Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановская гимназия №11 имени Кирилла и Мефодия»
Очерк на тему:
«Православные святые – хранители семейного очага»
Работа Никульникова Алексея,
ученика 9-А класса
Руководитель:
Пархоменко Виктория Владимировна
2019 год
«Умирает институт семьи» - такую пессимистическую фразу все чаще и чаще можно услышать повсеместно. И постепенно из нашей жизни уходят такие слова и понятия, как честь, верность, мужество, целомудрие, достоинство. К сожалению, многое оказалось утрачено, забыто, растоптано. Происходит переоценка ценностей, в результате которой некоторые вещи становятся сегодня не актуальными: хранить верность, иметь несколько детей, женщине заниматься домом и семьей.
Актуальным становится следование потребительским, эгоистическим принципам, насаждаемым в наше сознание в первую очередь средствами массовой информации: «бери от жизни все», «удовлетворяй свои потребности», «живи здесь и сейчас». Все это на пользу семье, конечно же, не идет. Я часто слышу от своих одноклассников: « У меня нет отца», « А мой с нами не живет».Современная семья находится в глубочайшем кризисе. Фактически оказались разрушенными нравственные представления о браке и семье. Супружеские отношения перестали восприниматься как проявление духовного единства и жертвенности, но переродились в эгоистическое удовлетворение собственных потребностей в браке. Это привело к утрате чувства сопричастности, любви, доверия, нежеланию стать «одной плотью», поступиться чем-либо ради своего супруга.
Мой очерк посвящен актуальной проблеме создания и сохранения семьи. Особая острота этого вопроса связана с тяжелым кризисом, в котором находятся семьи: приоритет отдается эгоцентрическим ценностям, растет число разводов, падает рождаемость - кризис дал глубокие корни. Поэтому важно возрождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала.
Как построить отношения между мужчиной и женщиной, как избежать вечного конфликта «отцов и детей», как сохранить эмоциональные теплые отношения в браке, каковы духовные основания брака и семьи - эти вопросы должны волновать каждого. Существует немало работ, посвящен-
ных семье и браку. Однако большинство авторов делает акцент на их духовных основаниях в контексте православия. И это, я считаю, правильно.
В православии есть различные святые, которые особо чтятся как покровители семьи и брака. Иконы с их изображением есть почти в каждой христианской семье. И для многих из них существуют особые молитвы, с которыми верующие обращаются, что испросить у них ходатайство перед Богом о помощи в делах семейных.
Наиболее известные святые покровители любви и семейного очага (иконы):
Святые Петр и Феврония Муромские.
Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы.
Святые мученики Адриан и Наталья.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив.
Святитель Николай Чудотворец.
Святая блаженная Ксения Петербургская.
Святая великомученица Параскева.
Святая блаженная Матрона Московская.
Образ Федоровской иконы Божьей Матери.
Святые праведные пророк Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя
Благоверные Пётр и Февронья - эти святые особо почитаются в христианстве, как православные покровители семьи. А их брак, в котором царили верность, любовь, мир и согласие, считается образцовым. Петру и Февронье молятся об успешном замужестве, правильном выборе своего спутника жизни и счастье в браке. О достатке и благополучии в доме. О любви и верности между супругами.
Святые муромские чудотворцы Петр и Феврония издавна считаются покровителями семейного благополучия. Петр отказался от княжеской власти, когда узнал, что бояре хотят разлучить его с любимой женой. Супруги отправились в изгнание. Но вскоре в Муроме началась смута, и бояре призвали их обратно.
После возвращения князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час. Это ли не чудо господнее! Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Семейная икона святых Петра и Февронии - ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА.
Православное вероучение называет семью малой Церковью, где все члены семьи представляют собой единое целое, а порознь — каждый имеет свои обязанности. Соответственно семейная икона являет собой образ особого духовного единения и покровительства небесных наставников для всех домочадцев. Именно семейная икона помогает объединиться членам семьи для совместной молитвы, когда все молятся единым духом о семейном благополучии. В семье моих родителей есть такая икона. И я почитаю ее тоже.
Обычай иметь в семье особо почитаемую икону, передаваемую из поколения в поколение, и называемую семейной, уходит в глубину веков.
Мои дедушка и бабушка хранили икону святых Петра и Февронии в доме. Они прожили вместе до глубокой старости в любви и согласии, вырастили троих детей и пятерых внуков.
Семейная икона святых Петра и Февронии знаменует собой духовное родство. Ведь на ней изображены святые, которых в земной жизни могли разделять многие тысячелетия, культурные и национальные различия, но теперь в Царстве Небесном, они пребывают в любви, в единстве, и Божественном сиянии.
По слову спасителя, прочный дом может быть основан только на духовном камне — христианской вере. Семейные связи делаются крепче и глубже, когда подкреплены духовной близостью — единой верой, единым взглядом на важные аспекты жизни. Порой, одного взгляда на икону, достаточно для того, чтобы в душе утихло раздражение, чтобы прошла без следа вспыхнувшая ссора, без которых не обходится семейный быт даже у любящих друг друга людей.
Семейная икона, передаваемая из рода в род, как святыня, как духовная связь поколений, особо почиталась на Руси. Наши верующие предки ни одного дела не начинали без молитвы и без Божьего благословения. Моя мама до сих пор хранит икону святых Петра и Февронии покровителей любви и семейного очага.