СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Одна и две н в именах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Одна и две н в именах прилагательных"»



КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БУКВЫ Н И НН В ИМЕНАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОАННЫХ ОТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Цели:

- познакомить с правилами написания одной и двух н в прилагательных;

- развивать орфографичсескую зоркость, внимание;

- воспитвать интерес к родному языку.

Задачи урока:

- Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся

- самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

  1. Оргмомент.



Приветствие учеников.

  1. Словарная работа.

Свинцовые тучи, преодолеть препятствие, гигантский столб, исполинские эвкалипты, колоссальные здания, беспредельный простор, миниатюрное озеро, поэтическая легенда, эмблема мира, нет свободного времени, набираться сил, выберу профессию врача, нужная профессия, юный талант.

  1. Проверка домашнего задания.

(Четыре ученика выполняют карточки для самостоятельной работы)

Карточка 1.

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

Ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотенца, ж..лтый оттенок,плюш..вый медвеж..нок.

2. Составьте 2-3 предложения, в которых прилагательное выступает в роли различных членов предложения.

Карточка 2.

  1. Спишите, всставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.

В парч..вом наряде, по Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, в холщ…вой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча.

  1. Запишите по 2-3 прилагательных с суффиксами – тельн-, -оват-,-еват-, -чив-, -лив-.

  1. Работа с классом.

Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового мвтериала.

У: Ребята, запишите предложение, выделите грамматическую основу и второстепенные члены предложения.(Один у доски, остальные на местах)

О: На лесных дорогах еще кое- где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода.(Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное, двусоставное, полное).Схема.

У: Ребята, в предложении встретилось сочетание ледяной наст. Как вы думаете, из чего он состоит?

О: Изо льда

У: Какой частью речи является слово ледяной?

О: Именем прилагательным.

У: Давайте разберем это слово по составу.

О: Лед- корень, ян- суффикс, ой- окончание.

У: Скажите, пожалуйста, от какого слова образовано это прилагательное?

О: От слова лед.

У: Какая это часть речи?

О: Имя существительное.

У: Имена прилагательные, обозначающие то, для чего или из чего сделан предмет, образуются от существительных с помощью суффиксов –ан, -ян,, в которых пишется одна Н. Например, земля- земляной вал, серебро- серебряная ложка, вода- водяная струя.

Но в этом правиле есть два исключения:

1)слова: стеклянный, оловянный, деревянный пишутся с двумя Н;

2) хотя прилагательные клюквенный (сделан из клюквы),соломенный, огненный и тыквенный и обозначают то из чего сделан предмет, они пишутся с суффиксом –енн-.

Посмотрите на таблицу(на доске)

Прилагательные

Образованы от слов с основой на Н

С суффиксами –ан-, -ян-

С суффиксом –енн-

Карманный

Картинный

Туманный

Ураганный

Ценный

Миллионный


Кожаный

Шерстяной

Серебряный

Земляной

Песчаный

Безветренный

Утренний


В суффиксе –ин- всегда пишется одна Н. Давайте запишем на доске и в тетрадях примеры, выделяя в них суффиксы.

Воробьиное перышко, лебединая песня,львиная грива, пчелиный мед, куриное яйцо.

-Почему в этих суффиксах одна Н?

О: Так как принадлежит какому -либо лицу.

У: Молодцы. Давайте откроем учебник на с. 68, упр.163. Давайте прочитаем задание и начнем выполнеие. (Один ученик выполняет у доски)

О: В суффиксах имен прилагательных –онн-, -енн- пишутся две Н: революция- революционный, утро- утренний.

Исключение: ветреный (день).Если есть приставка, то однокоренное слово пишется с двумя Н: безветренный.

У: А сейчас давайте повторим правило. Кто сможет рассказать?

(Несколько учеников рассказывают правило).

  1. Закрепление изученного.

У: Ребята, давайте по цепочке выполним упр. 165 на с.69.Прочитаем задание.Один ученик выполняет у доски, остальные –в тетрадях.

О: Образуйте от выделенных существительных прилагательные и запишите их.

Пальто из кожи – кожаное пальто, платье из полотна- полотняное платье, кофта из шерсти- шерстяная кофта, островок из песка- песчаный островок, ограда из камня- каменная ограда, чашка из глины- глиняная чашка, склад из дров- дровяной склад.

  1. Итог урока.

У: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали сегодня на уроке? Что понравилось больше всего ? Какие задания вызвали больше трудностей, почему?

  1. Запись домашнего задания.

Упр.167, с. 70. Выучить правило.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!