СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные." 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи урока: познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные»  существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Просмотр содержимого документа
«"Одушевленные и неодушевленные имена существительные." 3 класс»

Конспект урока

Русский язык

Класс 3

Учитель Гафарова А.Б.

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи урока: познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные»  существительные, научить применять новые термины при распознавании имен существительных; формировать умение ставить вопросы к именам существительным; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные:  

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

  • познавательные УУД: строить сообщение в устной форме; осуществлять  анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся пользоваться новыми понятиями; использовать  их при классификации имён существительных.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, парная.

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный,  дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.


Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Назовите имена существительные.

— Поставьте их в начальную форму.

— Что такое начальная форма имени существительного?

III. Актуализация знаний

— Поставьте имена существительные в начальную форму и за­пишите их. Обозначьте в словах орфограммы.

Тетради, морозов, городами, в рассказе, заводом, медведю, лошади, берёзу, ногами.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

— Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

— По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на во­прос что?)

— Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Оду­шевлённые имена существительные.)

— Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неоду­шевлённые имена существительные.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 15 (с. 12).

— Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

— Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

— Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Назовите одушевлённые имена существительные.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

— Что обозначают одушевлённые имена существительные?

— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

Упр. 16 (с. 12).

— Прочитайте слова. Объясните лексическое значение каж­дого слова.

— Назовите слова, лексическое значение которых вы затруд­нились определить. Почему?

— Употребляются ли эти слова в современной речи? Где мож­но встретить эти слова?

— Прочитайте информацию об этих словах. Как они называ­ются?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 17 (с. 13).

— Прочитайте. Объясните лексическое значение каждого слова.

— Найдите в тексте устаревшие слова.

— Прочитайте слова, данные в учебнике, и постарайтесь за­менить устаревшие слова синонимами.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Работа над загадками

Отгадайте загадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт. (Коза.)

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы,

Человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь,

В отставке буду скоро. (Конь.)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Корова.)

У него большие уши,

Он хозяину послушен.

И хотя он не велик,

Но везёт, как грузовик! (Осёл.)

— Запишите пять имён существительных, которые обознача­ют названия домашних животных.

— Что объединяет эти слова? (Это одушевлённые имена суще­ствительные.)

— А какие учебные вещи вы знаете? Назовите.

Отгадайте загадки.

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог. (Ранец.)

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль.)

— Запишите пять имён существительных, которые обознача­ют учебные вещи.

— Что объединяет эти слова? (Это неодушевлённые имена су­ществительные. )

VIII. Рефлексия

Замените одним словом, запишите.

• Промежуток времени, равный 60 минутам (час).

• Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой).

• Лесной доктор (дятел).

• Модель земного шара (глобус).

— Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему?

— Что обозначают одушевлённые имена существительные?

— Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

— Что такое устаревшие слова?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Записать пять одушевлённых и пять неодушевлённых имён существительных


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!