МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА «53» - ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И СРЕДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА, КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Перед вами обычное Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная школа№53» города Новокузнецка Кемеровской области Западной части Сибири РФ. Кто-то скажет: «Что примечательного в нем? Чем это школа отличается от других образовательных учреждений такого типа?».
Наверное, тем, что в нашей школе под руководством директора Галины Андреевны Рычковой сформирован высококвалифицированный дружный коллектив школы.
Благодаря этому, наша школа стала организацией здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе!
На протяжении нескольких лет в нашей школе здоровьесберегающие технологии на уроках считают важным аспектом учебно-воспитательного педагогического процесса. Что это? Это то, что поможет детям с отклонениями в развитии освоить современную школьную программу коррекционной школы и не повредить свое здоровье, наоборот сберечь и сохранить. В этом не малую роль играют специалисты школы: медицинский персонал и психологи, социальный педагог, учителя физической культуры, логопеды и олигофренопедагоги, работники кухни и младший обслуживающий персонал.
Наши воспитанники не обычные дети, дети которым нужна каждый день настоящая поддержка друга и учителя, наставника, специалиста – человека, которому они доверяют свою хрупкую жизнь, поэтому мы применяем здоровьесберегающие технологии на уроках и внеклассных мероприятиях, в группах продленного дня, различных общественных мероприятиях.
Как ни тяжело говорить о том, что в настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения, но это так. Поэтому не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности нашей школы является сохранение здоровья учащихся. Многие общественные организации, помогают нам применять здоровьесберегающие технологии, в том числе и члены партии «Единая Россия» города Новокузнецка..
Чтобы наша школа стала организацией здоровьесберегающего образовательного процесса и среды в коррекционной школе, мы используем здоровьесберегающие технологии, которые предполагают помощь психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения.
Наша цель - обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также обучение использования полученных знаний в повседневности.
Мы знаем, что успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и других специалистов школы, а также направленности их деятельности.
Поэтому коллектив нашей школы придерживается следующих правил:
-эмоциональные разрядки на уроке (инсценировки сказок, былин, стихотворений);
- использование физкультурных пауз на уроке;
- освобождать, а не сковывать;
- поддерживать детей, а не сдерживать;
- не сгибать, а распрямлять.
Эти не гласные правила соблюдает каждый специалист нашей школы!
То, что главной составной частью учебного процесса является урок, знают все. Каждый урок в здоровьесберегающей школе должен длиться 40 мин. У детей на уроке должен появиться интерес к предмету. Не пропасть, а появиться!
В нашей школе обязательно специалисты (учителя, логопеды, психологи) на занятиях проводят паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность.
Но мы также проводим и физзарядку на уроках обслуживающего труда и подготовке младшего обслуживающего персонала, растениеводства, на уроках физкультминутки, в группе продленного дня.
Именно таким образом, двигательная активность увеличивается у наших школьников. Специалисты нашей школы на уроках и занятиях много уделяют внимания выбору методов, которые способствуют творческого самовыражения непосредственно учащихся и активизации инициативы.
Поэтому школьники превращаются из «потребителей знаний» в учащихся действия по их созиданию и получению. Сами методы весьма просты: - свободный выбор (свобода в беседе, выбор действий, выбор метода действий, свобода творчества и прочее);
- активный метод, который очень нравиться детям (ученик играет роль учителя, обсуждение в группе, ролевые игры, дискуссии, семинары, ученик в роли исследователя);
- метод, направленный на развитие и самопознание (интеллект, эмоция, общение, воображение, самооценка и взаимооценка).
Не секрет, что если на уроке присутствуют эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки – все это создаст психологический благоприятный климат.
В современном мире одна из остро стоящих проблем не только в школах, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Модернизация и компьютеризация, одним словом - технический прогресс приводит к снижению двигательной функции человека, особенно это заметно у детей школьного возраста. Заметно снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе. В нашей школе каждому классу отведено по три урока физической культуры в неделю, а во внеурочное время частые различные общественные и спортивные мероприятия: пионербол, теннис, баскетбол, футбол и другие спортивные подвижные игры, танцы.
При этом ведется строгий учет требований, предъявляемых к активным движениям ребенка, которые должны быть разнообразными. Активные движения ребенка проводят на первоначальном этапе утомления, и отдают предпочтение упражнениям для группы мышц находящихся в стадии утомления и наши специалисты школы ведут индивидуальный подбор для каждого ребенка упражнений в зависимости от урока и его особенностей.
Нашей школе недавно исполнилось 50 лет. Много это или мало? Мнения разные. Для нас много, для других – мало. Но за этот не большой период наши воспитанники всегда были под руководством специалистов школы и соблюдали, до сих пор соблюдают здоровьесберегающий режим. Почему? Потому, что в сегодняшнем мире существуют две проблемы: здоровье планеты Земля и здоровье человечества, живущего на ней. Значит, наше настоящее, и будущее зависит от решения этих проблем уже в современной школе, пусть еще молодой, дружной и стремящейся помочь детям, которые учатся в ней!