СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 6

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 6

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ -2024. Русский язык. Вариант 6»

https://gordeevaln.ru/training/17551


Вариант 6


Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. (2) Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. (3) И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. (4) И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. (5) И он очень нуждается в утешении. (6) Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. (7) Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.


2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) прошу детей (предложение 1)
2) он понимает книжки (предложение 3)
3) голодно и холодно (предложение 4)
4) я посвящу (предложение 6)
5) взрослые были (предложение 7).


3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 использовано составное глагольное сказуемое.
2) В предложении 2 содержится две грамматические основы.
3) В предложении 4 осложнено уточняющим обстоятельством.
4) Предложение 5 простое нераспространённое.
5) Предложение 6 сложноподчинённое с параллельным подчинением придаточных.


4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова.

Б) Если слова автора следуют за прямой речью, то между словами автора и прямой речью ставится тире.

В) Двоеточие ставится в БСП, так как вторая часть заключает в себе разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении.

1) — А как же! — воскликнул он, словно речь шла о самых простых, азбучных истинах.

2) Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

3) — Значит, они и баобабы тоже едят?

4) Казалось, что Маленьким принцем вдруг овладели тяжкие сомнения, и он спросил: — Барашки едят цветы?

5) Ответ очень прост: я старался, но у меня ничего не вышло.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Центральный сибирский ботанический сад (1) один из уютнейших природных уголков в Новосибирской области (2) и крупнейший ботанический сад в Азиатской части России. Лес (3) парк (4) коллекции исчезающих видов растений (5) всё это и многое другое привлекает сюда огромное число людей (6) среди которых не только знатоки ботаники (7) но и обычные любители природы. Весной сад манит редкими цветами (8) летом привлекает чистыми прудами (9) а осенью манит к себе золотистыми аллеями.


6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1)  БРАКОВАННЫЙ (товар)  — написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
2)  ПРИБЕЖАТЬ— написание приставки определяется её значением  — приближение.
3)  ПРЕДЛАГАЮТ  — безударная гласная в корне слова непроверяемая.
4)  ДОЧЬ  — буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.
5)  НА ЦЫПОЧКАХ  — в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).


7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

— Есть т..(1)кое тверд..(2)е пр..(3)вило, — ск..(4)зал мне п..(5)зднее Маленький принц. — Встал п..(6)утру, умылся, привел себя в поряд..(7)к — и сразу же приведи в поряд..(8)к свою пл..(9)нету.


8. Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 Отряд противника насчитывал около  (шестьсот) штыков.


9. Замените словосочетание «стол для письма», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

‒ (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров, ‒ сказал Пётр Петрович.

(2)Он взял с полки альбом.

‒ (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду. (5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я говорю:
Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина. (13)Я у него до войны учился.

‒ (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в Эрмитаж ушёл.

‒ (16)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж! (17)Кругом голод и холод.

(18)Мне спокойно отвечают:
‒ Он очень любит великих мастеров смотреть. (19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит.

(21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты? (26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров пойдём смотреть…»

(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.

(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами.

(30)Пётр Петрович говорил:
‒ Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас… (35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле. (38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.

(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!.. (45)«Охота на льва», «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия» ‒ несутся всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!

(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют… (51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль ‒ вершина, а к вершине нужно стремиться!

(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто! (61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!» ‒ воскликнул Суриков. (65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть ‒ и сам напишешь точно так же, до того всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так, как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это удивительно!

(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!

(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты, будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел, чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки! (81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!» ‒ словно он понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. (86)А я не вижу…

‒ …(87)При жизни он не был известным, вот что любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана? (90)Важно, что она сделана!

(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные головы… (92)Хотел спросить и не спросил.

(По В.В. Голявкину*)
* Голявкин Виктор Владимирович (1929–2001) 
– русский советский писатель, художник, иллюстратор.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Пётр Петрович поделился с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.
2)  В разговоре с учениками Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих мастеров.
3)  Знатные люди Амстердама были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.
4)  Герой-рассказчик и Алька после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди, свистят мантии, поют линии.
5)  Настоящее искусство не подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.


11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…
2)  «Я слышу свист мантий!»  — воскликнул Суриков.
3)  Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…
4)  Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.
5)  Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.


12. В предложениях 18‒27 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

13.1  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Умолчание  —это намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и полагающий, что читатель или слушатель догадается, что именно осталось невысказанным».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 13.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и мантии свистят у Тинторетто… Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович видит это. А я не вижу».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

13.3  Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться понимать настоящее искусство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Ответы:

2 –43

3 –125

4 –315

5 –15

6 –125

7 –1349

8 –шестисот

9 –письменный стол

10 –125

11 –24

12 –что есть силы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!