инфекции. Меры профилактики | 21.10.2019-25.10.2019 | |
9 | Семья в современном обществе. | 05.11.2019-08.11.2019 | |
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи( 6 ч) | | |
10 | ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. | 11.11.2019-15.11.2019 | |
11 | ПМП при ранениях | 18.11.2019-22.11.2019 | |
12 | Основные правила оказания ПМП. Правила постановки артериального кровотечения | 25.11.2019-29.11.2019 | |
13 | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего. | 02.12.2019-06.12.2019 | |
14 | ПМП при различных травмах | 09.12.2019-13.12.2019 | |
15 | ПМП при остановке сердца | 16.12.2019-20.12.2019 | |
| Основы обороны государства (11ч) | | |
16 | Функции и основные задачи современных ВСРФ | 23.12.2019-10.01.2020 | |
17 | Применение ВС РФ и борьбе с терроризмом | 13.01.2020-17.01.2020 | |
18 | Международная деятельность ВСРФ | 20.01.2020-24.01.2020 | |
19 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской части, достоинства и славы | 27.01.2020-31.01.2020 | |
20 | Ордена – почетные награды за воинские отличия | 03.02.2020-07.02.2020 | |
21 | Военная форма одежды | 10.02.2020-14.02.2020 | |
22 | Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинскго учета. Постановка на учет. Обязанности граждан к военной службе. | 17.02.2020-21.02.2020 | |
23 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | 24.02.2020-28.02.2020 | |
24 | Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. | 02.03.2020-06.03.2020 | |
25 | Добровольная подготовка граждан к военной службе. Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет | 09.03.2020-13.03.2020 | |
26 | Увольнение с военной службы | 16.03.2020-20.03.2020 | |
| Основы военной службы(8 ч) | | |
27 | Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего. Военные аспекты международного права | 30.03.2020-03.04.2020 | |
28 | Уставы | 06.04.2020-10.04.2020 | |
29 | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. | 13.04.2020-17.04.2020 | |
30 | Честь и достоинство воина ВСРФ | 20.04.2020-24.04.2020 | |
31 | Ритуалы ВСРФ | 27.04.2020-01.05.2020 | |
32 | Прохождение военной службы п призыву | 04.05.2020-08.05.2020 | |
33 | Особенности военной службы по контракту | 11.05.2020-15.05.2020 | |
34 | Альтернативная гражданская служба | 18.05.2020-22.05.2020 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10,11 классы. М. Просвещение, 2013
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 11кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. Просвещение, 2013
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей предметов художественно-технологического и оздоровительного цикла от «___» ___________2019 г. № 1 ________________ С. В. Шивыкин | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ И. П. Хаоламова «____» ___________ 2019 года |
7