СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обзор содержания (повести: «бэла», «максим максимович»). печорин-«портрет поколения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЗОР, ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВЫХ ГЛАВ РОМАНА;ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧ-СЯ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Просмотр содержимого документа
«Обзор содержания (повести: «бэла», «максим максимович»). печорин-«портрет поколения».»

ЛИТЕРАТУРА. 9 КЛАСС. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.


ТЕМА УРОКА: М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ (ПОВЕСТИ: «БЭЛА», «МАКСИМ МАКСИМОВИЧ»).

ПЕЧОРИН-«ПОРТРЕТ ПОКОЛЕНИЯ».

ЦЕЛЬ УРОКА: ОБЗОР, ИССЛЕДОВАНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВЫХ ГЛАВ РОМАНА;ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧ-СЯ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ,

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА: «ПОЧЕМУ АВТОР НАЗЫВАЕТ ПЕЧОРИНА



ХОД УРОКА.

1.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ПРОСЛУШАТЬ ОТЗЫВЫ, КОТОРЫЕ УЧ-СЯ СОСТАВИЛИ НА ОБРАЗЫ : БЭЛЫ, ПЕЧОРИНА, АЗАМАТА, КАЗБИЧА.

2.ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ПРОБЛЕБНЫМ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ

ПОМОГУТ РЕШИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ УРОКА.

1.КОГДА БЫЛ НАПИСАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»? (В ЖУРНАЛЕ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» ЗА 1839г. БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА «БЭЛА». ЧУТЬ ПОЗЖЕ ОН НАПЕЧАТАЛ ВСЕ ПОВЕСТИ, а РОМАН ОБОЗНАЧИЛ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ). ЧЕМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЭТОТ ЖАНР, КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ? РОМАН СТАВИТ СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ ПРОБЛЕМУ, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ ШИРОКОГО ПОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОКАЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕГО ДВИЖЕНИИ И РАЗВИТИИ.

В ЭТОМ РОМАНЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ЭПОХЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА-30г.19в., ГДЕ УСИЛЕНИЕ РЕАКЦИИ СО СТОРОНЫ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПОДАВЛЕНИЕМ ДЕКАБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ ДАВАЛО НАДЕЖДЫ БОЛЬШИНСТВУ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ КАКИХ - ЛИБО ПЕРЕМЕН. ЛЕРМОНТОВСКАЯ ЭПОХА – ЭПОХА ГЛУБОЧАЙШЕГО СОМНЕНИЯ ВО ВСЕХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ.

2. ПОЧЕМУ СТИХОТВОРЕНИЕ «ДУМА», НАПИСАННОЕ В 1838г., МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДИСЛОВИЕМ К РОМАНУ? (ДАВАЙТЕ ЕГО ПРОСЛУШАЕМ). ЧЭМ ОНО «ДЫШИТ»? (ПОЛНЫМ РАЗОЧАРОВАНИЕМ В ЖИЗНИ, ВО ВСЕХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЯХ, А ПОСЛЕДНИЕ СТРОЧКИ СТАЛИ ФАКТИЧЕСКИ ПРИГОВОРОМ ВСЕМУ ПОКОЛЕНИЮ:

ТОЛПОЙ УГРЮМОЙ И СКОРО ПОЗАБЫТОЙ

НАД МИРОМ МЫ ПРОЙДЕМ БЕЗ ШУМА И СЛЕДА,

НЕ БРОСИВШИ ВЕКАМ НИ МЫСЛИ ПЛОДОВИТОЙ,

НИ ГЕНИЕМ НАЧАТОГО ТРУДА.

3.ПОЧЕМУ ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО РУССКОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» АВТОР СТРЕМИЛСЯ ПОКАЗАТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ? (АВТОР ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЧТО В РОМАНЕ ДАН ЧЕРЕЗ ОБРАЗ ПЕЧОРИНА - ПОРТРЕТ ВСЕГО ПОКОЛЕНИЯ, СОСТАВЛЕННЫЙ ИЗ ПОРОКОВ ЛЮДЕЙ В ПОЛНОМ РАЗВИТИИ. ПОКОЛЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗАМЕНИЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЕМ, ПОЗНАНИЕМ, «НАУКОЮ БЕСПЛОДНОЙ» БЕЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ЗНАНИЙ, «В НАЧАЛЕ ПОПРИЩА МЫ ВЯНЕМ БЕЗ БОРЬБЫ». ПЕЧОРИН ВЕДЕТ БЕССМЫСЛЕННУЮ ЖИЗНЬ, САМЫМ СТРАШНЫМ ВРАГОМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ ЛЕРМОНТОВ СЧИТАЛ МЕРТВУЮ ДУШУ, СОННУЮ ВОЛЮ И РАБСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ. ПЕЧОРИН – ПОРТРЕТ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ - «ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ», ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, ВОПЛОТИВШИЙ В СВОЕЙ НЕПОВТОРИМОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦЕЛОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. ПЕЧОРИН – ЕДИНСТВЕННЫЙ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ, ЕГО ОДИНОЧЕСТВО В РОМАНЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО И ЗНАЧИМО, В «ЖУРНАЛЕ ПЕЧОРИНА» РАССКАЗЫВАЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ. ЭТО ИСТОРИЯ ТЩЕТНЫХ ПОПЫТОК НЕЗАУРЯДНОГО ЧЕЛОВЕКА РЕАЛИЗОВАТЬ СЕБЯ. (ОДИНОЧЕСТВО, НЕОБЫЧНОСТЬ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ,НО ОБРЕЧЕННОСТЬ НА СМЕРТЬ ОТ НЕНУЖНОСТИ).

4. КАК В ПОВЕСТИ «БЭЛА» ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПЕЧОРИНА? (ЧЕСТНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, УПОРСТВО, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ПРЕВОСХОДСТВО НАД ДРУГИМИ, ШИРОТА НАТУРЫ, УМ, ОБРАЗОВАННОСТЬ, НО ОН КРИТИЧЕСКИ ОТНОСИТСЯ К САМОМУ СЕБЕ, У НЕГО ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ – ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (ОТГАДЫВАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДУШЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА). КАКИЕ ЭПИЗОДЫ МОГУТ БЫТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ? ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ: ИНДИВИДУАЛИЗМ, ПЕРЕРАСТАЮЩИЙ В ЭГОЦЕНТРИЗМ. ГДЕ КРОЮТСЯ ИСТОКИ? ЭТО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ПОКОЛЕНИЯ: БЕСПЛОДНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕ НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛЕЗНЫЕ ЦЕЛИ, ОТСУТСТВИЕ ЭТИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИЛОЖИТЬ К ЧЕМУ-НИБУДЬ ОГРОМНЫЕ ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.КОГДА БЫЛ НАПИСАН СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН М. Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»?

2.ПОЧЕМУ СТИХОТВОРЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА «ДУМА», НАПИСАННОЕ В 1838г., МОЖНО НАЗВАТЬ ПРЕДИСЛОВИЕМ К РОМАНУ?

3.ПОЧЕМУ ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО РУССКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА БЫЛО ПОКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКА (СОВРЕМЕННОГО) ТАКИМ, КАКИМ ОН ЯВЛЯЕТСЯ?

4.КАКАЯ ПОВЕСТЬ ИЗ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» СЧИТАЕТСЯ ВЕРШИНОЙ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА? (ВАЖНЫМ МОМЕНТОМ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ).

5.КАК ПОВЕСТЯХ: «БЭЛА» И «МАКСИМ МАКСИМЫЧ» ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА? КТО РАССКАЗЫВАЕТ ПЕЧАЛЬНУЮ ПОВЕСТЬ О БЭЛЕ? (МАКСИМ МАКСИМЫЧ РАССКАЗЫВАЕТ ПРОЕЗЖЕМУ ОФИЦЕРУ ИСТОРИЮ С БЭЛОЙ, ОН - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ С «ТЕПЛЫМ БЛАГОРОДНЫМ НЕЖНЫМ СЕРДЦЕМ»). ВСТРЕЧАЛИ ЛИ ВЫ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ПОДОБНЫХ МАКСИМУ МАКСИМЫЧУ? КТО ОНИ? ЧЕМ БЛИЗКИ?

ИССЛЕДОВАНИЕ, ОПИРАЯСЬ НА ТЕКСТ…

-ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕЧОРИНА - ВОТ ОСНОВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЕРОЯ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. КАК РАСКРЫВАЕТСЯ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ В ЛЮБВИ?

-ГДЕ ПЕЧОРИН ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛ БЭЛУ?

-ЧЕМ ОНА ПОРАЗИЛА ГРИГОРИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА?

(КРАСОТОЙ, ГРАЦИЕЙ, «ВЫСОКАЯ, ТОНЕНЬКАЯ, ГЛАЗА ЧЕРНЫЕ, КАК У ГОРНОЙ СЕРНЫ, ТАК И ЗАГЛЯДЫВАЮТ ВАМ ДУШУ»).

-БЭЛА ОБРАТИЛА ВНИМАНИЕ НА ПЕЧОРИНА?

(ИСПОДЛОБЬЯ НА НЕГО ПОСМАТРИВАЛА).

-КАК ОНА ПОПАЛА В КРЕПОСТЬ?

-КАК ПЕЧОРИН РАСТОПИЛ «ЕЕ ДУШУ»?

-ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫМ ОКАЗАЛОСЬ СЧАСТЬЕ БЭЛЫ?

-ПОЧЕМУ ОНА ПОХОРОШЕЛА?

-МОГ ЛИ КАЗБИЧ ПРОСТИТЬ ПОХИЩЕНИЕ БЭЛЫ?

-КАК ПРОИЗОШЛА ТРАГИЧЕСКАЯ РАЗВЯЗКА?

-О ЧЕМ ЖАЛЕЛА БЭЛА ПЕРЕД СМЕРТЬЮ? (НЕ МОЖЕТ С ПЕЧОРИНЫМ ВСТРЕТИТЬСЯ НА ТОМ СВЕТЕ, ТАК КАК ОНА СОХРАНИЛА ВЕРНОСТЬ «СВОЕЙ ВЕРЕ», «ОБВИЛА ЕГО ШЕЮ ДРОЖАЩИМИ РУКАМИ ,БУДТО ХОТЕЛА В ПОЦЕЛУЕ ПЕРЕДАТЬ ЕМУ ВСЮ СВОЮ ДУШУ».

-ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? (ПРИРОДА КАВКАЗА: ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ ГОРЫ, ВЕРШИНЫ, ПОКРЫТЫЕ СНЕГОМ, ГЛУБОКИЕ УЩЕЛЬЯ, КУДА СТРАШНО ВЗГЛЯНУТЬ, БЫСТРЫЕ ГОРНЫЕ РЕКИ; ЖЕСТОКИЕ НРАВЫ КАВКАЗА: (САКЛЯ, 2 СТАРУХИ,МНОЖЕСТВО ДЕТЕЙ И ОДИН ХУДОЩАВЫЙ ГРУЗИН, ДЕТИ ВСЕ В ЛОХМОТЬЯХ…).

ВЫВОД:

- «ЛЮБОВЬ» ПЕЧОРИНА – ЭТО СКОРЕЕ КАПРИЗ ,УВЛЕЧЕНИЕ,СТРЕМЛЕНИЕ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ:

- Я ОПЯТЬ ОШИБСЯ: ЛЮБОВЬ ДИКАРКИ НЕМНОГО ЛУЧШЕ ЛЮБВИ ЗНАТНОЙ БАРЫШНИ; НЕВЕЖЕСТВО И ПРОСТОСЕРДЕЧИЕ ОДНОЙ ТАК ЖЕ НАДОЕДАЕТ, КАК КОКЕТСТВО ДРУГОЙ.

ПЕЧОРИН - «ЖАЛКАЯ РОЛЬ ПАЛАЧА ИЛИ ПРЕДАТЕЛЯ». ЕГО ЛЮБОВЬ НИКОМУ НЕ ПРИНЕСЛА СЧАСТЬЯ, ПОТОМУ ЧТО ОН ЛЮБИЛ «ДЛЯ СЕБЯ,

ДЛЯ СОБСТВЕННОГО УДОВОЛЬСТВИЯ».

ВЫВОД: (РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ )

А МЕЖДУ ТЕМ ЭТОТ РОМАН СОВСЕМ ЗЛАЯ ИРОНИЯ, ЭТО ОДИН ИЗ ТЕХ РОМАНОВ, КАК О НЕМ СКАЗАЛ КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ:

В КОТОРОМ ОТРАЗИЛСЯ ВЕК,

И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

ИЗОБРАЖЕН ДОВОЛЬНО ВЕРНО

С ЕГО БЕЗНРАВСТВЕННОЙ ДУШОЙ,

СЕБЯЛЮБИВОЙ И СУХОЙ,

МЕЧТАНЬЮ ПРЕДАННЫЙ БЕЗМЕРНО,

С ЕГО ОЗЛОБЛЕННЫМ УМОМ,

КИПЯЩЕМ В ДЕЙСТВИИ ПУСТОМ.

НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПЕЧОРИНА НЕЛЬЗЯ УПРЕКНУТЬ В ТОМ, ЧТО ОН СТАЛ «ЛИШНИМ ЧЕЛОВЕКОМ», КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ В РОМАНЕ. ОН ДОСТОИН ЖАЛОСТИ И СОСТРАДАНИЯ.ПЕЧЕРИНУ НЕДОСТАЕТ ПОНИМАНИЯ В ЛЮБВИ, А С ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ О СЧАСТЬЕ, КСТАТИ, СФОРМИРОВАЛОСЬ ПОД ВЛИЯНИЕМ СВЕТА,ОН НИКОГДА НЕ БЫЛ СЧАСТЛИВ.КРИТИК БЕЛИНСКИЙ СРАВНИВАЛ ДУШУ ПЕЧОРИНА С ВЫСУШЕННОЙ ЗНОЕМ ЗЕМЛЕЙ, КОТОРАЯ ПОСЛЕ «БЛАГОДАТНЫХ ДОЖДЕЙ» МОГЛА БЫ РОДИТЬ ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ. ОБРАЗ ПЕЧОРИНА –ТРАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ДУМАЮЩЕГО, СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА. ОН –ДИТЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, А ИМЕННО, В НЕМ ЛЕРМОНТОВ СОСРЕДОТОЧИЛ ОСНОВНЫЕ ТИПИЧНЫЕ ПОРОКИ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ: СКУКУ, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ПРЕЗРИТЕЛЬНОСТЬ. АВТОР ИЗОБРАЗИЛ ЧЕ ЛОВЕКА, НАХОДЯЩЕГО В БОРБЕ С ОБЩЕСТВОМ И САМИМ СОБОЙ, А ЗНАЧИТ, И ТРАГЕДИЮ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ( УМЕР ПО ПУТИ В ПЕРСИЮ).

ДОМА:ПРИГОТОВИТЬ ОТЗЫВЫ О КАЗБИЧЕ,СОБРАТЬ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИ-НЕНИЮ ПО РОМАНУ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»,ВОПРОСЫ УЧЕБНИКА (1-10).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!