Код
ВПР. Биология. 7 класс.
Проверочная работа по БИОЛОГИИ
7 КЛАСС
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя
-
заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Заполняется учителем, экспертом или техническим специалистом
Обратите внимание: в случае, если какие-либо задания не могли быть выполнены целым классом по причинам, связанным с отсутствием соответствующей темы в реализуемой школой образовательной программе, в форме сбора результатов ВПР всем обучающимся класса за данное задание вместо балла выставляется значение «Тема не пройдена». В соответствующие ячейки таблицы заполняется н/п.
Таблица для внесения баллов участника
Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.
-
Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: хвощи, голосеменные, папоротники, мхи.
А. Б.
В. Г.
-
Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ.
Каково значение растений в природе?
Ответ.
Светлана и Константин собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.
Список слов:
-
Папоротниковидные
-
Растения
-
Хвощовые
-
Хвощ полевой
-
Хвощ
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
| | | | |
Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба.
Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.
-
У подосиновика образуется плодовое тело.
-
Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней.
-
Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах.
-
В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин.
-
В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.
Ответ.
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
Бактерии
Бактерии – просто устроенные микроскопические организмы. Бактериальная клетка сохраняет постоянную форму, так как окружена плотной (А). Ядерное вещество у бактерий расположено в (Б). При недостатке пищи, влаги и при резких изменениях температуры бактериальная клетка образует (В).
Список слов:
-
мембрана
-
яйцо
-
оболочка
-
ядро
-
цитоплазма
-
спора
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ.
-
Установите соответствие между характеристиками и классами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССЫ РАСТЕНИЙ
А) цветок с простым околоцветником
Б) количество частей цветка кратно четырём или пяти
В) листья с дуговым или параллельным жилкованием
Г) корневая система чаще стержневая
Д) преимущественно травянистые формы Е) семя содержит одну семядолю
-
Однодольные
-
Двудольные
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ.
-
Приведите по три примера растений, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
-
К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1?
-
Двудольные
-
Голосеменные
-
Однодольные
-
Папоротниковые
Ответ.
Рисунок 1
-
Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Ответ.
8 Верны ли следующие суждения о строении цветка растений?
А. Тычинки являются мужскими органами размножения, а пестики – женскими. Б. В состав околоцветника входят цветоножка, чашечка и венчик.
-
верно только А
-
верно только Б
-
оба суждения верны
-
оба суждения неверны Ответ.
Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.
Перец однолетний Лапчатка Абрикос
Земляника Редька дикая Чина луговая
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Номер группы | Какое основание позволило разделить растения? | Как называется данная группа растений? | Какие растения относятся к данной группе? |
Группа 1 | | | |
Группа 2 | | |
-
Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
-
Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
-
– Зелёные водоросли
-
– Красные водоросли
-
– Бурые водоросли
-
– Мхи
-
– Плауны
-
– Папоротники
-
– Хвощи
-
– Голосеменные
-
– Однодольные
-
– Двудольные
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
Кукушкин лён | Ламинария | Баклажан |
| | |
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 7.1, 8, оценивается 1 баллом.
Правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 5, 6.1, 10.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания | Правильный ответ |
1.1 | А – папоротники Б – мхи В – голосеменные Г – хвощи |
3 | |
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
Растения | Папоротниковидные | Хвощовые | Хвощ | Хвощ полевой |
ИЛИ |
Царство | Отдел | Класс | Род | Вид |
2 | 1 | 3 | 5 | 4 |
4 | 15 |
5 | 356 |
6.1 | 121211 |
7.1 | 1 |
8 | 1 |
10.2 | кукушкин лён – 4 ламинария – 3 баклажан – 10 |
1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
объект: голосеменные; -
объяснение, например: могут размножаться семенами Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке, не искажающей его смысла | |
Правильно определён объект и дано объяснение | 2 |
Правильно определён объект, объяснение отсутствует / дано неправильно. | 1 |
Объект определён неправильно / не определён независимо от наличия/отсутствия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Каково значение растений в природе?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать указание на значение растений в природе, например: зелёные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания как самих растений, так и для других организмов, ИЛИ растения образуют из неорганических веществ органические, которые являются пищей для животных, грибов и человека | |
Правильно указано значение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
6.2. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Указания к оцениванию | Баллы |
Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся к классам Однодольные и Хвойные | |
Правильно указано по три примера растений в каждом классе | 2 |
Правильно приведено два-три примера растений, относящихся к одному классу, и два примера растений, относящихся к другому классу | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
7.2. Какой признак показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: -
признак: число частей (тычинок, чашелистиков, лепестков) цветка; -
объяснение, например: у двудольных число частей кратно 5 или 4 / двойной околоцветник | |
Правильно указан признак и дано объяснение | 2 |
Правильно указан только признак | 1 |
Признак не указан / указан неправильно | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Основание – окультуривание (выведение человеком для получения пищевых продуктов); -
группа 1 – культурные растения: абрикос, перец однолетний, земляника -
группа 2 – дикорастущие растения: чина луговая, редька дикая, лапчатка | |
Правильно заполнены пять ячеек таблицы | 3 |
Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы | 2 |
Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
-
Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.
Название | Ламинария | Кукушкин лён | Баклажан |
Среда обитания | Водная | Наземно-воздушная | Наземно-воздушная |
Указания по оцениванию | Баллы |
Верно подписаны названия трёх растений и указаны среды их обитания | 2 |
Верно подписаны названия не менее двух растений и указаны среды обитания одного-двух из них. ИЛИ Верно подписаны только названия трёх растений, среды обитания не указаны / указаны неверно | 1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл 25.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–8 | 9–14 | 15–19 | 20–25 |
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки