СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОДИН в тайге. Рассказ В.П. АСТАФЬЕВА "Васюткино озеро". Презентация

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературы данная презентация, выполненная к школьной научно-практической конференции,  - незаменимое подспорье.

Просмотр содержимого документа
«ОДИН в тайге. Рассказ В.П. АСТАФЬЕВА "Васюткино озеро". Презентация»

 КЛОПОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ  5 класс ГБОУ СОШ №119   ПАТРУШЕВА ФЛАРИДА САГАДАТОВНА,  учитель русского языка и литературы

КЛОПОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ

5 класс ГБОУ СОШ №119

ПАТРУШЕВА ФЛАРИДА САГАДАТОВНА,

учитель русского языка и литературы

Актуальность Может ли маленький человек, попавший в беду, выжить, остаться здоровым? Да! В своей исследовательской работе я намерен утвердительно ответить на этот вопрос. В этом заключается актуальность моей работы.

Актуальность

  • Может ли маленький человек, попавший в беду, выжить, остаться здоровым? Да! В своей исследовательской работе я намерен утвердительно ответить на этот вопрос. В этом заключается актуальность моей работы.
Объект исследования – учебники, справочники, научно-популярные пособия, художественные произведения, в которых излагается вопрос выживания в лесу. Предмет исследования – подросток, сохранивший себя и своё здоровье в экстремальной ситуации. Цель – исследование факторов выживания в природных условиях, когда человек оказывается один-одинёшенек в огромном море сибирской тайги.
  • Объект исследования – учебники, справочники, научно-популярные пособия, художественные произведения, в которых излагается вопрос выживания в лесу.
  • Предмет исследования – подросток, сохранивший себя и своё здоровье в экстремальной ситуации.
  • Цель – исследование факторов выживания в природных условиях, когда человек оказывается один-одинёшенек в огромном море сибирской тайги.
Задачи : провести анкетирование с целью выявления уровня знаний сверстников по разделу ОБЖ «Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе»; исследовать словари, справочники, публицистическую, научно-популярную и художественную  литературу по теме проекта; определить роль психологических основ выживания в природных условиях;

Задачи :

  • провести анкетирование с целью выявления уровня знаний сверстников по разделу ОБЖ «Чрезвычайные и экстремальные ситуации в природе»;
  • исследовать словари, справочники, публицистическую, научно-популярную и художественную литературу по теме проекта;
  • определить роль психологических основ выживания в природных условиях;
Задачи : проанализировать поведение героя рассказа В.П. Астафьева в сибирской тайге, выяснить, как он, 13-летний мальчик, добился своего спасения; сопоставить рекомендации «бывалых» путешественников со знаниями, умениями, навыками Васютки Шадрина; обобщить результаты исследования; оформить содержательно и эстетично наглядный материал по теме проекта.

Задачи :

  • проанализировать поведение героя рассказа В.П. Астафьева в сибирской тайге, выяснить, как он, 13-летний мальчик, добился своего спасения;
  • сопоставить рекомендации «бывалых» путешественников со знаниями, умениями, навыками Васютки Шадрина;
  • обобщить результаты исследования;
  • оформить содержательно и эстетично наглядный материал по теме проекта.
Практическая значимость работы  данный материал может быть использован на уроках ОБЖ, литературы, географии, биологии, поможет учащимся во внеклассной деятельности, окажет помощь в подготовке к ОГЭ; поможет школьникам-туристам, ягодникам, грибникам – любителям природы – выжить в лесу.

Практическая значимость работы

  • данный материал может быть использован на уроках ОБЖ, литературы, географии, биологии,
  • поможет учащимся во внеклассной деятельности,
  • окажет помощь в подготовке к ОГЭ;
  • поможет школьникам-туристам, ягодникам, грибникам – любителям природы – выжить в лесу.
Обзор информационных источников учебники для 5 и 6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности» пособия Баленко К.В. «Школа выживания» Воловича В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации» Кудряшова Б.Г. «Энциклопедия выживания. Один на один с природой» Интернет-ресурсы – сайты «Советы бывалых» рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Обзор информационных источников

  • учебники для 5 и 6 классов «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • пособия Баленко К.В. «Школа выживания»
  • Воловича В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации»
  • Кудряшова Б.Г. «Энциклопедия выживания. Один на один с природой»
  • Интернет-ресурсы – сайты «Советы бывалых»
  • рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Социологический опрос  «Какие правила нужно соблюдать в лесу в экстремальной обстановке?» Каждому респонденту было предложено дать не менее трёх правил. Было опрошено 39 респондентов, получено 126 ответов, среди которых 22 различных варианта.

Социологический опрос

«Какие правила нужно соблюдать в лесу в экстремальной обстановке?»

  • Каждому респонденту было предложено дать не менее трёх правил. Было опрошено 39 респондентов, получено 126 ответов, среди которых 22 различных варианта.
Здесь показаны все результаты опроса Респондентов опрошено : 39  Вариант ответа  Кол-во ответов  % от всех ответов Не разжигать (тушить) костры  24  30.24%  Не мусорить  20  25.20% Не шуметь  19  23.94% Не отставать от группы  17  21.42% Идти по знакомой тропе  7  8.82% Употреблять только те плоды, в которых ты уверен 7  8.82% Не срубать деревья  5  6.30% Быть внимательным   4 5.04% Не портить окружающую среду  4  5.04% Не пугать животных  3  3.78% Никогда не паниковать  3  3.78% Не бить животных  2  2.52% Не баловаться  2  2.52% Не спать без костра    1  1.26% Не допускать, чтобы лассо привлекало животных  1  1.26% Не срывать грибы с корнем    1  1.26% Не оставлять костры без присмотра  1  1.26% Не есть сырые грибы    1  1.26% Не ходить в лес в одиночку    1  1.26% Отмечать ярким предметом место остановки  1  1.26% Наступать на согнутые колени, чтобы не болели ноги  1  1.26% Оставлять предметы, чтобы отметить пройденный пут ь 1  1.26%  Всего ответов    126    100%

Здесь показаны все результаты опроса

Респондентов опрошено : 39

Вариант ответа Кол-во ответов % от всех ответов

  • Не разжигать (тушить) костры 24 30.24%
  • Не мусорить 20 25.20%
  • Не шуметь 19 23.94%
  • Не отставать от группы 17 21.42%
  • Идти по знакомой тропе 7 8.82%
  • Употреблять только те плоды, в которых ты уверен 7 8.82%
  • Не срубать деревья 5 6.30%
  • Быть внимательным 4 5.04%
  • Не портить окружающую среду 4 5.04%
  • Не пугать животных 3 3.78%
  • Никогда не паниковать 3 3.78%
  • Не бить животных 2 2.52%
  • Не баловаться 2 2.52%
  • Не спать без костра 1 1.26%
  • Не допускать, чтобы лассо привлекало животных 1 1.26%
  • Не срывать грибы с корнем 1 1.26%
  • Не оставлять костры без присмотра 1 1.26%
  • Не есть сырые грибы 1 1.26%
  • Не ходить в лес в одиночку 1 1.26%
  • Отмечать ярким предметом место остановки 1 1.26%
  • Наступать на согнутые колени, чтобы не болели ноги 1 1.26%
  • Оставлять предметы, чтобы отметить пройденный пут ь 1 1.26%

Всего ответов 126 100%

Диаграмма

Диаграмма

По результатам опроса можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов не обладает необходимым уровнем знаний правил поведения в лесу в экстр е мальной ситуации .  Исследование подтверждает актуальность работы.
  • По результатам опроса можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов не обладает необходимым уровнем знаний правил поведения в лесу в экстр е мальной ситуации . Исследование подтверждает актуальность работы.
Часть 1. Советы «бывалых» Без компаса ориентироваться по сторонам света можно при помощи различных признаков: деревья с северной стороны имеют более грубую кору, гуще поросшую мхом и лишайником;  смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны обильнее, чем с южной; муравейники с севера обычно бывают защищены стволом дерева, кустом, камнем, их сторона с севера более крута; важно выдержать избранное направление, при этом не забывать, что путь могут преградить завал или густые заросли кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления; нужно намечать какой-нибудь хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м. маршрута.

Часть 1. Советы «бывалых»

Без компаса ориентироваться по сторонам света можно при помощи различных признаков:

  • деревья с северной стороны имеют более грубую кору, гуще поросшую мхом и лишайником;
  • смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны обильнее, чем с южной;
  • муравейники с севера обычно бывают защищены стволом дерева, кустом, камнем, их сторона с севера более крута;
  • важно выдержать избранное направление, при этом не забывать, что путь могут преградить завал или густые заросли кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления;
  • нужно намечать какой-нибудь хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м. маршрута.
Минимальный запас продуктов (сухой  паёк) очень необходим

Минимальный запас продуктов (сухой паёк) очень необходим

Необходимо взять с собой запас продовольствия и минимальное оборудование – маленький котелок или банку с дужкой, топорик или нож, спички. Лучше  взять с собой тёплые, но лёгкие вещи. Даже если очень жарко, за час погода может кардинально измениться.
  • Необходимо взять с собой запас продовольствия и минимальное оборудование – маленький котелок или банку с дужкой, топорик или нож, спички.
  • Лучше взять с собой тёплые, но лёгкие вещи. Даже если очень жарко, за час погода может кардинально измениться.
Выбирайте для ночлега наиболее чистое и сухое место, с хорошим обзором на все стороны

Выбирайте для ночлега наиболее чистое и сухое место, с хорошим обзором на все стороны

Оставля йте метки из подручных средств

Оставля йте метки из подручных средств

Если вы совсем новичок в ориентировании, то здесь выход один. В любом случае, у вас только один шанс: выйти на открытое место, никуда больше не двигаться и поддерживать костёр. Нет возможности развести очаг, тогда обозначьте своё пребывание заметными с воздуха предметами ярких цветов.
  • Если вы совсем новичок в ориентировании, то здесь выход один. В любом случае, у вас только один шанс: выйти на открытое место, никуда больше не двигаться и поддерживать костёр. Нет возможности развести очаг, тогда обозначьте своё пребывание заметными с воздуха предметами ярких цветов.
Л учшее средство утолить голод – кипяток , лучше с травами и ягодами

Л учшее средство утолить голод – кипяток , лучше с травами и ягодами

Что можно есть в тайге?  Насекомые – лучше в жареном виде, но в крайнем случае можно и в сыром. У ядовитых обычно отвратный запах. Грибы поджарить на костре. Все съедобные – поджарить и в рот. В сыром виде только рыжики, и белые, и сыроежки. Необходимо отметить, что в такой ситуации можно съесть что угодно.    Земноводные – лягушки. Когда умираешь с голоду, то пойдут любые, главное - незаметный цвет. Яркие – значит ядовитые. Рыба, птицы. Съедобно практически всё.

Что можно есть в тайге?

  • Насекомые – лучше в жареном виде, но в крайнем случае можно и в сыром. У ядовитых обычно отвратный запах.
  • Грибы поджарить на костре. Все съедобные – поджарить и в рот. В сыром виде только рыжики, и белые, и сыроежки. Необходимо отметить, что в такой ситуации можно съесть что угодно.
  • Земноводные – лягушки. Когда умираешь с голоду, то пойдут любые, главное - незаметный цвет. Яркие – значит ядовитые.
  • Рыба, птицы. Съедобно практически всё.
 Таким образом, имея определённые знания, в тайге практически невозможно умереть от голода.
  • Таким образом, имея определённые знания, в тайге практически невозможно умереть от голода.
Часть II . «Васюткино озеро»  Маршрут скитаний Васютки

Часть II . «Васюткино озеро»

Маршрут скитаний Васютки

Рыбацкий поселок Рисунок Кати Петровой

Рыбацкий поселок

Рисунок Кати Петровой

Глухарь Рисунок Кати Петровой

Глухарь

Рисунок Кати Петровой

Белка Рисунок Кати Петровой

Белка

Рисунок Кати Петровой

Малое озеро Рисунок Кати Петровой

Малое озеро

Рисунок Кати Петровой

Большое Озеро Рисунок Кати Петровой

Большое Озеро

Рисунок Кати Петровой

Протока к Енисею Рисунок Кати Петровой

Протока к Енисею

Рисунок Кати Петровой

Уроки “Васюткиного озера” Мать просила Васютку взять с собой в лес хлеб и спички. Он согласился, но лишь по принуждению. Первое важное правило тайги – всегда бери базовый запас продовольствия. Ещё один совет Васюткиной матери – всегда иди вдоль деревьев с за рубками . Это является вторым важным правилом. Его несоблюдение повышает шанс заблудиться. Патроны в тайге очень важны. Таёжники называют их «драгоценным припасом». Недаром говорят: ружьё без патрона хуже палки. А если нападёт дикий зверь, то помочь сможет только огнестрельное оружие. Так что патроны бережём, без необходимости не стреляем. Если всё же заблудился, главное – развести огонь (т ут нам и пригодятся спички).  Костёр поможет спасател ям нас обнаружи ть. Также очень важно оставаться на месте , чтобы облегчить спасателям поиск. Несоблюдение этого правила было главной ошибкой Васютки.

Уроки “Васюткиного озера”

Мать просила Васютку взять с собой в лес хлеб и спички. Он согласился, но лишь по принуждению.

  • Первое важное правило тайги – всегда бери базовый запас продовольствия.
  • Ещё один совет Васюткиной матери – всегда иди вдоль деревьев с за рубками . Это является вторым важным правилом. Его несоблюдение повышает шанс заблудиться.
  • Патроны в тайге очень важны. Таёжники называют их «драгоценным припасом». Недаром говорят: ружьё без патрона хуже палки. А если нападёт дикий зверь, то помочь сможет только огнестрельное оружие. Так что патроны бережём, без необходимости не стреляем.
  • Если всё же заблудился, главное – развести огонь (т ут нам и пригодятся спички). Костёр поможет спасател ям нас обнаружи ть.
  • Также очень важно оставаться на месте , чтобы облегчить спасателям поиск. Несоблюдение этого правила было главной ошибкой Васютки.
Выводы и результаты исследования: авторы учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5 и 6 классы интересно и полно представляют информацию о факторах выживания в природных условиях; потому считаем, что сверстникам нужно лучше знакомиться с материалом, изложенным в учебнике: читать, учить, пересказывать, конспектировать; справочники, научно-популярные статьи дают ценные советы по теме выживания в тайге, эта литература для охотников, ягодников, грибников, сборщиков кедровых орехов; без знаний законов тайги, без уважения к природе невозможно остаться здоровым, невозможно выжить;

Выводы и результаты исследования:

  • авторы учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» за 5 и 6 классы интересно и полно представляют информацию о факторах выживания в природных условиях;
  • потому считаем, что сверстникам нужно лучше знакомиться с материалом, изложенным в учебнике: читать, учить, пересказывать, конспектировать;
  • справочники, научно-популярные статьи дают ценные советы по теме выживания в тайге, эта литература для охотников, ягодников, грибников, сборщиков кедровых орехов;
  • без знаний законов тайги, без уважения к природе невозможно остаться здоровым, невозможно выжить;
Выводы и результаты исследования: литературные произведения лучше всего учат школьников правилам поведения в лесу, прививают умения и навыки выживания, приобщают к чтению приключенческой литературы, воспитывают любовь к природе, способствуют становлению волевого характера. Таким образом, мы пришли к выводу, что человек в ответе за своё здоровье и жизнь, потому он обязан с ранних лет воспитывать цельность характера, отвагу, нравственную закалку, уважение к природе, бережное к ней отношение. В жизни возникают ситуации, когда человек должен проявить самообладание, выдержку, решительность, мужество – именно эти качества помогли Васютке Шадрину выжить, и он, и его старшие друзья-рыбаки были награждены природой вновь открытым озером, по праву получившим название – ВАСЮТКИНО.

Выводы и результаты исследования:

  • литературные произведения лучше всего учат школьников правилам поведения в лесу, прививают умения и навыки выживания, приобщают к чтению приключенческой литературы, воспитывают любовь к природе, способствуют становлению волевого характера.
  • Таким образом, мы пришли к выводу, что человек в ответе за своё здоровье и жизнь, потому он обязан с ранних лет воспитывать цельность характера, отвагу, нравственную закалку, уважение к природе, бережное к ней отношение.
  • В жизни возникают ситуации, когда человек должен проявить самообладание, выдержку, решительность, мужество – именно эти качества помогли Васютке Шадрину выжить, и он, и его старшие друзья-рыбаки были награждены природой вновь открытым озером, по праву получившим название – ВАСЮТКИНО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!