Урок литературы в 10 классе
по теме «Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Национальные черты характера»
Цели урока:
-раскрыть смысл названия повести, выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения;
-развивать навыки анализа эпического произведения, связной грамотной устной речи, работы с толковыми словарями;
-способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма; подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.
Оборудование: текст произведения, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Проверка домашнего задания. Беседа о смысле названия произведения.
Учитель: На прошлом уроке мы начали говорить о произведениях Н.С.Лескова. Сегодня мы остановимся на одном из них – повести «Очарованный странник». Тему нашего сегодняшнего урока вы видите на доске. Дома вы должны были поработать со словарями В.В.Даля, С.И.Ожегова, М.И.Михельсона и описать лексическое значение слов «очаровывать», «странник», а также вспомнить древнегреческую поэму «Одиссея» и пояснить толкование фразеологизма «одиссея». Давайте проверим вашу готовность.
Ответы детей: Словарь М.И.Михельсона: ОДИССЕЯ - долгие злоключения, пережитые горести, мытарства (намек на Одиссею Гомера, в которой описываются приключения Одиссея - Улисса).
Главный герой поэмы Гомера Одиссей, как и главный герой повести Н.С.Лескова, провел долгие годы в скитаниях, прежде чем вернулся на родину.
Учитель: Да, первоначальное название повести – «Черноземный Телемак». Телемак – это сын Одиссея, который отправился в долгий путь на поиски своего отца. Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Но позже Лесков изменил название повести, посчитав его более емким и точным. Окончательный заголовок делает акцент сразу на два слова. Дайте толкования словам «очарованный» и «странник».
Ответы детей: Словарь В.И.Даля: ОЧАРОВЫВАТЬ –очаровать кого, что, обворожить, околдовать, обовать, окудесить.. навести мороку..прельщать или пленять, влюблять в себя.
Словарь С.И. Ожегова: СТРАННИК -странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). С. в мире (одинокий и бесприютный человек). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.
Учитель: почему Иван Флягин назван странником? Почему, например, не путешественником?
Ответы детей: Странник - это не просто путешественник, ищущий новых впечатлений. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.
Учитель: русский философ Николай Александрович Бердяев считал, что странничество является важным элементом русского национального самосознания, оно традиционно для русской культуры, за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Согласны ли вы с этим утверждением?
Ответы детей: да.
Учитель: приведите примеры странничества из русской литературы.
Ответы детей: «Гроза» А.Н.Островского, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «На дне» М.Горький, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов и др.
Учитель: Феномен странничества связан с особенностями православной веры и вечным религиозным беспокойством русской души, которая немыслима без укорененного, вжившегося в ней двоеверия. «Странник – вечный образ русской жизни» - очень точно отмечает русский лингвист Юрий Сергеевич Степанов в словаре русской культуры. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.
Учитель: Чем же очарован странник Иван Флягин?
Ответы детей: природой, живностью, привязанностью к маленькой девочке, музыкой, любовью к женщине, приобщением к Богу.
Учитель: все это объединилось в его сознании в одно понятие Родины и русского народа. И все это - достойно очарования. Сегодня на уроке мы с вами попробуем проследить жизненный путь очарованного странника, проанализировать как зрела и менялась его душа вместе с теми испытаниями, что выпали на долю главного героя. Для этого я предлагаю вам выполнить ряд заданий, первым из которых будет следующее задание.
2. Определение по иллюстрации эпизода повести.
Учитель: определите по иллюстрации, что за эпизод повести перед вами? (15 слайдов презентации – проверка знания текста произведения).
3.Работа в группах.
Учитель: сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы и составить маршрут странствия Ивана Флягина. Для этого вам нужно самостоятельно сопоставить карточки с описанием событий жизненного и духовного пути И.Флягина, а в конце задания ответить на вопрос: какие черты русского национального характера воплощаются в образе Ивана Флягина?
В результате работы обучающихся должна получиться следующая таблица.
Жизненный путь (Внешние события жизни) | Духовный путь. (Как ведет себя Иван Флягин, какие черты характера проявляются?) |
На пароходе | Черты былинного богатыря Ильи Муромца («Мне за народ помереть хочется»). Любовь к своему народу. |
Крепостной форейтор | Очарован лошадьми. Не различает добро и зло (спасет графскую семью, случайно убивает монаха) |
История с голубями и кошкой | Простодушие, доброта, просыпающееся чувство собственного достоинства (унижен постыдным наказанием). Отсутствие чувства греха и внутренних нравственных устоев. |
В няньках | Изначальное чувство ответственности, честности. Привязанность к маленькой девочке. Бескорыстность. Сострадание. Великодушие. |
На ярмарке | Очарованность «дивной кобылицей», обостренное чувство красоты. |
Плен | Острое чувство тоски по Родине. Зрелое осмысление своей веры. Животные начала уступают нравственным. |
Конэсер. | Знаток лошадей. Свой талант отдает людям. |
Грушенька. | Очарованность женской красотой и талантом. Способность к самоотверженной любви. Самопожертвование. Осознанное стремление к страданию за другого человека (христианская любовь). Проникновение в суть ответственности за зло на земле. |
В солдатах. | Стремление к подвигу. Великодушие. Ощущение в себе «смертного греха». Желание «кровью беззаконие смыть» |
В монастыре. | Отказ от всех эгоистических побуждений. Служение людям, убеждение в том, что жизнь нужно отдать за общее, большое дело |
Ответьте на вопрос: какие черты русского национального характера воплощаются в образе Ивана Флягина? | Нравственная и физическая сила. Душевная щедрость. Способность к состраданию, милосердию. Любовь к своему народу, природе, родине. Стремление к праведничеству и духовному подвигу. |
| |
4)Работа с учебником.
Учитель: теперь самостоятельно поработайте со статьей в учебнике (с.63-69), отыскивая ответ на утверждение «Правда ли что…».
-в повести «Очарованный странник» Н.С.Лесков продолжает тему русского праведничества? (да)
-автор решил наделить своего главного героя исключительными, не типичными для обычного человека чертами? (нет)
-композиция повести представляет собой ряд фабул, не связанных друг с другом, разрозненных и не имеющих общей связи (нет)
-путь Ивана Флягина – это путь от греха к искуплению, от беса к ангелу-хранителю? (да)
-встреча с Грушей – кульминация духовной драмы И.Флягина? (да)
-большое разнообразие занятий, которые довелось освоить И.Флягину – это свидетельство его непостоянства, поверхностности, тяги к новым впечатлениям (нет, это показатель богатства его натуры, ее многогранности и талантливости).
После выполнения задания обучающиеся дают развернутые ответы на вопросы.
5)Подведение итогов урока
Учитель: В заключении урока мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали и высказали свое отношение к главному герою повести.
Ответы обучающихся.
Учитель: всем спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание.
Домашнее задание: написать эссе на тему высказывания русского философа В.В.Розанова: «Праведники наибольшее суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполняется огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе».