СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных, образованных от глаголовв

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных, образованных от глаголовв»

УРОК 1 . ОДНА И ДВЕ 6УКВЫ Н В СУФФИКСАХ КРАТКИХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И

КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 06РАЗОВАННЫХ от ГЛАГОЛОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ)


Цель урока: показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных; формирование

умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, навыка написания -н-, -нн-в них.

Работа по развитию речи: конструирование предложений употребление причастий в речи.


Повторение: н, нн в прилагательных; написание приставок.

1 Опрос

1. Взаимная проверка домашнее упражнение

Дополнительное задание: назвать из упражнения слова с приставками, объяснив их написание.

2. Индивидуальные задания. Работа с карточками.


Карточка № 1

Записать, раскрывая скобки.

Посеребре(н, нн)ые инеем деревья, ветре(н, нн)ый день, обветре(н, нн)ое лицо, безветре(н, нн)ая погода;

комната хорошо побеле(н, нн)а; тяжело ране(н, нн)ый боец; перевязать ране(н, нн)ого;

писа(н, нн)ая , масля(н, нн)ыми красками картина;

жела(н, нн)ый гость, смышле(н, нн)ый мальчик, подли(н, нн)ая рукопись.


Карточка № 2

Записать, раскрывая скобки.

Илллюстрирова(н, нн)ый журнал, асфальтирова(н;нн)ая дорога, деревя(н, нн)ый выкраше(н, нн)ый пол;

грибы, жаре(н, нн)ые в сметане, выкова(н,нн)ые из олова; прицеп, груже(н,нн)ый песком;

беле(н,нн)ый мелом, побеле(н, нн)ая комната, подли(н, нн)ые экземпляры.


II.Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны распространить причастным оборотом одну из частей предложения

Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки;

затем записать полученное предложение; знаки препинания объяснить графически.


III.Комментированное письмо.

История необыкновенна, улицы пустынны, герои юны, мысли прекрасны, глаза грустны, бойцы мужественны.


Делается вывод о написании н , нн в кратких прилагательных.

IV.Фронтальный опрос.

-Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? Как изменяются полные и краткие причастия?

Какова синтаксическая роль полных и кратких причастий? На какие вопросы они отвечают?


V.Объяснение нового материала. Запись на доске и в тетрадях:


отправленное (полн.) письмо - письмо отправлено (крат.)

напечатанная (полн.) книга - книга напечатана (крат.)


Делается вывод: в кратких причастиях пишется одно н.


Правило-помощник: чтобы отличить краткие прилагательные

от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму,

а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное другим прилагательным.

Например: Враги окружены. Полная форма -

Окружённые.

Заменяем глаголом: враги, которых окружили.

Следовательно, окружены - краткое причастие, в котором пишется

одна буква н.

Речи торжественны и напыщенны.- Речи торжественные и

напыщенные. Это прилагательные. Их можно заменить - речи восторженные.






Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой.- Девочка воспитанна и образованна. (Девочка воспитанная и образованная.)


VI. Запись с объяснением.


  1. Все мои друзья достаточно образованны и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образованы. 3) Лица солдат были серьёзны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены происходящим. 5) История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котёнком, что её трудно распутать. 7) Моё внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8) Бригада организованна и дружна. 9)Собрание хорошо организовано. 10) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдалённые горы в предутреннем тумане.


VII.Употребление причастий в речи.

Учащиеся записывают предложения, выбирая нужное слово, затем объясняют знаки препинания.


1)(Загримировавший, загримировавшийся) актёр ждал своего выхода на сцену. 2) Я никак не мог забыть столь (взволновавшую, взволновавшуюся) меня книгу. 3) Мальчик долго не мог найти своих (спрятавшихся, спрятавших) товарищей. 4) Изумительно красив был (искрящий, искрящийся) на солнце снег. 5) Организация, (строящая, строящаяся) школу, ассигновала на это крупные средства. 6) (Строящая, строящаяся) школа росла не по дням, а по часам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!