Просмотр содержимого документа
«Одаренные дети и их вопитание»
«Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.»
Одаренность
возможность достижения обучаемым более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми.
уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
дети с высокими творческими (художественными) способностями;
учащиеся с высокими лидерскими качествами.
Характерные признаки, отличающие одаренных учеников в младшем школьном возрасте
- высокая концентрация внимания,
- развитая система личностных ценностей,
- хорошая память, воображение и способности к быстрой классификации информации и полученного опыта,
- быстрый поиск решений, интерес к высокоинтеллектуальным играм и заданиям высокой сложности,
- умение пользоваться большим словарным запасом, доп. источниками,
- упорство в достижении результатов, стремление к самостоятельности,
- повышенное чувство справедливости, частая эгоцентричность в общении,
- подверженность влиянию (из-за повышенной эмоциональности, страхов и чувства своего отличия от других детей),
- творческая активность, стремление к исследовательской деятельности,
- целеустремленность, скрупулезность,
- оригинальность и нестандартность в решениях,
Принципы выявления одарённых детей:
- 1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- 2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- 3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- 4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;
- 5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
Виды упражнений и заданий при работе с одаренными детьми
- интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- задания с отсроченным вопросом;
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся;
- задания, направленные на развитие психических механизмов;
частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности;
- различные творческие задания.
Система работы с одаренными детьми
формы и методы работы с одаренными детьми не ограничиваются стенами класса и внеклассными мероприятиями
ведется непрерывная работа с родителями, в том числе:
- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных встреч с целью отслеживания динамики личностно-интеллектуального развития и проблем одаренных обучаемых,
- вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного)
Работа с одаренными детьми
Подобная организация педагогической работы обеспечивает:
результативное взаимодействие одаренных и обычных учеников в классе,
обучение осознанию личной и коллективной ответственности и собственного вклада,
обучение навыкам формировать и отстаивать, уточнять собственное мнение, позицию, уметь слушать других учеников,
принимать самостоятельные и совместные решения, обсуждать проблемы и видеть их с разных сторон,
ослабляет конфликтные ситуации между одаренными и другими учащимися,
позволяет удовлетворить потребность одаренных детей в признании одноклассников
Спасибо за внимание!