СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2023 Задание 7 Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2023 Задание 7 Теория и практика»


Задания 7 (ОГЭ)


Формулировка задания:

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет. 

 1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? 
 2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. 
 3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. 
 4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. 
 5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.

Работа над з.7

1. Внимательно прочитайте задание, выделив для себя, какое именно средство выразительности необходимо найти.

2. Для выполнения задания 7 достаточно знать следующие термины: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.

3. Не путайте метафору, сравнение и сравнительный оборот:

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, основанное на переносе признаков одного явления на другое по принципу сходства.

«Куда ланит девались розы.

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей»

(«О, как убийственно мы любим...», Тютчев).


«...За Кремлем горит заря туманная...» («Песня про... купца Калашникова», Лермонтов).

«...Душа моя высохла» (Любовь Андреевна в комедии «Вишневый сад»,д. 2, Чехов. ).

«Ведь, если звезды зажигают — значит это кому-нибудь нужно?.. Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?» («Послушайте!»).

«..Дыша духами и туманами.

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка...» («Незнакомка», Блок).


Сравнение может быть выражено несколькими способами (не только при помощи союзов) Об этом читайте ниже.

Сравнительный оборот – разновидность сравнения, в котором словами-подсказками будут союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧЕМ и др.




Фразеологизм

ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое словосочетание.

«Обломов был не в своей тарелке...»

«Я чаю, небо с овчинку показалось...»

«Двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб»

Это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений»

«Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»


Особую сложность представляет нахождение фразеологизмов. Чтобы найти фразеологизм, важно знать:

А) фразеологизм часто можно заменить одним словом.

Вешать лапшу на уши = обманывать.

Б) фразеологизм - это словосочетание. Если его разделить на отдельные слова, то его значение теряется.

Например, фразеологизм "бить баклуши" = лениться, но по отдельности слово «бить» - значит нанести удар , а «баклуша» = обрубок древесины.

В) некоторые фразеологизмы настолько часто употребляются в речи, что мы перестали обращать на них внимание, потому такие выражения как «играть роль», «иметь в виду», «от всего сердца», «не покладая рук», «от мала до велика», «плыть по течению» «сгорать от нетерпения» мы не воспринимаем как фразеологизмы, однако их тоже нужно научиться замечать в тексте.


Эпитет.

Эпитет – это образное определение. Само толкование термина подсказывает, что проверить необходимо каждое определение в предложении.

Если нужно найти метафору или фразеологизм, то анализируйте словосочетания в предложении.

Если ищете сравнение или сравнительный оборот, смотрите на внешние признаки: союзы, ищите слова «похож, подобен» или существительное в форме Т.п. и др.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы и явления.


«Из рая детского житья
Вы мне 
привет прощальный шлете,
Неизменившие 
друзья 
В потертомкрасном переплете»
М. Цветаева «Книги в красном переплете»

«Несчастью 
верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье...»
А. Пушкин «Во глубине сибирских руд...»

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение.


Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» («Шинель»).
ЛИТОТА – чрезмерное преуменьшение.

Генералы даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),

«Сократил он их так, что некуда носа высунуть...» («Дикий помещик»),

Лев Толстой. «Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот... Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку»


Задание 7 Практика

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.


  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является сравнительный оборот.

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физ­культуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жиз­нью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как дру­гие мальчишки.


  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с поло­виной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказатель­ство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников.


  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного текста.

2) Классический рассказ - образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляю­щий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.


5.Укажите предложения, в которых средством выразительности является СРАВНЕНИЕ

1) Кузница стояла у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда. 2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России. 3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник. 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. 5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на го­лове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и выра­стить таких хороших людей, никто - так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она то­ропливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы слу­чайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.


  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться...

2) Пружина чести, наш кумир!

3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал...

4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.


  1. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам пере­мен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, по­хожие на кашель великана, и устремились в небо.

3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ру­жей, объединённых в единое человекоружьё, которое при­ставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь...


  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4)

Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.


  1. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ

1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.

2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.

3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.

4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.

5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.





ОТВЕТ

1.2

2.4

3.1

4.4

5.34

6.2

7.2

8.4

9.2

10.25







































  1. Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является инверсия.

1) Ты поймёшь, что твоя роза - единственная в мире.

2) Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

3) И Маленький принц возвратился к Лису.

4) Самого главного глазами не увидишь.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является оксюморон?

1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

2) Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах.

3) Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на чёрном пепелище, но это были живые дети, спасённые и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надеж­ду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих людей.

4) Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжи­ли же!


  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) До начала совещания оставалось часа полтора. Не торопясь, он ходил из зала в зал, отдыхал...

2) Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. Как будто он на что-то наткнулся.

3) Но что это было, он не понял. Кругом него было пусто.

4) В том, что незачем зашифровывать... Надо точно указывать название.


  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

1) Постепенно расширяясь, его привязанности распростра­няются на школу, село, город, всю свою страну.

2) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

3) Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а че­ловек, их центр, мудрее.


  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, пони­мал живую драму этих звуков... И вдруг сердце Максима упало.

2) Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. Вырвался, прозвенел и замер.

3) На глазах старика появились слезы. Слёзы были и на глазах его соседей.

4) «Он прозрел, да, это правда - он прозрел, - думал Мак­сим. - Да, он прозрел...»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя