СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества С.А.. Есенина. Основные мотивы лирики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 40 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества С.А.. Есенина. Основные мотивы лирики»

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С.А. ЕСЕНИНА. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ


ЕСЕНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1895 – 1925)

Если Маяковский был громовой трубой, то Есенин — ее золотою флейтой. Оба эти голоса всегда будут звучать для читателей будущего...

О биографии Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград знакомится там с А.Блоком, С. Городецким, Н.Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов — «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта.

Короткое время Есенин служил в царской армии. Сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония». В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из основателей группы имажинистов.

В начале 1916 года в Петрограде вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», получивший высокую оценку критики. В том же году Есенин был призван в армию и до Февральской революции 1917 года служил санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном»,— напишет он впоследствии в автобиографии.

Едва ли какой-либо факт творческой биографии Есенина вызывал столько споров, как его близость к имажинистам (от англ. image — образ). Однако есе­нинский имажинизм являлся закономерным этапом его художественной эволюции: имажинисты (хотя и на принципиально противоположной основе) наиболее близко подошли к осознанной самим Есениным задол­го до организации группы «теории образных впечатле­ний». Имажинизм просуществовал недолго и, как писал сам поэт, «распался сам собой, оставив правду за органическим образом».

В 1922—1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878—1927) Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

За свою короткую творческую жизнь (1915—1925) Есенин выпустил около тридцати книг («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», «Ключи Марии», «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Пугачев», «Москва кабацкая», «О России и революции», «Русь советская», «Персидские мотивы» и др.) и подготовил к изданию собрание стихотворений в трех томах. В 1924-1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным подъемом и создав «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».

С восторгом встретивший революцию, предложивший новое летосчисление, указывая на своих книгах в 1918 году — «2-ой год I века», Есенин уже к началу 20-х годов имел вполне определенный взгляд на про­исходящее, отчетливо сознавая, какие трагические события еще предстоит пережить России. Поэт бунтар­ского склада, он открыто противопоставлял себя Системе с ее требованием безоговорочного подчинения художника власти. Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал в 1925 году В. Ходасевичу, что «так «крыть» большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».

Поэта долго пытались «приручить», однако к концу 1925 года становится очевидным: приручить Сергея Есенина невозможно.

Его жизнь оборвалась в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».


Чтение и анализ стихотворений

Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет — изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина. Здесь и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.

«В хате» (1914). Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтич­но — какие-то тараканы... И все же чем-то оно притягивает: наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внимательном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мелодии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета И. Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и осо­бенно три последние строчки: От пугливой щумоты Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой».

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление — «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима — аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих стозвонных» ; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить. В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

Задание (ответы запишите в тетрадь) — Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобла­дают в стихах Есенина?

В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Задание — Найдите примеры изображения запахов .

— Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Художественный мир поэта

Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина — «деревенская избенка» (это название одного из ранних стихотворений поэта) с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и т. п.). В начале творческого пути Есенина — это реальная деревенская изба.

С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище — изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» (или «райский») терем. На небесном престоле («златной тучке») — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения «Микола», «Сказание о Евпатии Коловрате...» и др.).

В 1914—1919 годах обе сферы есенинского мира — земная и небесная — взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной — обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта — «голубая трава», «голубая пыль», «голубой («небесный») песок», там растут деревья, пасутся «животные» (месяц, солнце, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле — это небесная «синь, упавшая в реку».

Природа у Есенина — божественный храм: в ней — «ночных небес иконостас», звезды — «лампадки небесные», «хаты — в ризах образа», «поля как святцы, рощи в венчиках иконных», деревья — монашки, сумрак — ангел, ветер — схимник, «туман как ряса»...

Наиболее важную роль в художественном мире Есенина играют образы луны (месяца) и солнца как сим­волы ночи и дня, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Считая, «что в нас пока колесо нашего мозга движет луна, что мы мыслим в ее пространстве и что в пространство солнца мы начинаем только просовываться», Есенин значительно больше внимания уделяет образу луны (месяца), чем солнца. Он создает в своей лирике более 160 «лунных» образов («Сочинитель бедный, это ты ли // Сочиняешь песни о луне?..»).

Однако более важным для поэта будет пространственный образ земли.

Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. «Осколки» его — «скелеты домов», «продрогший фонарь», отражающий в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона!»), «московские изогнутые улицы» — случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...» Слушаем песню).

В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раски­нет ветви // По-весеннему наш белый сад» — «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» — «Русь советская»). А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает.

«Береза» (1913),

1. Прочитайте эти три стихотворения и выпишите «природные» образы.

2. Сравните описание природы в этих стихотворениях.

3. Выпишите библейские, религиозные образы. В каком стихотворении они есть? Подумайте, почему только в этом из трех названных.

4. Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает здесь образ природы.

5. Есть ли в этих стихотворениях связь между природным и социальным миром?

6. Изменилось ли отношение поэта (его лирического героя) к природе?

В стихотворении «Береза», написанном Есениным в 1913 году, поэт рисует реалистичную картину — зимний пейзаж, увиденный им из окна. При этом он использует простые художественные средства: не метафорические эпитеты, а обычные определения.


Любовная лирика С. А. Есенина

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим, / Но мне осталось, мне осталось / Твоих волос стеклянный дым / И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу. / Я хочу под кротким взглядом / Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости: Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924-1925) — попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес».

Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)

Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924—1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики — современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня.

Основная тема этого произведения: Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)

— Каковы особенности размерного строения поэмы? Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключе­вые слова, находящиеся в начале или середине строки:

Я стал не тем, Кем был тогда...

Простите мне... Я знаю: вы не та...)

— Каким мы видим лирического героя в этом произведении? Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш/Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни — «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внима­ние не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «В развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)

Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков... был / И что... сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состо­яние «тогда» — «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел — / Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:

Любимая!

Меня вы не любили.

Куда несет нас рок событий... Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, / Пришпо­ренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, люб­ви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее от­пугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, паде­ния, «угар», «избежал паденья с кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем...»). Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности — «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу / Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик...

— Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?

— Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта? Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:

Не мучил бы я вас, Как это было раньше...

Простите мне...,

Как вас ведет звезда...

Важным следствием исторического взгляда на современные события является оценка «рулевого» «с опытной душой» («Хвала и слава рулевому!»). Герои поэм Есенина этого периода, как и ранее, далеки от политики, от «Премудрости скучных строк» Маркса («Стансы», 1924). Авторские представления о «Суровом гении» «страны родной» («Ленин», 1924) связаны с пушкинскими мотивами.

Стихотворения конца 1925 года (вскоре Есенин погибнет) проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!