СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОДНКНР - 5-9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

СТУПЕНИ  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 для 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«ОДНКНР - 5-9 класс»



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Красный Восход»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан




« Утверждаю»

И.о.директора школы:

_________ /Гиндуллина М.И./

Приказ № 63 от 22 августа

2016г.




СОГЛАСОВАНО:

Зам по УВР:

______ /Ящук Л.А./


22 августа 2016 г.


РАССМОТРЕНО

И ПРИНЯТО

на заседании ШМО

Протокол №1

от 22.08.2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для 5-9 классов

 составлена на основе примерной авторской программы Н.Ф. Виноградовой

Срок реализации программы: 2016-2020 учебный год.




Составитель - учитель истории Ящук Любовь Аркадьевна,

первая квалификационная категория



2016 год


Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.




Содержание учебного предмета

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О

юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

Примерное тематическое планирование

в 5 классе

Раздел 1. В мире культуры – 6 ч.

Введение. Что такое культура.

Человек – творец и носитель культуры.

Величие многонациональной культуры России.

Культура народов Башкортостана.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Нравственные ценности народов Российской Федерации и Республики Башкортостан. – 7 ч.

Семья – хранитель духовных ценностей.

Изучение и значение родословной, шежэре как традиции народов Башкортостана.

Как составить родословную своей семьи.

Бережное отношение к природе.

Жизнь ратными подвигами полна.

Люди труда. В труде – красота человека.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 3. Величие многонациональной культуры России. – 7 ч.

Что такое духовные традиции народов.

Культурные и религиозные традиции народов России.

Многонациональный народ Республики Башкортостан и его культурные и религиозные традиции.

Вклад жителей Башкортостана в развитие культурных ценностей. Художники. Музыканты. Композиторы. Скульпторы. И т.д.

Роль религии в развитии культуры.

Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе. – 8 ч.

Забота государства о духовной культуре и ее развитии.

Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.

Памятники духовной культуры России.

Памятники духовной культуры Башкортостана.

Долг каждого человека – сохранение культурного наследия своей страны и малой Родины.

Хранить память предков.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 5. Твой духовный мир. – 6 ч.

Что составляет твой духовный мир.

Культура поведения современного человека.

Что такое правила хорошего тона. Этикет.

Твоя культура поведения.

Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством.

Итоговый или повторительный урок по разделу


Примерное тематическое планирование

в 6 классе

Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. - 9 ч.

Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение?

Как относился первобытный человек к самому себе?

Внутренний мир первобытного человека, его духовность.

Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства.

Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления.

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей.

Андроновская и сарматская культуры на территории нашего края, их сущность и особенности.

Ананьевская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства. – 12 ч.

Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.

Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.

Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям.

Значение крещения Руси для духовного развития населения.

Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.

Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.

Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.

Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.

Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках.

Сказки, предания и мифы о древних башкирах, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках.

Распространение ислама среди башкир.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. – 14 ч.

Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности.

Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.

Население Южного Урала в условиях Золотоордынского ига. Методы и формы борьбы против гнета.

Развитие самосознания людей, их духовность в завершающем периоде феодальной раздробленности на Руси.

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.

Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны.

Культура населения Южного Урала.

Духовный мир человека периода XIII-XV веков.

Основные исторические предания башкир.

Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIII-XVвеков.

Источники и литература о жизни и деятельности людей нашего края

XIII-XV веков.

Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в целом и на Южном Урале в древности и в начале средних веков.

Повторительный урок по разделу.

Итоговое занятие за учебный год.

Примерное тематическое планирование

в 7 классе

Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч.

Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг.

Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами.

Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир.

Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов.

Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним.

Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России.

Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль.

Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое , военное и духовное значение.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.

Смута - как сложный и противоречивыйпериод в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.

Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди».

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.

Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы.

Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения.

Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.

Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия.

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 10 ч.

Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне.

Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение.

Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства.

Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев.

Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа.

Культура Башкортостана в XVIII веке. Устное народное творчество, мектебе и медресе.

Итоговый урок за учебный год.


Примерное тематическое планирование

в 8 классе

Раздел 1.Народы России первой четверти XIX века- 12 ч.

Внутренняя политика Александра I. Указ о вольных хлебопашцах. Попытки реформ и их значение для населения страны.

Либерализм, незавершенность реформ, самодержавная власть и их влияние на активность масс.

Человек XIXвека – каким он был? Его внутренний мир и духовные ценности.

Социально-экономическое и духовное положение населения Башкирии в начале XIX века.

Массовый героизм во время Отечественной войны 1812 года как духовное состояние населения страны и фактор Победы России над Францией.

Великие имена Кутузов М.И., Багратион П.И., Барклай Д’Толли, Давыдов Д.И., и др. Их роль в формировании патриотизма в обществе.

Вклад населения Башкирии в общую Победу в Отечественной войне 1812 года.

Бородинское сражение как исторический феномен. Его значение для формирования у населения гордости за историческое прошлое страны.

Участие полков из Башкирии в заграничных походах в 1813-1814 гг. Башкиры, русские казаки, представители других национальностей края в заграничных походах России. Их мужество и героизм.

10.Состав населения края в первой четверти XIX века.

11.Декабристы и их подвиг во имя народа. Историко-культурная и духовная оценка их выступления.

12. Итоговый или повторительный урок по разделу.

Раздел 2. Россия в 1825-1855 гг. – 11 ч.

Внутренняя политика Николая I и ее влияние на духовный мир человека. Обстановка в стране и на Южном Урале.

Промышленный переворот и его влияние на общее развитие людей.

Население страны в первой половине XIX века. Его численность, состав, территория расселения, религия.

Общая характеристика национальной политики правительства страны.

Введение кантонной системы в Башкирии, ее значение. Влияние национальной политики Николая I на социально-экономическое и духовное положение народов Южного Урала.

Основные положения теории официальной народности. Либеральные и революционные движения в стране и их влияние на население страны.

Университеты – центры образования и духовности. Достижения в области культуры. Вклад народов России в мировую культуру.

Учебные заведения в Башкирии, просвещение и печать в первую половину XIX века.

Литературные течения: классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм и их влияние на духовный мир человека.

Поэзия, музыка и фольклор в Башкирии в первой половине XIX века.

Социально-бытовые условия населения Южного Урала. Башкирская элита, чиновничество в крае и их роль.

Раздел 3. Российской народ в ходе и после реформ -12 ч.

Манифест от 19.02.1861 г. «Об освобождении крестьян» как историческая и социальная необходимость.

Социальное расслоение народов в Башкирии, развитие хозяйственного комплекса и их влияние на развитие человека.

Развитие общественного движения в России и Уфимской губернии.

Российская империя после реформ. Причина смены политического курса и его влияние на духовную сферу.

Распространение марксизма в России и уфимской губернии и его влияние на самосознание людей.

Особенности развития Уфимской губернии во второй половине 19 века.

Развитие промышленности в Башкирии и его влияние на состав, и уровень развития населения.

Основные показатели первой Всероссийской переписи населения. Башкирия как многонациональный регион России. Национальное движение в регионе.

Развитие науки, техники, архитектуры, живописи и географии. Рассвет русской литературы в стране.

Просвещение, наука, литература, живопись и театральное искусство в Башкирии.

Итоговый или повторительный урок по разделу.

Итоговое занятие за 8 класс.


Примерное тематическое планирование

в 9 классе

Раздел 1. На пороге нового века: динамика и противоречия социального, экономического, политического и духовного развития общества. - 7 ч.

Российское общество в условиях модернизации. Формирование политических партий и общественных движений. Рост самосознания и активности людей.

Революции в России, их причины, роль и значение. Влияние революционных ситуаций на человека.

Общественное движение в Уфимской губернии. Рабочие, сельхозработники и интеллигенция, их позиции и социальная активность.

Первая мировая война и ее причины и влияние на социальное, психологическое и моральное состояние людей.

Человек на войне. Отражение событий глазами современника - участника событий.

Гражданская война и поляризация в обществе. Влияние ее на внутренний мир человека.

Гражданская война на территории Башкирии и ее особенности.

Раздел 2. Духовный мир людей – строителей социализма в СССР.- 6 ч.

Индустриализация как необходимость развития страны. Внутренние переживания, энтузиазм, стремления и ожидания людей от быстро меняющихся изменений.

Индустриализация в условиях Башкирии и ее влияние на духовный мир людей.

Коллективизация сельского хозяйства как феномен и перелом в сознании людей. Положительные и отрицательные ее стороны. Особенности коллективизации сельского хозяйства в Башкирии.

Духовный мир людей – строителей социализма. Их энтузиазм и одержимость.

Человек в условиях культурной революции. Влияние строительства школ, культурных учреждений, библиотек, книгоиздания на сознание людей.

Культурная революция в условиях Башкирии и ее особенности.

Раздел 3. Советский народ в годы Великой Отечественной войны. – 8 ч.

Человекв годы Великой Отечественной войны. Каким он был?

Единство и сплоченность советских людей в годы Великой Отечественной войны как фактор победы над фашизмом и милитаризмом.

Фашизм как коричневая чума. Сравнительный анализ потерь в войне.

Политический плакат Таидзе «Родина Мать зовет», его значение и духовная сила.

Вклад Башкирской АССР в общую победу как основание гордости за историческое прошлое республики.

Примеры подвигов, мужества, героизма, самоотверженности как проявление высокой культуры и духовности человека на войне.Александр Матросов и его бессмертный подвиг.

Героические боевые действия на фронтах дивизий и полков, созданных в республике. Боевой путь 16-й (112-й) гвардейской башкирской кавалерийской дивизии и 1292-го истребительного противотанкового артиллерийского полка имени Салавата Юлаева.

Труженики тыла и их подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Раздел 4. Население страны в послевоенные годы. – 3 ч.

Победа в войне как феномен. Ее значение и необходимость.

Новые надежды и перспективы, энтузиазм в борьбе за восстановление разрушенного народного хозяйства. Трудовой подвиг народа.

Человек послевоенного времени, его внутренний мир.

Раздел 5. Россия на рубеже веков.- 11 ч.

Россия сегодня. Новые надежды и чаяния людей. Борьба на сохранение суверенитета России как объединяющая людей идея.

Современная литература и искусство, система образования и их влияние на человека.

Интернет и другие современные средства массовой информации, их роль в области влияния на духовный мир человека.

Сохранение историко-культурного наследия как условие развития общества и человека.

Патриотизм как важнейшее качество российского человека.

Человек XXIвека – какой он? Его духовный мир.

Башкортостан – моя малая родина.

Россия как государство, Евразийское пространство и локальная цивилизация.

Роль и место России в мире, ее духовный вклад в развитие человечества.

Роль и место Башкортостана в Российской Федерации.

Итоговый урок по курсу.






Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса выпускник научится: 

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.



















Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР 5 класс


урока

Название темы

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

Примеча-ние


Раздел 1. В мире культуры – 6 ч.

Личностные Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Предметные. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Метапредметные.Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.





1

Введение. Что такое культура.

1

03.09



2

Человек – творец и носитель культуры.

1

10.09



3

Величие многонациональной культуры России.

1

17.09



4

Культура народов Башкортостана.

1

24.09



5

Законы нравственности – часть культуры общества.

1

1.10



6

Итоговый или повторительный урок по разделу.


1

8.10




Раздел 2. Нравственные ценности народов Российской Федерации и Республики Башкортостан. – 7 ч.

Личностные Воспитывать чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма, привить любовь к книге, интерес к истории и культуре Башкортостана

Предметные. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда





7

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

15.10



8

Изучение и значение родословной, шежэре как традиции народов Башкортостана.

1

22.10



9

Как составить родословную своей семьи.

1

29.10



10

Бережное отношение к природе.

1

12.11



11

Жизнь ратными подвигами полна.

1

19.11



12

Люди труда. В труде – красота человека

1

26.11



13

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1

3.12




Раздел 3. Величие многонациональной культуры России. – 7 ч.

Личностные Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения

Предметные. . Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Метапредметные. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.





14

Что такое духовные традиции народов.

1

10.12



15

Культурные и религиозные традиции народов России.

1

17.12



16

Многонациональный народ Республики Башкортостан и его культурные и религиозные традиции.

1

24.12



17

Вклад жителей Башкортостана в развитие культурных ценностей. Художники. Музыканты. Композиторы. Скульпторы.

1

21.01



18

Роль религии в развитии культуры.

1

28.01



19

Культура христианства, ислама, буддизма и иудаизма.

1

4.02



20

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1

11.02




Раздел 4. Как сохранить духовные ценности в обществе. – 8 ч.

Личностные Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Предметные. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Метапредметные. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами





21

Забота государства о духовной культуре и ее развитии.

1

18.02



22

Театры, музеи и другие учреждения и их роль в сохранении духовной культуры.

1

25.02



23

Памятники духовной культуры России.

1

04.03



24

Памятники духовной культуры Башкортостана.

1

11.03



25

Долг каждого человека – сохранение культурного наследия своей страны и малой Родины.

1

18.03



26

Хранить память предков.

1

25.03



27

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1

8.04



28

Тема проекта: «Благотворительное мероприятие».

1

15.04




Раздел 5. Твой духовный мир. – 6 ч.

Личностные Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Предметные. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.





29

Что составляет твой духовный мир.

1

22.04



30

Культура поведения современного человека

1

29.04



31

Что такое правила хорошего тона. Этикет

1

06.05



32

Твоя культура поведения.

1

13.05



33

Что такое совесть. Ответственность человека перед родителями, семьей, обществом, государством.

1

20.05



34

Итоговый или повторительный урок по разделу


1

27.05





















Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР 6 класс


урока

Название темы

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

Примеча-ние


Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч.

Личностные Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Предметные. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Метапредметные. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.





1

Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения.

1

03.09



2

Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа.

1

10.09



3

Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг.

1

17.09



4

Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами.

1

24.09



5

Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир.

1

1.10



6

Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов.

1

08.10



7

Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним.

1

15.10



8

Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России.

1

22.10



9

Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль.

1

29.10



10

Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

1

12.11



11

Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое , военное и духовное значение

1

19.11



12

Итоговый или повторительный урок по разделу.

1

26.11




Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 12 ч.

Личностные Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

Предметные. Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Метапредметные. Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.






13

Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

1

03.12



14

Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.

1

10.12



15

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди.

1

17.12



16

Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.

1

24.12



17

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.

1

21.01



18

Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы.

1

28.01



19

Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения.

1

4.02



20

Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

1

11.02



21

Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей.

1

18.02



22

Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия.

1

25.02



23

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

1

4.03



24

Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

1

11.03




Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 10 ч.

Личностные Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Предметные. Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.





25

Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

1

18.03



26

Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

1

25.03



27

Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне.

1

08.04



28

Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение.

1

15.04



29

Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства.

1

22.04



30

Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев.

1

29.04



31

Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».

1

06.05



32

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа.

1

13.05



33

Культура Башкортостана в XVIII веке. Устное народное творчество, мектебе и медресе.

1

20.05



34

Итоговый урок за учебный год.

1

27.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!