СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.1. Познакомить с нормами и правилами оформления деловой бумаги – заявления. Закрепить теоретические знания об официально-деловом стиле речи. 2. Сформировать умение оформлять заявление в соответствии с его структурой и формой; развивать навыки редактирования заявления; обогащение словарного запаса учащихся. 3. Воспитывать культуру деловой письменной речи, аккуратность выполнения работ; социально адаптировать к современной жизни посредством материала урока.

Просмотр содержимого документа
«Оформление деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка).»

Тема. Р. Р.19. Оформление деловых бумаг (заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка).

Цели:

1. Познакомить с нормами и правилами оформления деловой бумаги – заявления. Закрепить теоретические знания об официально-деловом стиле речи.

1.  Сформировать умение оформлять заявление в соответствии с его структурой и формой; развивать навыки редактирования заявления; обогащение словарного запаса учащихся.

2.  Воспитывать культуру деловой письменной речи, аккуратность выполнения работ; социально адаптировать к современной жизни посредством материала урока.

Оборудование:

1. Информационные листы для учащихся.

2.  Образцы заявлений

3. Листы для корректировки заявления

4.  Образец доверенности

5.  Образец автобиографии

6.  Листок с автобиографией для корректировки

7.  Бланк расписки (незаконченный)

8. Образец объяснительной записки

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока. Лекционно-практическая работа

Лекция

С древних времен дошли до нас различные виды документов. Документы возникли вместе с письменностью вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачей информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.

Частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд вели к имущественному и социальному неравенству, закреплявшемуся в документах. В конце IXв. Этот процесс привел к образованию классов. Всё это отражено в замечательном документе, памятнике древнерусского права – Русской Правде.

Деловые тексты появляются вместе с зарождением государственно-правовых отношений; первоначально это тексты «духовных грамот» - завещание, например Мстиславова грамота, грамота Варлама Хутырского, написанные в XIIв; «договорных грамот» - межгосударственных соглашений например, Смоленская грамота, Рижская грамота, написанные в XIIIв; самый ранний свод законов – «Русская Правда» - дошел до нас в составе Новгородской кормчей, созданной в XIIIв. Применительно к этому историческому периоду ещё трудно говорить о формировании делового стиля; но можно утверждать, что именно древнерусский язык обслуживал сферу деловых и государственно-правовых отношений. В XVI-XVIIв. в связи с укреплением Московского государства расширяются и укрепляются государственные институты власти, функционируют множество приказов, так тогда назывались органы государственного управления в 1469г. издаётся Соборное Уложение – первый печатный свод законов российского государства. В течение этих лет совершенствуется язык документов появляются особые стандартные фразы – речевые клише; оформляются основные жанры. Деловой язык Московского государства не только лег в основу современного русского литературного языка, но и явился наиболее рано обособившейся функциональной разновидностью русского литературного языка. В течение последних столетий (XVIII-XXвв.) официально-деловой стиль постоянно совершенствовался под воздействием литературного языка вырабатывались особые жанровые формы стандарты стиля.

Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

1. Прочитайте текст и скажите, каковы особенности деловых бумаг. Какие требования предъявляются к их оформлению?

Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету, составить текст телеграммы, приглашения и т. п. Для всех этих деловых бумаг присущи ясность, точность, компактность, предельная сжатость изложения.

В деловой переписке широко используются термины, отымённые предлоги (ввиду, в связи, в целях, вследствие ипр.), отглагольные существительные (разрешение, согласование), глагольные сочетания (произвести оплату, оказать поддержку, принять участие).

Деловой речи свойствен преимущественно прямой порядок cлов. Ей присущи причастные и деепричастные обороты; страдательные конструкции; безличные предложения; конструкции, осложнённые обособленными приложениями, однородными членами и вводными словами.

Деловая речь отличается пояснительным характером изложения, слабой индивидуализацией стиля пишущего, полным отсутствием художественно-изобразительных средств. Лаконичность деловой речи достигается компактностью слов, использованием специальных форм деловых бумаг.

Чтобы правильно оформить разнообразные деловые документы, нужно учитывать особенности официально-делового стиля речи, соблюдать основные требования, предъявляемые к любому документу, а именно:

1) составлять документы в соответствии с принятыми в данном обществе формами деловых бумаг;
2) соблюдать нормы литературного языка, использовать языковые средства, свойственные деловой речи; избегать двусмысленности и многословия;
3) добиваться логической завершённости, чёткости выражений, точности и лаконичности изложения, полноты и убедительности обоснований;
4) следить за правильным расположением материала в документе (слева оставлять поля для подшивки бумаг; не отрывать инициалы от фамилии, перенося её на другую строку, и др.);
5) правильно употреблять знаки препинания, единообразно писать различные знаки и числовые обозначения.

2. Вспомните, как составляются заявления. Когда и по поводу чего они пишутся? Назовите компоненты, составляющие заявление. Ознакомьтесь с текстами приведённых заявлений и скажите, какое из них простое, а какое — сложное. Чем они различаются? Ответ обоснуйте.



Директору СШ №19 г. Севастополя                                                                                                                                       

Герасиной Нелли Ивановне
                                                                                                                                                           ученицы 11-го класса Голдиной Марины,
                                                                                                                                                           проживающей по ул. Бажова, 3, кв. 125,


заявление

Прошу зачислить меня в 11-й класс школы №19 в связи с переездом семьи на постоянное местожительство в данный район.

Необходимые документы прилагаю.

15 апреля 2002 г (подпись) Голдина М.



Ректору Национального педагогического
                                                                                                                                                           университета им. М. П. Драгоманова
                                                                                                                                                           Боярского Дмитрия Петровича,
                                                                                                                                                           проживающего по адресу: г. Яготин,
                                                                                                                                                           Киевской области, ул. Шевченко, 13, кв. 20,



заявление.

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на филологический факультет по специальности «Иностранный язык». В 2002 году я закончил 11-й класс СШ №4 г. Яготина.

К заявлению прилагаю: 1) автобиографию; 2) свидетельство об образовании за №17156 от 25 июня 2002 года, выданное СШ №4 г. Яготина; 3) характеристику для поступающих в вузы; 3) справку о состоянии здоровья (форма №286); 4) 4 фотокарточки.

6 июля 2002 года                                                                              (подпись) Боярский Д. П.


3. Прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали об оформлении заявления.

Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении: Захаровой М. И. или от Захаровой М. И. И в этом споре нет правых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается и форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого.

В отношении стилистическом представляет некоторое неудобство применение традиционной формы в тех случаях, когда рядом оказываются две фамилии и обе в родительном падеже: Начальнику цеха Сидоровой А. С. Захаровой М. И. заявление. Но с точки зрения правил составления деловых бумаг и грамматики это абсолютно правильно. Однако не будет ошибкой и преодоление стилистического неудобства: Начальнику цеха Сидоровой А. С. от Захаровой М. И. заявление.

Но есть здесь еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление — со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно.

Если исходить из грамматики — из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо ответить: слово заявление следует писать со строчной буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а ещё и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление — заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.

(Из книги «Беседы о русском слове».)

2.  Редактирование заявления из сценки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

Будьте здоровы! Саша.

-  Какие ошибки Саша допустил в оформлении своего заявления? ( неверно расположены части заявления, наименования документа, даты и подписи нет)

-  Какие ошибки допущены в содержании? (лишними являются слова благодарности, пожелания здоровья, излишне употребление эмоциональной лексики)

-  Подумайте и составьте правильную форму заявления Саши.

4. Составьте самостоятельно заявление: 1) директору школы об освобождении от занятий в связи с какой-либо причиной (причину указать); 2) начальнику органа внутренних дел с просьбой выдать паспорт. Соблюдайте требования, предъявляемые к оформлению этого вида документа.

5. Вы, наверное, уже определили для себя, куда будете поступать после окончания школы. Выясните, какие документы необходимо сдавать при поступлении в это учебное заведение. Напишите мотивированное (сложное) заявление с просьбой допустить вас к вступительным экзаменам.

6. Прочитайте и скажите, что такое доверенность и в каких случаях она составляется. Каковы особенности оформления этого вида документа?

Доверенность — это документ, дающий кому-нибудь право (полномочия) действовать от имени лица, выдавшего доверенность. Она выдаётся одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется ведение какого-либо дела, получение ценных предметов, денежных средств и т. п. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому доверяется что-либо, кому выдана доверенность).

Доверенности бывают служебные (когда доверяет организация) и личные; одноразовые и на длительный срок. Если же срок действия доверенности не указывается, то она сохраняет силу в течение года. Служебная доверенность в большинстве случаев пишется на специальных бланках, которые заполняются от руки. Такая доверенность может быть оформлена и на печатной машинке.

Составляется доверенность обычно по следующей форме: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя; 3) фамилия, имя и отчество (иногда должность) доверенного лица; 4) содержание доверенности (что конкретно доверяется); сумма пишется цифрами и в скобках прописью; 5) подпись доверителя; 6) дата выдачи доверенности; 7) наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя; 8) дата удостоверения подписи и печать.

При получении особо ценных вещей, оборудования и т. п. указывают адрес и некоторые данные паспорта получателя (серия, номер, когда и кем выдан). (По К. Щепиной.)

7. Ознакомьтесь с образцом доверенности. Определите, отвечает ли она требованиям, о которых вы узнали из предыдущего упражнения.

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Львов Михаил Романович, учащийся 11-го класса СШ №114 г. Киева, доверяю учащемуся 11-го класса Власову Александру Ивановичу получить причитающийся мне гонорар за публикацию стихов в сборнике «Творчество юных» в сумме ... (сумма прописью) гривень.

12 апреля 2002 года                                                              (подпись) Львов М. Р.

                                                                                                                                                              Подпись Львова М. Р. удостоверяю
(печать)                                                                                                                                               Директор школы (подпись) Ветров А. И.

8. I. Составьте документ, в котором 1) вы доверяете кому-нибудь из одноклассников получить деньги, заработанные вами во время летних каникул; 2) администрация школы доверяет вам получить в пункте кинопроката учебные фильмы. Соблюдайте правила оформления этого вида документа.

II. Ответьте, будет ли считаться действительным документ, в котором не указана дата и отсутствует подпись доверителя. Какое, по-вашему мнению, значение имеет удостоверение подписи?


АВТОБИОГРАФИЯ. РАСПИСКА

1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает?

Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.

В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.

В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.

Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.

Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.

2. Прочитайте автобиографию. Скажите, отвечает ли она по форме требованиям, предъявляемым к такому документу (см. материал предыдущего упражнения). Чем определяется последовательное расположение материала в автобиографии? С помощью каких средств достигается точность, сухость и официальность изложения?

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Киеве в семье служащего.

В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Киева, которую окончила с отличием в 2002 году.

Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты.

Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова.

Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Киева.

Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Киева.

Домашний адрес: г. Киев, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17.

10 июня 2002 г.                   Подпись Короленко В. В.

3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде.

Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.

Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике.

В данный момент я учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.                                                       Подпись Степанченко А.

4. Вспомните, что такое расписка. В каких случаях она выдаётся и каково её назначение? Как пишутся в расписке числительные? Почему? Из каких элементов состоит этот документ? Сверьте свои суждения с приведённым материалом.

Расписка — это официальный документ, в котором составитель подтверждает факт получения чего-либо (денег, документов, ценных вещей и т. п.) от другого лица или организации.

Расписка имеет определённую форму, состоящую из следующих элементов: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку; 3) наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого получено что-либо; 4) наименование полученного с указанием количества и суммы (количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках прописью); 5) дата составления расписки; подпись того, кто получает ценности.

5. Напишите расписку, по незаконченному бланку

Объяснительная записка - это документ, в котором работник предприятия или учреждения, организации объясняет причины невыполнения какого-либо распоряжения, приказа, инструкции.

Директору Александровской сред-ней школы № 15 Никитину С.А.
от Котова А.А., отца
учащегося 6 «А» класса, Котова Сергея.

Объяснительная записка

О пропуске занятий Котовым Сергеем 2 октября 2012 года.
Я, Котов Алексей Александрович, вместе со своей семьей – женой и сыном Сергеем, учащимся 6 «А» класса, 2 октября 2012 года ехал с дачного участка, где мы убирали урожай. Когда мы находились километров в 5 от города, моя машина заглохла. Завести автомобиль я не смог, пришлось вызывать эвакуатор. В результате этого происшествия, мой сын опоздал на занятия на 3 часа. В этот день у него только 4 урока, смысла идти на занятия уже не было. Я позвонил классному руководителю Анне Петровне Осиповой, объяснил, что сын пропустил уроки по уважительной причине.

5 октября 2012 года Котов Котов А.А.


III. Подведение итогов урока

1. Дайте определение понятия «официально-деловой стиль».

  1. Назовите основные разновидности этого стиля.

  2. Каковы основные черты официально-делового стиля?

  3. Что такое «деловой документ»? Приведите примеры.

  4. Определите понятие «реквизит документа».

  5. Назовите основные реквизиты служебного документа.

  6. Каковы общие правила оформления документов?

  7. Что такое «бланк документа»? Каковы требования к бланкам документов?

  8. На какие виды документы делятся по своему содержанию?

  9. Назовите основные группы и жанры служебных документов.

  10. Какие документы относятся к личным? Дайте их определения.

  11. Каковы основные правила оформления личных документов: а) заявления; б) доверенности; в) расписки; г) объяснительной записки?

IV. Домашнее задание. Напишите свою биографию в форме официального документа. Не забывайте о предъявляемых к нему требованиях.


Заявлениедокумент, содержащий просьбу лица (лиц)учреждению или должностному лицу.

Реквизиты заявления: название вида документа, дата, адресат (кому), текст, подпись.

Доверенность – документ, дающий право доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных (а также материальных) ценностей от имени доверителя. В доверенности фигурируют два лица: доверитель(лицо, доверяющее что-либо)и доверенное лицо (тот, кому выдана доверенность).

Реквизиты доверенности: название вида документа, дата выдачи доверенности и дата удостоверения подписи доверителя, текст, подпись доверителя и подпись должностного лица, заверяющего доверенность (т.е. удостоверяющего подпись доверителя), печать.

Расписка - документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей (денег, документов, ценных вещей и т.п.), заверенный подписью получателя.

Реквизиты расписки:название вида документа, дата, подпись лица, давшего расписку.

Объяснительная записка - документ, излагающий должностному лицу причины нарушения трудовой (учебной) дисциплины, каких-либо социально-общественных правил(например, общежития, поведения), невыполнения задания и т.п.

Реквизиты объяснительной записки:название вида документа,дата, адресат (кому), текст, отметка о наличии приложений (если необходимо подтвердить факт, указанный в тексте, подпись.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

1. Прочитайте текст и скажите, каковы особенности деловых бумаг. Какие требования предъявляются к их оформлению?

Каждый человек должен уметь составить и написать заявление, доверенность, автобиографию, протокол, характеристику, план работы, правильно заполнить анкету, составить текст телеграммы, приглашения и т. п. Для всех этих деловых бумаг присущи ясность, точность, компактность, предельная сжатость изложения.

В деловой переписке широко используются термины, отымённые предлоги (ввиду, в связи, в целях, вследствие ипр.), отглагольные существительные (разрешение, согласование), глагольные сочетания (произвести оплату, оказать поддержку, принять участие).

Деловой речи свойствен преимущественно прямой порядок cлов. Ей присущи причастные и деепричастные обороты; страдательные конструкции; безличные предложения; конструкции, осложнённые обособленными приложениями, однородными членами и вводными словами.

Деловая речь отличается пояснительным характером изложения, слабой индивидуализацией стиля пишущего, полным отсутствием художественно-изобразительных средств. Лаконичность деловой речи достигается компактностью слов, использованием специальных форм деловых бумаг.

Чтобы правильно оформить разнообразные деловые документы, нужно учитывать особенности официально-делового стиля речи, соблюдать основные требования, предъявляемые к любому документу, а именно:

1) составлять документы в соответствии с принятыми в данном обществе формами деловых бумаг;
2) соблюдать нормы литературного языка, использовать языковые средства, свойственные деловой речи; избегать двусмысленности и многословия;
3) добиваться логической завершённости, чёткости выражений, точности и лаконичности изложения, полноты и убедительности обоснований;
4) следить за правильным расположением материала в документе (слева оставлять поля для подшивки бумаг; не отрывать инициалы от фамилии, перенося её на другую строку, и др.);
5) правильно употреблять знаки препинания, единообразно писать различные знаки и числовые обозначения.

3. Прочитайте текст и скажите, что нового вы узнали об оформлении заявления.

Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении: Захаровой М. И. или от Захаровой М. И. И в этом споре нет правых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается и форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого.

В отношении стилистическом представляет некоторое неудобство применение традиционной формы в тех случаях, когда рядом оказываются две фамилии и обе в родительном падеже: Начальнику цеха Сидоровой А. С. Захаровой М. И. заявление. Но с точки зрения правил составления деловых бумаг и грамматики это абсолютно правильно. Однако не будет ошибкой и преодоление стилистического неудобства: Начальнику цеха Сидоровой А. С. от Захаровой М. И. заявление.

Но есть здесь еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление — со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно.

Если исходить из грамматики — из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо ответить: слово заявление следует писать со строчной буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а ещё и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление — заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.

(Из книги «Беседы о русском слове».)

6. Прочитайте и скажите, что такое доверенность и в каких случаях она составляется. Каковы особенности оформления этого вида документа?

Доверенность — это документ, дающий кому-нибудь право (полномочия) действовать от имени лица, выдавшего доверенность. Она выдаётся одним лицом или учреждением другому лицу, которому доверяется ведение какого-либо дела, получение ценных предметов, денежных средств и т. п. В доверенности фигурируют два лица: доверитель (лицо, доверяющее что-либо) и доверенное лицо (тот, кому доверяется что-либо, кому выдана доверенность).

Доверенности бывают служебные (когда доверяет организация) и личные; одноразовые и на длительный срок. Если же срок действия доверенности не указывается, то она сохраняет силу в течение года. Служебная доверенность в большинстве случаев пишется на специальных бланках, которые заполняются от руки. Такая доверенность может быть оформлена и на печатной машинке.

Составляется доверенность обычно по следующей форме: 1) наименование документа; 2) фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя; 3) фамилия, имя и отчество (иногда должность) доверенного лица; 4) содержание доверенности (что конкретно доверяется); сумма пишется цифрами и в скобках прописью; 5) подпись доверителя; 6) дата выдачи доверенности; 7) наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя; 8) дата удостоверения подписи и печать.

При получении особо ценных вещей, оборудования и т. п. указывают адрес и некоторые данные паспорта получателя (серия, номер, когда и кем выдан). (По К. Щепиной.)

1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и скажите, в чём состоит сходство автобиографии и биографии. Каковы особенности построения деловой автобиографии и какие реквизиты она включает?

Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В современном русском литературном языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.

В автобиографии — официальном документе человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подаётся обычно при поступлении в учебное заведение или на работу. Форма деловой автобиографии включает, как правило, следующие элементы: 1) наименование документа; 2) текст автобиографии; 3) дата написания; 4) подпись составителя.

В тексте автобиографии указываются: 1) фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; 2) основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); 3) краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); 4) домашний адрес.

Пишется этот документ произвольно, от имени первого лица. При этом не следует злоупотреблять местоимением я основное внимание должен уделить фактам, не прибегая к рассуждениям по поводу отдельных жизненных ситуаций, описаний событий.

Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную активность человека.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

 Ректору Национального педагогического
                                                                                                                                                           университета им. М. П. Драгоманова
                                                                                                                                                           Боярского Дмитрия Петровича,
                                                                                                                                                           проживающего по адресу: г. Яготин,

Киевской области, ул. Шевченко, 13,                                                              

заявление.

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на филологический факультет по специальности «Иностранный язык». В 2002 году я закончил 11-й класс СШ №4 г. Яготина.

К заявлению прилагаю: 1) автобиографию; 2) свидетельство об образовании за №17156 от 25 июня 2002 года, выданное СШ №4 г. Яготина; 3) характеристику для поступающих в вузы; 3) справку о состоянии здоровья (форма №286); 4) 4 фотокарточки.



6 июля 2002 года                                                         (подпись) Боярский Д. П.









Директору СШ №19 г. Севастополя                                                                                                                                       

Герасиной Нелли Ивановне
                                                                                                                                                           ученицы 11-го класса Голдиной Марины,
                                                                                                                                                           проживающей по ул. Бажова, 3, кв. 125,


заявление

Прошу зачислить меня в 11-й класс школы №19 в связи с переездом семьи на постоянное местожительство в данный район.

Необходимые документы прилагаю.


15 апреля 2002 г (подпись) Голдина М.









ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Львов Михаил Романович, учащийся 11-го класса СШ №114 г. Киева, доверяю учащемуся 11-го класса Власову Александру Ивановичу получить причитающийся мне гонорар за публикацию стихов в сборнике «Творчество юных» в сумме ... (сумма прописью) гривень.

12 апреля 2002 года                                                                       (подпись) Львов М. Р.

                                                                                                                                                   Подпись Львова М. Р. Удостоверяю (печать)                                                                                                                                          Директор школы (подпись) Ветров А. И.





АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Короленко Вера Владимировна, родилась 3 августа 1983 года в г. Киеве в семье служащего.

В 1992 году поступила в первый класс средней школы № 4 г. Киева, которую окончила с отличием в 2002 году.

Во время учёбы в школе избиралась старостой класса, принимала участие в художественной самодеятельности, в школьных, районных и городских олимпиадах по разным предметам; имею грамоты.

Отец, Короленко Владимир Петрович, работает преподавателем в Национальном педагогическом университете им. М. П. Драгоманова.

Мать, Короленко Ольга Ивановна, работает учителем русского языка и литературы средней школы № 62 г. Киева.

Сестра, Короленко Екатерина Владимировна, учится в шестом классе средней школы № 4 г. Киева.

Домашний адрес: г. Киев, ул. П. Запорожца, 14, кв. 17.



10 июня 2002 г.                                                           Подпись Короленко В. В.











Директору Александровской сред-ней школы № 15 Никитину С.А.
от Котова А.А., отца
учащегося 6 «А» класса, Котова Сергея.

Объяснительная записка

О пропуске занятий Котовым Сергеем 2 октября 2012 года.
Я, Котов Алексей Александрович, вместе со своей семьей – женой и сыном Сергеем, учащимся 6 «А» класса, 2 октября 2012 года ехал с дачного участка, где мы убирали урожай. Когда мы находились километров в 5 от города, моя машина заглохла. Завести автомобиль я не смог, пришлось вызывать эвакуатор. В результате этого происшествия, мой сын опоздал на занятия на 3 часа. В этот день у него только 4 урока, смысла идти на занятия уже не было. Я позвонил классному руководителю Анне Петровне Осиповой, объяснил, что сын пропустил уроки по уважительной причине.

5 октября 2012 года Котов Котов А.А.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»



2.  Редактирование заявления из сценки.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

Дорогой, милый, самый добрый в мире мой директор библиотеки

пишет Вам ученик 7 «А» класса Саша Петров.

Я серьёзно заявляю, что хочу записаться в библиотеку. Ну пусть меня примут. Я буду больше читать, обещаю Вам. Заранее спасибо.

Будьте здоровы! Саша.

-  Какие ошибки Саша допустил в оформлении своего заявления? ( неверно расположены части заявления, наименования документа, даты и подписи нет)

-  Какие ошибки допущены в содержании? (лишними являются слова благодарности, пожелания здоровья, излишне употребление эмоциональной лексики)

-  Подумайте и составьте правильную форму заявления Саши.







3. Прочитайте ученическую автобиографию. Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены? Отредактируйте текст документа и запишите его в исправленном виде.

Я, Степанченко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.

Мой отец, Степанченко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степанченко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

Наша семья состоит из восьми человек. Кроме меня, в нашей семье есть ещё четверо детей — два мальчика и две девочки. Свете — четыре года, Сереженьке — 6 лет. Люся и Коля учатся в той же школе, где учусь и я. Ещё с нами живёт мамина мама.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.

Самое любимое мое занятие — спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по лёгкой атлетике.

В данный момент я учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.                                                       Подпись Степанченко А.




Скачать

© 2016 33831 219

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!