ФИЗИКА 9 класс Яковлева А.Н.
Урок №37
Дата ___________________
Тема: «Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило Буравчика»
Цель урока:
Образовательные: установить связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике. Ввести понятие неоднородного и однородного магнитных полей. Рассмотреть картину силовых линий магнитного поля постоянного магнита, соленоида, проводника по которому течет электрический ток.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках физики. Развивать познавательную активность учащихся.
Воспитательные: содействовать формированию идеи познаваемости мира. Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учениками и учителем.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, ПК учителя, презентация, учебник.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний учащихся;
Знакомство с новым материалом;
Закрепление изученного;
Подведение итогов и выставление оценок;
Домашнее задание пояснения к нему.
Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку
Актуализация знаний учащихся.
Давайте вспомним, что такое магнит?
ЦОР «Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии»
(слайд 2)Магнитные явления.
Просмотр видеоролика «Постоянные магниты (Опыты, доказывающие существование электрического тока)» (Дрофа, Физика, 9 класс)
Сообщение темы и целей урока.
Мы продолжаем познавать мир. Тема сегодняшнего урока «Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля».
Знакомство с новым материалом.
Из курса физики 8 класса вы узнали, что магнитное поле порождается электрическим током. Оно существует, например, вокруг металлического проводника с током.
Что такое электрический ток? (это направленное движение заряженных частиц)
Давайте вспомним, какой опыт проводил Эрстед
Что показал этот опыт? (происхождение магнитных полей связано с движением электрических зарядов)
(слайд 4) Возникновение электрического и магнитного полей.
Для наглядного представления магнитного поля мы пользовались магнитными линиями (их называют также линиями магнитного поля)
Вспомните, что такое магнитные линии? (прочитать с. 145 – 146)
Линии, вдоль которых в магнитном поле располагаются оси маленьких магнитных стрелок, называются линиями магнитного поля.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/27/s_588b6ac8a3f72/s540525_0_1.png)
Из курса физики 8 класса мы знаем, что магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный. Внутри магнита они направлены от южного полюса к северному.
Магнитные линии не имеют ни начала, ни конца: они либо замкнуты, либо, как средняя линия на рисунке, идут из бесконечности в бесконечность. Вне магнита линии расположены наиболее густо у его полюсов. Значит, возле полюсов поле самое сильное, а по мере удаления от полюсов оно ослабевает.
Чем ближе к полюсу магнита расположена магнитная стрелка, тем с большей по модулю силой действует на неё поле магнита. Поскольку магнитные линии искривлены, то направление силы с которой поле действует на стрелку, тоже меняется от точке к точке.
Неоднородное магнитное поле-это поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку может быть различна как по модулю, так и по направлению. Линии неоднородного магнитного поля искривлены, их густота меняется от точки к точке.
Однородное магнитное поле, в любой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению. Магнитные линии однородного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой.
Изображение однородного магнитного поля. Для определения направления магнитных линий существует несколько способов:
Правило правой руки: если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив четыре пальца по току в витках, то отставленный большой палец укажет направление магнитных линий внутри соленоида.
Закрепление изученного.
1. Какие утверждения являются верными?
А) В природе существуют электрические заряды.
Б) В природе существуют магнитные заряды.
В) В природе не существует электрических зарядов.
Г) В природе не существует магнитных зарядов.
а) А и Б, б) А и В, в) А и Г, г) Б, В и Г.
2. Закончить фразу: “Вокруг проводника с током существует...
а) Магнитное поле.
б) Электрическое поле.
в) Электрическое и магнитное поле.
3. Чем порождается магнитное поле?
4. Что такое магнитные линии?
упр. 31 стр. 149
-Домашнее задание: §34, 35, ответы на вопросы, упр. 31, 32