СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Односоставные предложения и их роль в поэтических текстах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект уч-ся для урока-семинара по теме "Простое осложнённое предложение"

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения и их роль в поэтических текстах»

Односоставные предложения и их роль в поэтических текстах. Презентацию подготовила ученица 10 класса Роговской СОШ Чукарина Алина

Односоставные предложения и их роль в поэтических текстах.

Презентацию подготовила ученица 10 класса Роговской СОШ Чукарина Алина

Цели проекта: 1) обобщить знания по теме «Односоставные предложения»; 2) показать, как используются экспрессивные возможности односоставных предложений в художественном произведении.

Цели проекта:

  • 1) обобщить знания по теме «Односоставные предложения»;
  • 2) показать, как используются экспрессивные возможности односоставных предложений в художественном произведении.
Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена. Очень уж у нас в классах шуметь любят.(А.П.Чехов)

Односоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

Очень уж у нас в классах шуметь любят.(А.П.Чехов)

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым с главным членом - подлежащим назывные определённо-личные неопределённо-личные Обобщенно-личные безличные

Односоставные предложения

с главным членом - сказуемым

с главным членом - подлежащим

назывные

определённо-личные

неопределённо-личные

Обобщенно-личные

безличные

Вид предложения Определенно-личные Грамматическое значение Неопределенно-личные Обозначают действие неконкретного лица,на которое указывает форма глагола-сказуемого Форма выражение главного члена Обобщенно-личные Обозначают действие неопределенных,неконкретных лиц 1,2 л. Ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени и пов.наклонением глагола Обозначают действие как обобщенный факт,который относится ко всем лицам вообще 3 л. Мн.ч настоящего и будущего времени и мн.ч прош.вр глагола Безличные 1,2 лицом ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени и повелительным наклонением глагола Действие осуществляется само собой,не может быть связано с им.п Назывные Бытие,существование предмета,явления в целом Безличным глаголом,кратким страд.причастием,словом нет,категории состояния Сущ.в им.п ,сочетанием имен сущ,одно из которых имеет форму им.п

Вид предложения

Определенно-личные

Грамматическое значение

Неопределенно-личные

Обозначают действие неконкретного лица,на которое указывает форма глагола-сказуемого

Форма выражение главного члена

Обобщенно-личные

Обозначают действие неопределенных,неконкретных лиц

1,2 л. Ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени и пов.наклонением глагола

Обозначают действие как обобщенный факт,который относится ко всем лицам вообще

3 л. Мн.ч настоящего и будущего времени и мн.ч прош.вр глагола

Безличные

1,2 лицом ед.ч и мн.ч настоящего и будущего времени и повелительным наклонением глагола

Действие осуществляется само собой,не может быть связано с им.п

Назывные

Бытие,существование предмета,явления в целом

Безличным глаголом,кратким страд.причастием,словом нет,категории состояния

Сущ.в им.п ,сочетанием имен сущ,одно из которых имеет форму им.п

Определённо-личные Люблю грозу в начале мая…(Ф.И.Тютчев)

Определённо-личные

Люблю грозу в начале мая…(Ф.И.Тютчев)

Стилистический эксперимент   Люблю тебя, Петра творенье,  Люблю твой строгий, стройный вид,  Невы державное теченье,  Береговой ее гранит. Я люблю тебя, Петра творенье,  Я люблю твой строгий, стройный вид...

Стилистический эксперимент

  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид,
  • Невы державное теченье,
  • Береговой ее гранит.
  • Я люблю тебя, Петра творенье,
  • Я люблю твой строгий, стройный вид...
Неопределённо-личные Потом его в степи без чувств нашли . (М.Ю. Лермонтов)

Неопределённо-личные

Потом его в степи без чувств нашли . (М.Ю. Лермонтов)

Обобщенно-личные Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (А.С.Грибоедов)

Обобщенно-личные

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

(А.С.Грибоедов)

 Безличные И скучно,и грустно…(М.Ю.Лермонтов)

Безличные

И скучно,и грустно…(М.Ю.Лермонтов)

Cтилистический эксперимент. Умом Россию не понять,  Аршином общим не измерить:  У ней особенная стать –  В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)

Cтилистический эксперимент.

  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать –
  • В Россию можно только верить. (Ф.Тютчев)
Обобщенно-личные Двусоставные Умом Россию не поймешь,  Аршином общим не измеришь: Умом Россию никто не поймет,  У ней особенная стать –  Аршином общим никто не измерит:  В Россию можешь только верить…(Ф.И.Тютчев)  У ней особенная стать –  В Россию мы можем только верить… Безличные предложения передают полную невозможность понять Россию независимо от желания человека. Речь идет о предопределенности. Обобщенно-личные предложения говорят о невыполнимости этого для любого человека. Двусоставные предложения передают полную неспособность человека постигнуть особенную стать России.

Обобщенно-личные

Двусоставные

Умом Россию не поймешь,

Аршином общим не измеришь:

Умом Россию никто не поймет,

У ней особенная стать –

Аршином общим никто не измерит:

В Россию можешь только верить…(Ф.И.Тютчев)

У ней особенная стать –

В Россию мы можем только верить…

Безличные предложения передают полную невозможность понять Россию независимо от желания человека. Речь идет о предопределенности. Обобщенно-личные предложения говорят о невыполнимости этого для любого человека. Двусоставные предложения передают полную неспособность человека постигнуть особенную стать России.

Назывные Зелень нивы, рощи лепет,  В небе жаворонка трепет,  Теплый дождь, сверканье вод,-  Вас назвавши, что прибавить?  А.Т.Твардовский В.А.Жуковский

Назывные

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

А.Т.Твардовский

В.А.Жуковский

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания 2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя 3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время 4. Дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину 5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания

2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время

4. Дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев

Выводы. Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.

Выводы.

  • Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя