СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Однородные и неоднородные определения. Практикум". 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Однородные и неоднородные определения. Практикум". 8 класс»

Однородные и неоднородные определения. Практикум

Однородные и неоднородные

определения.

Практикум

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.  1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.  2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.  3)  Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.  4)  Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.  5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.  23

Укажите предложения, в которых нужно поставить

ОДНУ запятую.

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3)  Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4)  Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

23

Пояснение. Расставим знаки препинания.  1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму. (простое с однородными) 2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП) 3)  Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов. (попарные однородные) 4)  Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. (поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые) 5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

Пояснение. Расставим знаки препинания. 

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму. (простое с однородными)

2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)

3)  Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов. (попарные однородные)

4)  Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.

(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)

5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Горный воздух (1) наполненный звонкой тишиной (2) привлекает людей (3) стремящихся к единению с природой и (4) получающих прилив новых сил и энергии. 123

  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Горный воздух (1) наполненный звонкой тишиной (2) привлекает людей (3) стремящихся к единению с природой и (4) получающих прилив новых сил и энергии.

123

  Объясните все знаки препинания. Запишите характеристику предложения и составьте его схему. Какой? Горный воздух, наполненный звонкой тишиной, привлекает людей, стремящихся к единению с природой и получающих прилив новых сил и энергии. ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ Каких? ~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ Каких? ~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~~~ Повествовательное Невосклицательное Простое Двусоставное Полное Распространённое Осложнённое ПО и однород. ПО Х, / /, Х, и . ~~ ~~ ~~~~~

  Объясните все знаки препинания.

Запишите характеристику предложения и составьте его схему.

Какой?

Горный воздух, наполненный звонкой тишиной, привлекает людей, стремящихся к единению с природой и получающих прилив новых сил и энергии.

~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~

Каких?

~~~~~

~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~

Каких?

~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~~~~~

~~~~~~~~~~~~~

  • Повествовательное
  • Невосклицательное
  • Простое
  • Двусоставное
  • Полное
  • Распространённое
  • Осложнённое ПО и однород. ПО

Х, / /, Х, и .

~~

~~

~~~~~

ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. 1. Видны были только белые стволы ближайших берез.  2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы.  3. Мал золотник, да дорог.  4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде.  5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман.  6. Друзья мои, прекрасен наш союз!  7. У самого родника росли не только дубы, но и ели.  8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.  9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать.  10. Он бежал домой, напевая веселую песенку. 2, 3, 7, 8, 9.

ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ.

1. Видны были только белые стволы ближайших берез. 2. Виднелись или необозримые песчаные равнины, или далекие горы. 3. Мал золотник, да дорог. 4. Плотно стоящие друг к другу ели отражались в воде. 5. Самолет, летящий по небу, оставлял за собой длинный белый след, похожий на туман. 6. Друзья мои, прекрасен наш союз! 7. У самого родника росли не только дубы, но и ели. 8. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой. 9. Им приходилось как рыть землю, так и камни обтесывать. 10. Он бежал домой, напевая веселую песенку.

2, 3, 7, 8, 9.

УКАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ С НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ 1.Стояла тихая морозная ночь.   2.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.   3.Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне. 4.Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.   5.Огромная белая птица слетела почти у самых ног.   6.Незабываемое неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. 7.Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами. 8.Мальчик был умным красивым проказливым. 9.После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветер. 10.В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки. 1,3,5,7,9.

УКАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ С НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

1.Стояла тихая морозная ночь.

  2.Радостное праздничное лучезарное настроение распирало его грудь.

  3.Жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне.

4.Обшарканный видавший виды вездеход остановился на берегу.

  5.Огромная белая птица слетела почти у самых ног.

  6.Незабываемое неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне.

7.Под березами видна была беседка с плоским зеленым куполом и деревянными голубыми колоннами.

8.Мальчик был умным красивым проказливым.

9.После душной ночи потянул на рассвете восточный свежий ветер.

10.В ночи виднелись желтые, красные, синие огоньки.

1,3,5,7,9.

НАЙТИ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ НЕОДНОРОДНЫЕ. На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами. Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо. Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей. У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей. Судно шло в цветущих узких берегах. Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку. (цвет и качество). (величина, качество) (цвет и материал) (величина и высота, качество и материал) (возраст и качество) (вид и размер) (качество и цвет)

НАЙТИ В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОНИ НЕОДНОРОДНЫЕ.

  • На подоконнике колючий кактус цвёл жёлтыми красивыми цветами.
  • Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо.
  • Белые пуховые облака таяли в ярких лучах весёлого солнца.
  • В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей.
  • У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару чёрных лошадей.
  • Судно шло в цветущих узких берегах.
  • Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего чёрного табаку.

(цвет и качество).

(величина, качество)

(цвет и материал)

(величина и высота, качество и материал)

(возраст и качество)

(вид и размер)

(качество и цвет)

Назовите основной признак однородных определений. Характеризуют предмет с одной стороны Характеризуют предмет с разных сторон Отсутствие связи с определяемым словом Отсутствие определяемого слова Характеризуют предмет с одной стороны Выберите вариант с однородными определениями (знаки препинания пропущены): твои любимые цветы высокий деревянный стул ухоженный сверкающий чистотой дом избалованный капризный ребёнок ухоженный сверкающий чистотой дом

Назовите основной признак однородных определений.

  • Характеризуют предмет с одной стороны
  • Характеризуют предмет с разных сторон
  • Отсутствие связи с определяемым словом
  • Отсутствие определяемого слова
  • Характеризуют предмет с одной стороны

Выберите вариант с однородными определениями (знаки препинания пропущены):

  • твои любимые цветы
  • высокий деревянный стул
  • ухоженный сверкающий чистотой дом
  • избалованный капризный ребёнок

ухоженный сверкающий чистотой дом

С какой интонацией произносятся однородные определения? Монотонной Перечислительной Вопросительной Восклицательной Перечислительной Можно ли поставить соединительный союз между однородными определениями? Да Нет Только в случаях-исключениях В русском языке нет соединительных союзов Да Можно ли поставить соединительный союз между неоднородными определениями? Да Нет Только в случаях-исключениях В русском языке нет соединительных союзов Нет

С какой интонацией произносятся однородные определения?

  • Монотонной
  • Перечислительной
  • Вопросительной
  • Восклицательной

Перечислительной

Можно ли поставить соединительный союз между однородными определениями?

  • Да
  • Нет
  • Только в случаях-исключениях
  • В русском языке нет соединительных союзов
  • Да

Можно ли поставить соединительный союз между неоднородными определениями?

  • Да
  • Нет
  • Только в случаях-исключениях
  • В русском языке нет соединительных союзов

Нет

Какова связь между однородными определениями? Сочинительные союзы Подчинительные союзы Перечислительная интонация Сочинительные союзы и перечислительная интонация Сочинительные союзы и перечислительная интонация Нужна ли запятая в предложении

Какова связь между однородными определениями?

  • Сочинительные союзы
  • Подчинительные союзы
  • Перечислительная интонация
  • Сочинительные союзы и перечислительная интонация

Сочинительные союзы и перечислительная интонация

Нужна ли запятая в предложении

"Зелёный луг блестит радужной(,) переливающейся под лучами солнца росой"?

  • Да 
  • Нет 
  • Возможны оба варианта 
  • Да 

Прилагательное и причастный оборот, определяющие одно и то же слово, являются однородными определениями. 

Согласны ли вы с выражением

Согласны ли вы с выражением "Определения, выраженные прилагательным и причастным оборотом, всегда будут однородными"?

  • Да 
  • Нет, не всегда  
  • Причастный оборот и прилагательное никогда не бывают однородными 

Нет, не всегда

Являются ли однородными определения в предложении

"Из толпы вынырнула облезлая(,) мокрая(,) рыжая собачонка"?

Однородность определений, выраженных прилагательным и причастным оборотом, зависит от их местоположения . Если причастный оборот находится после прилагательного и перед определяемым словом, тогда такие определения однородные и разделяются запятой. 

~~~~~

~~~~~

~~~~~

  • Да
  • Нет, потому что признаки разные
  • Да

Эти определения однородные, потому что они все характеризуют внешний вид собаки. 

Сколько запятых должно быть в предложении

Сколько запятых должно быть в предложении

"Я увидел на прилавке синие(,) и желтые(,) красные(,) и оранжевые(,) ленты"?

  • одна 
  • две 
  • три 
  • четыре 

Все определения однородные, но они соединены союзами попарно.

Я увидел на прилавке ( синие и желтые ) ,

( красные и оранжевые ) ленты. 

  • одна 

~~~~~

~~~~~

~~~~~

~~~~~~~~~

В каком предложении присутствуют однородные определения?

  • На её руке сверкало кружевное серебряное кольцо. 
  • Тебя я запомнил в наряде любом то в тёмно-зелёном а то в голубом. 
  • За домом спускался к реке запущенный яблоневый сад. 
  • А ты такой холодный, как айсберг в океане.

Тебя я запомнил в наряде любом то в тёмно-зелёном а то в голубом.

ПАМЯТКА Между однородными определениями можно поставить союз «и»: На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые).  2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное).  3. Определения однородные, если последующие поясняют первое: Раздался страшный, оглушительный удар грома.  4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный).  5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом:  Нивы печальные, снегом покрытые.

ПАМЯТКА

  • Между однородными определениями можно поставить союз «и»:

На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые). 2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием:

Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное). 3. Определения однородные, если последующие поясняют первое:

Раздался страшный, оглушительный удар грома. 4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины: Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный). 5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом:

Нивы печальные, снегом покрытые.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя