СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"»

Урок литературы в 10 классе

по теме «Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Национальные черты характера»

Цели урока: 

-раскрыть смысл названия повести, выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения;

-развивать навыки анализа эпического произведения, связной грамотной устной речи, работы с толковыми словарями;

-способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма; подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.

Оборудование: текст произведения, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания. Беседа о смысле названия произведения.

Учитель: На прошлом уроке мы начали говорить о произведениях Н.С.Лескова. Сегодня мы остановимся на одном из них – повести «Очарованный странник». Тему нашего сегодняшнего урока вы видите на доске. Дома вы должны были поработать со словарями В.В.Даля, С.И.Ожегова, М.И.Михельсона и описать лексическое значение слов «очаровывать», «странник», а также вспомнить древнегреческую поэму «Одиссея» и пояснить толкование фразеологизма «одиссея». Давайте проверим вашу готовность.

Ответы детей: Словарь М.И.Михельсона: ОДИССЕЯ - долгие злоключения, пережитые горести, мытарства (намек на Одиссею Гомера, в которой описываются приключения Одиссея - Улисса).

Главный герой поэмы Гомера Одиссей, как и главный герой повести Н.С.Лескова, провел долгие годы в скитаниях, прежде чем вернулся на родину.

Учитель: Да, первоначальное название повести – «Черноземный Телемак». Телемак – это сын Одиссея, который отправился в долгий путь на поиски своего отца. Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Но позже Лесков изменил название повести, посчитав его более емким и точным. Окончательный заголовок делает акцент сразу на два слова. Дайте толкования словам «очарованный» и «странник».

Ответы детей: Словарь В.И.Даля: ОЧАРОВЫВАТЬ –очаровать кого, что, обворожить, околдовать, обовать, окудесить.. навести мороку..прельщать или пленять, влюблять в себя.

Словарь С.И. Ожегова: СТРАННИК -странствующий человек (обычно бездомный или гонимый). С. в мире (одинокий и бесприютный человек). 2. Человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.

Учитель: почему Иван Флягин назван странником? Почему, например, не путешественником?

Ответы детей: Странник   - это не просто путешественник, ищущий новых впечатлений. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.

Учитель: русский философ Николай Александрович Бердяев считал, что странничество является важным элементом русского национального самосознания, оно традиционно для русской культуры, за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответы детей: да.

Учитель: приведите примеры странничества из русской литературы.

Ответы детей: «Гроза» А.Н.Островского, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «На дне» М.Горький, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов и др.

Учитель: Феномен странничества связан с особенностями православной веры и вечным религиозным беспокойством русской души, которая немыслима без укорененного, вжившегося в ней двоеверия. «Странник – вечный образ русской жизни» - очень точно отмечает русский лингвист Юрий Сергеевич Степанов в словаре русской культуры. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.

Учитель: Чем же очарован странник Иван Флягин?

Ответы детей: природой, живностью, привязанностью к маленькой девочке, музыкой, любовью к женщине, приобщением к Богу.

Учитель: все это объединилось в его сознании в одно понятие Родины и русского народа. И все это - достойно очарования. Сегодня на уроке мы с вами попробуем проследить жизненный путь очарованного странника, проанализировать как зрела и менялась его душа вместе с теми испытаниями, что выпали на долю главного героя. Для этого я предлагаю вам выполнить ряд заданий, первым из которых будет следующее задание.

2. Определение по иллюстрации эпизода повести.

Учитель: определите по иллюстрации, что за эпизод повести перед вами? (15 слайдов презентации – проверка знания текста произведения).

3.Работа в группах.

Учитель: сейчас я предлагаю вам объединиться в 3 группы и составить маршрут странствия Ивана Флягина. Для этого вам нужно самостоятельно сопоставить карточки с описанием событий жизненного и духовного пути И.Флягина, а в конце задания ответить на вопрос: какие черты русского национального характера воплощаются в образе Ивана Флягина?



В результате работы обучающихся должна получиться следующая таблица.

Жизненный путь

(Внешние события жизни)

Духовный путь.

(Как ведет себя Иван Флягин, какие черты характера проявляются?)

На пароходе

Черты былинного богатыря Ильи Муромца («Мне за народ помереть хочется»). Любовь к своему народу.

Крепостной форейтор

Очарован лошадьми. Не различает добро и зло (спасет графскую семью, случайно убивает монаха)

История с голубями и кошкой

Простодушие, доброта, просыпающееся чувство собственного достоинства (унижен постыдным наказанием). Отсутствие чувства греха и внутренних нравственных устоев.

В няньках

Изначальное чувство ответственности, честности. Привязанность к маленькой девочке. Бескорыстность. Сострадание. Великодушие.

На ярмарке

Очарованность «дивной кобылицей», обостренное чувство красоты.

Плен

Острое чувство тоски по Родине. Зрелое осмысление своей веры. Животные начала уступают нравственным.

Конэсер.

Знаток лошадей. Свой талант отдает людям.

Грушенька.

Очарованность женской красотой и талантом. Способность к самоотверженной любви. Самопожертвование. Осознанное стремление к страданию за другого человека (христианская любовь). Проникновение в суть ответственности за зло на земле.

В солдатах.

Стремление к подвигу. Великодушие. Ощущение в себе «смертного греха». Желание «кровью беззаконие смыть»

В монастыре.

Отказ от всех эгоистических побуждений. Служение людям, убеждение в том, что жизнь нужно отдать за общее, большое дело

Ответьте на вопрос: какие черты русского национального характера воплощаются в образе Ивана Флягина?

Нравственная и физическая сила. Душевная щедрость. Способность к состраданию, милосердию. Любовь к своему народу, природе, родине. Стремление к праведничеству и духовному подвигу.





4)Работа с учебником.

Учитель: теперь самостоятельно поработайте со статьей в учебнике (с.63-69), отыскивая ответ на утверждение «Правда ли что…».

-в повести «Очарованный странник» Н.С.Лесков продолжает тему русского праведничества? (да)

-автор решил наделить своего главного героя исключительными, не типичными для обычного человека чертами? (нет)

-композиция повести представляет собой ряд фабул, не связанных друг с другом, разрозненных и не имеющих общей связи (нет)

-путь Ивана Флягина – это путь от греха к искуплению, от беса к ангелу-хранителю? (да)

-встреча с Грушей – кульминация духовной драмы И.Флягина? (да)

-большое разнообразие занятий, которые довелось освоить И.Флягину – это свидетельство его непостоянства, поверхностности, тяги к новым впечатлениям (нет, это показатель богатства его натуры, ее многогранности и талантливости).

После выполнения задания обучающиеся дают развернутые ответы на вопросы.

5)Подведение итогов урока

Учитель: В заключении урока мне бы хотелось, чтобы вы сформулировали и высказали свое отношение к главному герою повести.

Ответы обучающихся.

Учитель: всем спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание.

Домашнее задание: написать эссе на тему высказывания русского философа В.В.Розанова: «Праведники наибольшее суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполняется огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!