СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности повести «Леди Макбет Мценского уезда»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 18 по дисциплине ОДБ.02 Литература для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности повести «Леди Макбет Мценского уезда»»

Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Особенности повести «Леди Макбет Мценского уезда»


ПЛАН:

1) Жизнь и творчество Н.С. Лескова.

2) «Леди Макбет Мценского уезда». Смысл названия. Особенности жанра. Значение эпиграфа. Образ Катерины Измайловой.

 

1.     Жизнь и творчество Н.С. Лескова

Творчество Н.С. Лескова одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

Творческая манера Н.С. Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писа­теля среди других художников XIX века.

В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мя­тежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) — прозаик, публицист.

Родился в семье мелкого чинов­ника, выходца из духовенства. Учился в Орловской гимназии, но курса не закончил. Служил в Орловской палате уголовного суда, Киевской казенной палате.

В 26 лет Лесков оставляет государственную службу и переходит на частную - в коммерческую компанию А.Я. Шкотта. По делам фирмы он «изъездил Россию в самых разно­образных направлениях».                

Служба дает обильный материал для творчества. С 1861 года статьи Лескова появляются в газете «Русская речь», чьим сотрудником он становится. Значительная часть ранних произведений написана в жанре творческого очерка, который в 60-е годы пользовался большой популярностью у писателей-разночинцев.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отста­лость России по сравнению с западноевропейскими странами. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса. Но наблюдения над пореформенной действительностью показали, как мало произошло изменений к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.           

Творчество Лескова в 60-е годы отличается большим разнообразием по жанру. Писатель пробует свои силы в:

‒       художественном очерке,

‒       рассказе,

‒        повести,

‒        романе,

‒       пишет единственную пьесу «Расточитель».

Все произведения писателя пропитаны фольклорными мотива­ми. В них звучат лирические, обрядовые песни, пословицы, загово­ры.

Сюжет многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включает народные суеверия, предания.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются до­кументальность изображения. «Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле», - признавался он. Его особенно интересовало отражение характерных черт времени в судьбах рядо­вых людей.

Многие его герои имеют реальных прототипов («Кадет­ский монастырь», «Владычный суд», «Человек на часах»).

Лесков на протяжении всего творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писатель­ского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее яр­ко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую карти­ну русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рас­сказах и повестях.      

Имя Н.С. Лескова известно всем русским читателям в первую очередь по рассказу «Левша», который сумел подковать изготовленную английскими мастерами блоху.

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера. К ним нельзя подходить с обычными представ­лениями и критериями.

Лескова привлекают бунтари и чудаки, пра­ведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, то есть все те, кто пытается вырваться из серой, будничной жизни, сохраняя в душе неповторимые черты русского национального характера.

Создавая народные характеры, Лесков невольно обращается к живой русской речи, которая наиболее ярко запечатлена в фольклорной традиции — в былине, легенде, сказке, поговорках, присказках.

Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других. Это и «Очарованный странник», и «Запечатленный ангел».

Особое место в творчестве писателя занимает тема женской судьбы, как правило трагичной («Житие одной бабы», «Леди Мак­бет Мценского уезда», «Воительница»).

В произведениях Н.С. Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и поиски истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель верил в будущее России, потому что непредсказуемый сильный русский характер таил в себе силы не­иссякаемые. Всей душой любит Лесков родину, и любит ее такой, какова она есть.

 

2.     «Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет Мценского уезда»  показывает неразрывную связь алчности с преступ­лением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Основное содержание произве­дения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» составляет те­ма трагической женской судьбы.

Особенность названия. Впервые в печати это произведение появилось в журнале «Эпоха» под названием «Леди Макбет нашего уезда». Работа над первой редакцией очерка длилась около года, с 1864 по 1865 гг., окончательное название сочинение получило в 1867 году после значительных авторских правок.

Предполагалось, что эта повесть откроет цикл произведений о характерах русских женщин: помещица, дворянка, повитуха, — но по ряду причин замысел не был воплощён. В основе «Леди Макбет» лежит сюжет широко распространенной лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

 Название «Леди Макбет Мценского уезда» весьма ёмкое и выводит читателей на проблему русского национального характера. Название двучастно:  «Леди Макбет» - отсылка к одноименной трагедии У. Шекспира и Мценский уезд – район Орловской губернии. Смысл названия может быть расшифрован так - и в провинции кипят нешуточные страсти.

Особенности жанра. Лесков определяет жанр произведения как очерк. Очерк – прозаический документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам, людям.

Возможно, Лесков таким обозначением подчеркивает реалистичность, подлинность повествования, поскольку этот прозаический жанр, как правило, опирается на факты из реальной жизни, является документальным. Неслучайно первое название уезда — наш; ведь так каждый читатель мог представить эту картину именно в своём селении. Кроме того, именно очерк свойственен направлению реализма, что был популярен в русской литературе того времени.

Современное литературоведение определяет жанр этого произведения как повесть. Повесть – жанр повествовательной литературы, чаще всего это история одной человеческой судьбы, рассказанная от имени автора или самого героя.

Многое роднит очерк Лескова с драмой Островского «Гроза», написанной за 5 лет до «Леди Макбет Мценского уезда» Судьба купеческой жены волновала обоих авторов, и каждый из них предлагает свой вариант развития событий.

Значение эпиграфа. Эпиграф — цитата, помещаемая в начале произведения или его части с целью указать его смысл, отношение к нему автора и тому подобное. В качестве эпиграфа обычно выступают изречения каких-либо известных людей либо произведения устного творчества (пословицы, поговорки и т.д.).

В произведении «Леди Макбет Мценского уезда» в качестве эпиграфа взята поговорка «Первую песенку зардевшись спеть». Её смысл в том, что человеку рудно сделать только первый шаг, а дальше уже бывает легче.

Так и у главной героини Катерины Измайловой первый шаг – убийство свёкра – потянул за собой остальные преступления.

Композиция произведения. Произведение состоит из 15 глав. Сюжет динамичный, напряжённый, вбирает в себя четыре преступления, которые происходят через каждые две сцены.

Сюжет. Главы 1–3

Измайловы - зажиточные купцы, чей дом был далеко не последним в городе: «торговали они крупчатку, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший», однако, несмотря на доброе житьё, «скука непомерная» царила в стенах их дома. Жизнь была однообразной, любви и взаимопонимания между членами семьи не было, каждый из домочадцев был одинок по-своему.

В гости езжали мало и нечасто. Эти поездки не могли разнообразить жизнь: купеческий народ был строгим, следовало соблюдать условности, принятые в обществе. Особенно женщинам было несладко.

 «При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого. Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться.  Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания…»

Опорное слово – скука. Катерине Измайловой было невыносимо скучно в доме мужа: детей у неё не было, книг она не читала, в семье на неё не обращали внимания. Но она другой жизни не знала и притерпелась к теперешней.

Катерину привлекают необычные речи нового приказчика Сергея. Никто ранее не говорил так с ней. И душа, жаждущая любви, открылась для нового чувства.

Главы 4–6.

Свёкр Борис Тимофеевич узнал про связь Катерины с приказчиком, запер Сергея в кладовой и отправил посыльного за сыном. Катерина долго уговаривала свёкра отпустить Сергея, но тот не соглашался и угрожал  Сергею острогом, а ей – расправой . Поэтому Катерина  накормила свёкра «грибками с кашицей – и он умер. Так героиня решала бороться за свою любовь.

Первый сон – в главе 6: кот является в полусне-полудрёме, после первого убийства; он ластится к Катерине и разделяет её с Сергеем.

 Во время свидания в саду Катерина Львовна много говорила, восклицала, восторгалась, была ласкова с Сергеем и хотела слушать его признания в любви к ней. Мир вокруг казался ей раем. Сергей был, наоборот, мрачным, немногословным, погружённым в свои мысли. Его ничего вокруг не занимало. Он думал о том, что его мечтам о сладкой, богатой жизни скоро придёт конец.

Сергей говорит о том, что его положение ничтожно, что он хочет быть мужем Катерине, а не любовником. А муж – помеха их счастью. Катерина ради любви к нему была готова на всё.

Главы 7–8

Второй сон и второй кот – в главе 7: является накануне очередного убийства, с головой убиенного Бориса Тимофеевича. Символика снов: Катерина мечтала о любви, счастье, ради этого шла на преступления. А счастья и покоя не было, на душе было тревожно. Беспокойно…

Убийство Зиновия Борисыча. Катерина ведёт себя решительно, вызывающе, нагло; она руководит действиями Сергея. Приказчик послушен, отстранён. Он выполняет все указания Катерины. Второе преступление уже не вызывало сомнений, вопросов, страха.

Главы 9–10

Сергей внушает Катерине мысль о том, что мальчик Федя Лямин помешает их счастью. Он является наследником состояния её пропавшего мужа. А без богатства не будет любви и счастья.

Катерина только и думала о мальчике после слов Сергея. Ей не давала покоя мысль: сколько страданий она приняла ради любви и будущего счастья, а теперь приезд Феди может всё разрушить.

Катерина осознанно шла на убийство мальчика. Она выбирала удобное время, успокаивала Федю, отводила подозрения, давала указания Сергею. Она вздрогнула, когда под сердцем зашевелился собственный ребёнок. Но это была минутная слабость. Федя стал для неё воплощением зла и главной помехой для счастья.

Главы 11–12

Героев уже ничего не могло остановить. Федя – последнее их препятствие на пути к счастью. Катерина холодно и жестоко совершает самое страшное преступление – убивает ребёнка. В это время сама она под сердцем носит ребёнка. Своим поступком она убивает в себе женскую и материнскую сущность.

Федя Лямин (это имя означает «дарованный Богом») – символ ангела и мученика (читает Библию, принимает смерть в праздник Богородицы)

Люди возвращались с церковной службы, и кто-то предложить заглянуть через щёлочку в дом Измайловых. Один из них увидел, что в доме душат кого-то.

Люди давно подозревали что-то нечистое в доме Измайловых. А теперь этому было подтверждение – удушенный мальчик. Люди были разъярены, они ринулись в дом и всё и всех смели на своём пути. Виновникам преступлений грозили расправой.

Сергей расплакался, во всём сознался, обвинил Катерину. Женщина сначала говорила, что ничего не знает и не ведает. Но после слов Сергея согласилась с обвинением и взяла всю вину на себя.

Главы 13–14

Смысл жизни Катерины – в любви. Она готова на всё ради неё. Сергей же выгораживает себя, обвиняет и уличает Катерину Львовну.

«Катерина Львовна на все вопросы отвечала только: «я ничего этого не знаю и не ведаю». Сергея заставили уличать ее на очной ставке. Выслушав его признания, Катерина Львовна посмотрела на него с немым изумлением, но без гнева, и потом равнодушно сказала:
— Если ему охота была это сказывать, так мне запираться нечего: я убила».

Глава 15

Катерина отдала последние шерстяные чулки Сергею, чтобы облегчить его страдания по пути на каторгу. А он подарил эти чулки арестантке Сонетке. На первом же привале Катерина подошла к нему, плюнула ему в лицо и назвала подлецом.

Катерина безмерно любила Сергея, верила ему, готова была взять вину на себя, терпеть ради любви любые страдания.
Катерина Львовна пошла на грех и страшные преступления ради любви. А Сергей её предал и стал публично издеваться над ней. Она чувствует себя униженной и обманутой.

Катерина сначала как будто окаменела, так как была ошеломлена предательством и подлостью Сергея. Но потом душа и сознание её стали беспокойными. Обида крепла. Стали появляться хаотичные мысли о расплате, о мести …

Катерина во время переправы на пароме через Волгу решается бросится в пучину волн, так как смысла в её жизни больше нет. Она жила и терпела лишения ради любви и возлюбленного. Теперь она поняла: любви не было, были расчёт и подлый обман. Но она не просто сама уходит из жизни, но и берёт с собой Сонетку – предмет вожделений Сергея. Катерина тем самым хочет наказать Сергея, заставив его испытать хоть часть той боли, что испытала она сама.

Лесков своим произведением предупреждает о том, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье.

Почему автор избрал именно купеческую среду? В этом сословии наблюдался весьма большой процент неграмотности, купцы следовали вековым традициям, которые не могли вписаться в современный им мир. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.

У поступков героини есть свой смысл – она бунтует против условностей и границ, которые мешают ей жить. Чаша ее терпения переполнена, а как и чем ее вычерпать она не знает. Невежество усугубляется развратом. И вот сама идея протеста оказывается опошленной. Если вначале мы сопереживаем одинокой женщине, которую не уважают и оскорбляют в родной семье, то в конце мы видим полностью разложившуюся личность, у которой нет пути назад. Лесков призывает людей быть более избирательными в выборе средств, иначе цель теряется, а грех остается.

«Леди Макбет Мценского уезда» повторяет главную народную мудрость: нельзя построить своё счастье на чужом несчастье. Тайны раскроются, а за содеянное придётся отвечать. Отношения, создававшиеся за счёт чужих жизней, заканчиваются изменой. Даже ребёнок, плод этой греховной любви, становится никому не нужен. Хотя раньше казалось, будь у Катерины дети, она могла бы быть вполне счастлива.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!