СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Официальная демоверсия ВПР по биологии 7 класс 2024г. (под редакцией образовательного портала Анхель)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал проверен образовательным порталом "Анхель"

В конце присудствует система оценивания и таблица для проверки ответов

Просмотр содержимого документа
«Официальная демоверсия ВПР по биологии 7 класс 2024г. (под редакцией образовательного портала Анхель)»

Код

ВПР. Биология. 7 класс.





Проверочная работа по БИОЛОГИИ




7 КЛАСС





Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя

  1. заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.


Желаем успеха!





Заполняется учителем, экспертом или техническим специалистом

Обратите внимание: в случае, если какие-либо задания не могли быть выполнены целым классом по причинам, связанным с отсутствием соответствующей темы в реализуемой школой образовательной программе, в форме сбора результатов ВПР всем обучающимся класса за данное задание вместо балла выставляется значение «Тема не пройдена». В соответствующие ячейки таблицы заполняется н/п.

Таблица для внесения баллов участника




Рассмотрите фотографии с изображением различных объектов живой природы.


    1. Подпишите их названия, используя слова из предложенного списка: хвощи, голосеменные, папоротники, мхи.


А. Б.



В. Г.


    1. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.


Ответ.




Каково значение растений в природе?



Ответ.


Светлана и Константин собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения.

Список слов:

  1. Папоротниковидные

  2. Растения

  3. Хвощовые

  4. Хвощ полевой

  5. Хвощ



Царство

Отдел

Класс

Род

Вид








Известно, что подосиновик – съедобный шляпочный гриб. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого гриба.

Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.

  1. У подосиновика образуется плодовое тело.

  2. Срок жизни подосиновика составляет около 11 дней.

  3. Подосиновики преимущественно произрастают в смешанных и лиственных лесах.

  4. В клеточных стенках подосиновика содержится вещество хитин.

  5. В клетках подосиновика содержатся углеводы, жиры, белки, минеральные вещества и витамины.


Ответ.


Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

Бактерии

Бактерии – просто устроенные микроскопические организмы. Бактериальная клетка сохраняет постоянную форму, так как окружена плотной (А). Ядерное вещество у бактерий расположено в (Б). При недостатке пищи, влаги и при резких изменениях температуры бактериальная клетка образует (В).

Список слов:

  1. мембрана

  2. яйцо

  3. оболочка

  4. ядро

  5. цитоплазма

  6. спора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В





Ответ.


    1. Установите соответствие между характеристиками и классами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССЫ РАСТЕНИЙ

А) цветок с простым околоцветником

Б) количество частей цветка кратно четырём или пяти

В) листья с дуговым или параллельным жилкованием

Г) корневая система чаще стержневая

Д) преимущественно травянистые формы Е) семя содержит одну семядолю

  1. Однодольные

  2. Двудольные

А

Б

В

Г

Д

Е








Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ.

    1. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.



Однодольные

Хвойные











    1. К какому классу относят растение, диаграмма цветка которого показана на рисунке 1?

  1. Двудольные

  2. Голосеменные

  3. Однодольные

  4. Папоротниковые


Ответ.


Рисунок 1


    1. Какой признак, показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?


Ответ.


8 Верны ли следующие суждения о строении цветка растений?

А. Тычинки являются мужскими органами размножения, а пестики – женскими. Б. В состав околоцветника входят цветоножка, чашечка и венчик.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны Ответ.

Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три представителя в каждой.


Перец однолетний Лапчатка Абрикос


Земляника Редька дикая Чина луговая

Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой группы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.



Номер группы

Какое основание позволило разделить растения?

Как называется данная группа

растений?

Какие растения относятся к данной

группе?

Группа 1




Группа 2






    1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.

Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.



Название




Среда обитания




    1. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.

  1. – Зелёные водоросли

  2. – Красные водоросли

  3. – Бурые водоросли

  4. – Мхи

  5. – Плауны

  6. – Папоротники

  7. – Хвощи

  8. – Голосеменные

  9. – Однодольные

  10. – Двудольные


Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.



Кукушкин лён

Ламинария

Баклажан






Система оценивания проверочной работы


Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 7.1, 8, оценивается 1 баллом.

Правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами. Если в ответе переставлены местами два элемента, выставляется 1 балл, более двух элементов – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 5, 6.1, 10.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.


Номер задания

Правильный ответ


1.1

А – папоротники Б – мхи

В – голосеменные Г – хвощи




3


Царство

Отдел

Класс

Род

Вид

Растения

Папоротниковидные

Хвощовые

Хвощ

Хвощ

полевой

ИЛИ

Царство

Отдел

Класс

Род

Вид

2

1

3

5

4

4

15

5

356

6.1

121211

7.1

1

8

1


10.2

кукушкин лён – 4

ламинария – 3

баклажан – 10


1.2. Три из изображённых на фотографиях объектов объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из общего ряда. Объясните свой выбор.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. объект: голосеменные;

  2. объяснение, например: могут размножаться семенами

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке, не искажающей его смысла


Правильно определён объект и дано объяснение

2

Правильно определён объект, объяснение отсутствует / дано неправильно.

1

Объект определён неправильно / не определён независимо от наличия/отсутствия объяснения.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


Каково значение растений в природе?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать указание на значение растений в природе, например: зелёные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания как самих растений, так и для других организмов,

ИЛИ растения образуют из неорганических веществ органические, которые являются пищей для животных, грибов и человека


Правильно указано значение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

1

6.2. Приведите по три примера растений, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.


Указания к оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать по три примера растений, относящихся

к классам Однодольные и Хвойные


Правильно указано по три примера растений в каждом классе

2

Правильно приведено два-три примера растений, относящихся к одному классу,

и два примера растений, относящихся к другому классу

1

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


7.2. Какой признак показанный на диаграмме цветка (рис.1), позволяет определить принадлежность растения к этому классу? Почему?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. признак: число частей (тычинок, чашелистиков, лепестков) цветка;

  2. объяснение, например: у двудольных число частей кратно 5 или 4 / двойной околоцветник


Правильно указан признак и дано объяснение

2

Правильно указан только признак

1

Признак не указан / указан неправильно

0

Максимальный балл

2

Рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы. Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены растения, общее название для каждой гриппы растений и перечислите растения, которые вы отнесли к этой группе.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Основание – окультуривание (выведение человеком для получения пищевых продуктов);

  1. группа 1 – культурные растения: абрикос, перец однолетний, земляника

  2. группа 2 – дикорастущие растения: чина луговая, редька дикая, лапчатка


Правильно заполнены пять ячеек таблицы

3

Без ошибок заполнены только четыре любые ячейки таблицы

2

Без ошибок заполнены только три любые ячейки таблицы

1

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


    1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лён, ламинария, баклажан. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.

Под каждым названием растения укажите среду его обитания: наземно-воздушная, водная.



Название

Ламинария

Кукушкин лён

Баклажан

Среда обитания

Водная

Наземно-воздушная

Наземно-воздушная


Указания по оцениванию

Баллы

Верно подписаны названия трёх растений и указаны среды их обитания

2

Верно подписаны названия не менее двух растений и указаны среды обитания одного-двух из них.

ИЛИ Верно подписаны только названия трёх растений, среды обитания не указаны / указаны неверно

1

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2




Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный первичный балл  25.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0–8

9–14

15–19

20–25


© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!