СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузкив течение дня, распределение уроков в зависимости от трудности предметов.

Просмотр содержимого документа
«Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения»

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения

 Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).

Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения.

  • В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения: охрана остаточного зрения, достигаемая различными средствами;  постепенное и систематическое развитие остаточного зрения; профилактика и предупреждение различных травм, частая возможность которых возникает из-за значительных трудностей пространственной ориентировки; формирование у ребенка и окружающих его взрослых сознательного отношения к настоящим и возможным более тяжелым будущим проблемам со зрением.

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения:

  • охрана остаточного зрения, достигаемая различными средствами;
  • постепенное и систематическое развитие остаточного зрения;
  • профилактика и предупреждение различных травм, частая возможность которых возникает из-за значительных трудностей пространственной ориентировки;
  • формирование у ребенка и окружающих его взрослых сознательного отношения к настоящим и возможным более тяжелым будущим проблемам со зрением.
Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).

Группа слабовидящих детей.

  • В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).
Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий: В поддержке и развитии всех структур зрительной системы; в совершенствовании функционирования зрительного анализатора; в поддержке и развитии зрительной работоспособности; в профилактике осложнений глазных заболеваний; в профилактике ухудшения зрительных функций; профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда.

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий:

  • В поддержке и развитии всех структур зрительной системы;
  • в совершенствовании функционирования зрительного анализатора;
  • в поддержке и развитии зрительной работоспособности;
  • в профилактике осложнений глазных заболеваний;
  • в профилактике ухудшения зрительных функций;
  • профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда.
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством : Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения; Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения; Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида; Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения; Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством :

  • Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;
  • Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;
  • Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;
  • Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;
  • Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;
Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством : Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий; Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача; Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством :

  • Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;
  • Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;
  • Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.
Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся. Особенности естественного освещения. Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств.   Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется: - ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ; - не ставить столы и парты в простенки между окнами; - не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;

Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся.

  • Особенности естественного освещения.
  • Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств.
  •   Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:
  • - ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;
  • - не ставить столы и парты в простенки между окнами;
  • - не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;
- не замазывать оконные стекла краской; не расставлять на подоконниках комнатные цветы; проводить очистку оконных стекол не реже 3 - 4 раз в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц изнутри; - окрашивать потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) белой краской; панели (до 1,5 м от пола) - светло-зеленой или светло-желтой матовой краской с коэффициентом отражения не менее 0,60; парты и столы - зеленой гаммой цветов или в цвет натуральной древесины (коэффициент отражения - 0,45); классную доску - в темно-зеленый или коричневый цвет (коэффициент отражения 0,20); пол - в светлые тона (коэффициент отражения 0,25 - 0,30); - следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.
  • - не замазывать оконные стекла краской; не расставлять на подоконниках комнатные цветы; проводить очистку оконных стекол не реже 3 - 4 раз в год снаружи и не менее 1 - 2 раз в месяц изнутри;
  • - окрашивать потолок и верхнюю часть стен (выше 1,5 м от пола) белой краской; панели (до 1,5 м от пола) - светло-зеленой или светло-желтой матовой краской с коэффициентом отражения не менее 0,60; парты и столы - зеленой гаммой цветов или в цвет натуральной древесины (коэффициент отражения - 0,45); классную доску - в темно-зеленый или коричневый цвет (коэффициент отражения 0,20); пол - в светлые тона (коэффициент отражения 0,25 - 0,30);
  • - следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.
Особенности искусственного освещения. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10. Каждый учащийся должен обеспечиваться удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения.  Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. 

Особенности искусственного освещения.

  • В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк. Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.
  • Каждый учащийся должен обеспечиваться удобным рабочим местом в соответствии с его ростом и состоянием зрения. 
  • Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. 
Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный).

Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу

  • При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит.
  • А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный).
Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием.  Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.
  • Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся.
  • Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием.
  • Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз.
  • В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий

  • З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма.
  • Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин.
  • В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.
Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной – для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия.

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий

  • Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной – для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку.
  • Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!