Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
- В апробировании перспективной экзаменационной модели приняли участие 4444 ученика девятых классов из 11 регионов Российской Федерации: Республики Татарстан, Алтайского, Краснодарского и Хабаровского краев, Кемеровской, Курганской, Московской, Мурманской и Сахалинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга.
- По результатам апробирования нельзя судить о подготовке по русскому языку всех выпускников 9-х классов. На основании полученных статистических данных можно сделать вывод о том, что большинство участников справилось с выполнением экзаменационной работы.
Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
- Каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
- Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
- Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
- Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
2019
2020
Сохранена структура работы, задания 1 и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3) и система их оценивания.
Изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9
Изменён первичный балл за выполнение работы с 39 до 33 .
Все три части были связаны между собой общетематической направленностью.
Текст для сжатого изложения (часть 1) по содержанию не связан с частями 2 и 3 работы. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения. Экзаменуемые, выполняя новую экзаменационную работу, могут сжато передавать содержание текстов различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.).
Части работы 2 и 3 выполнялись на основе одного и того же прочитанного текста.
Экзаменационная работа 2020 г. предусматривает
выполнение на основе текста для чтения только трёх заданий (9.1; 9.2; 9.3).
Задание 1. Изложение
Изменилась жанровая специфика текста для изложения. Ученикам могут быть предложены тексты разных жанров:
- путевые заметки;
- записки;
- очерк;
- рецензия;
- дневник и т.д.
ОГЭ: изложение будет по тем текстам, которые есть в ОБЗ!
Изменения в КИМ ОГЭ
Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала .
Для этого в части 2 работы дано 7 заданий :
- 4 задания ( задания 2–5 ) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
- 3 задания ( задания 6–8 ) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста;
- понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста;
- опознавание изученных средств выразительности речи.
Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
- в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ соблюдается преемственность в проверяемых предметных умениях;
2) в экзаменационные материалы ОГЭ входят задания, которые являются базовыми для обеспечения в дальнейшем успешного выполнения заданий ЕГЭ;
3) в экзаменационных моделях используются сходные типы заданий, направленных на проверку различных групп предметных результатов изучения учебного предмета «Русский язык»;
4) принципы проверки заданий с развёрнутым ответом на основном государственном экзамене соотносятся с принципами оценивания задания с развёрнутым ответом на ЕГЭ;
5) содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ связано с востребованными в жизни практическими умениями и навыками, направлено на проверку как предметных результатов, так и общеучебных умений.
Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
В экзаменационные материалы ОГЭ входят задания, которые являются базовыми для обеспечения в дальнейшем успешного выполнения заданий ЕГЭ.
ОГЭ
ЕГЭ
Задания
Задание 2. Синтаксический анализ текста
Задания 16-20
Задание 3. Пунктуационный анализ
Задание 21 (задания 16-20 - пунктуация)
Задание 5. Орфографический анализ
Задания 9-15
( задания 2 и 25 – опознавание частей речи )
Задание 6. Анализ содержания текста
Задания 1,25
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Задание 26
Задание 8. Лексический анализ
Задание 3, 5, 6,24-25
Итого 6 заданий
ИТОГО 21 задание
Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
ОГЭ
Итоговое собеседование
ЕГЭ
Задание 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование…
Задание 2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
ОГЭ
15.2 (9.2)
Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните , как Вы понимаете смысл финала текста: «…благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
«(16)…Благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. (17) Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Поясните , как Вы понимаете смысл этого примера-иллюстрации.
Варианты возможных пояснений смысла финала текста
а ) « На мой взгляд, смысл предложенных для анализа предложений можно понять так: не следует долгие годы ждать случайных подарков судьбы, которые обещают счастье, нужно создавать его самим, ведь это в наших силах. Любой человек способен стать источником чуда для другого».
б ) « Смысл предложений 16–17 я понимаю так: одновременно неожиданные, удивительные и приятные вещи, которые люди обычно называют чудесами, каждый из нас может творить сам. В чуде на самом деле нет ничего невероятного, если всё, что от нас требуется для того, чтобы это чудо свершилось, — воля и великодушие».
в ) « На мой взгляд, смысл слов Грэя можно объяснить просто: чудеса, которые на самом деле нужны людям, находятся не во власти волшебных сил. То, что мы называем чудом, часто является результатом воли, доброты и упорства другого человека, и именно такие чудеса нужно стараться делать для окружающих, особенно для тех, кого любишь».
Поясните, как Вы понимаете смысл следующих высказываний Грэя:
«Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая — у тебя».
«Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого невезучего коня, тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно».
«Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное нужное слово».
Прав ли Грэй, утверждая, что «владеть этим — значит владеть всем»?
Обоснуйте свою точку зрения.
Критерий 4!!!
Устное собеседование.
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением высказывания.
Смысловые отношения между предложениями
Примеры рассуждений
Причинные, следственные, уступительные
( 1 ) Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) ( 2 ) Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого следовало?) . ( 3 ) Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (что из этого следовало?) ( 4 ) Много было сделано различных изобретений. ( 5 ) Но, вопреки всем последним достижениям науки, количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт (вопреки чему? несмотря на что?).
Между первым и вторым предложениями причинные отношения : стихия пугала, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные :
Чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому « много было сделано различных изобретений »; это выводы, следствия из предыдущих предложений.
А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число « жертв молний в последнее столетие неуклонно растет » (вопреки чему? несмотря на что?), хотя « много было сделано различных изобретений » .
Обратите внимание!
В экзаменационной работе изменён подход к контролируемым элементам содержания. Их укрупнение происходит за счёт того, что в КИМ контролируемым элементом является не отдельная дидактическая единица , а способ действия с языковым материалом: пунктуационный анализ текста, смысловой анализ и т.д.
Задание 2. Синтаксический анализ текста
На проверку умения применять знания по синтаксису при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике нацелено задание 2. В модели 2019 г. было представлено пять заданий , проверяющих умение учеников проводить синтаксический анализ предложений. В нынешней модели эта проверка строится на одном задании, которое позволяет проверить более широкий спектр умений.
Задание 2. Синтаксический анализ текста
Учащиеся должны распознавать
- простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями;
- простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями;
- сложные предложения;
- конструкции с чужой речью;
- предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные;
- односоставные предложения;
- морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого;
- бессоюзные и союзные предложения, предложения с разными видами связи; виды сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений; виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
- различать подчинительные союзы и союзные слова;
- распознавать прямую и косвенную речь;
- применять знания по синтаксису при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Задание 2
Задание №2 в КИМ ОГЭ 2020
заменило прежние
задания № 8, 9, 11,
13,14
Синтаксический анализ текста
77
Утверждение ошибочно : здесь обособленное определение, выраженное
причастным оборотом.
Правильный
ответ №5
Правильный ответ №3:
Претворял (что?) которые (преобразования )
Утверждение ошибочно : здесь подлежащее ОН; реформатор и деятель – приложение.
(это=он)
Утверждение ошибочно : здесь простое глагольное сказуемое.
ОТВЕТ : 3553
Синтаксический анализ текста
77
Правильный
ответ №4
Утверждение ошибочно : здесь
две грамматическая основа
которые будут подвластны.
Утверждение ошибочно : здесь
две грамматические основы.
Утверждение ошибочно : здесь обособленное
приложение.
Правильный
ответ №2
(вбегает конь –разверзлась бездна)
ОТВЕТ : 2442
7. Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Запишите номера ответов.
(1)В пятидесятые годы французский учёный Анри Лот обнаружил в Сахаре, самой большой пустыне нашей планеты, подлинный «музей» доисторического искусства. (2)Здесь, на склонах Тассили, на месте древних поселений людей сохранилось огромное количество рельефов и росписей. (3)Мастерски исполненные изображения, повествующие об охоте на слонов, жирафов и других животных, говорят о том, что в далёкие времена там, где ныне бесплодные пески, была цветущая земля, полная жизни. (4)Первобытные художники стали основоположниками всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры. (5)Преуспели они и в декоративном искус-стве, то есть в резьбе по камню и кости.
- Предложение 1 осложнено обособленным дополнением.
- Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места.
- В сложноподчинённом предложении 3 придаточные предложения связаны с главным однородным подчинением.
- В предложении 4 грамматическая основа — художники стали.
5) Предложение 5 осложнено пояснительными членами.
35
45
25
23
15
Универсальное пособие: теория+практика
Задание 3. Пунктуационный анализ
Задание 3 проверяет умение
- распознавать изученные пунктограммы;
- проводить пунктуационный анализ предложения;
- применять знания по пунктуации в практике правописания.
Если в действующей экзаменационной модели 2019 г. знания учеников по пунктуации проверялись тремя заданиями , то теперь представлено одно задание, которое проверяет практические навыки по овладению пунктуацией, освоенной в курсе основной школы .
Задание 3. Пунктуационный анализ
Учащиеся должны:
- распознавать изученные пунктограммы; проводить пунктуационный анализ предложения; применять знания по пунктуации в практике правописания;
- различать предложения простые и сложные; распознавать конструкции с элементами, осложняющими структуру и семантику простого предложения; распознавать сложные бессоюзные, союзные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; конструкции с разными видами связи; конструкции с чужой речью; применять знания по синтаксису при проведении пунктуационного анализа предложений;
- распознавать условия постановки знаков препинания в простых предложениях; в предложениях, осложнённых однородными членами, обособленными членами, обращениями и вводными конструкциями; распознавать условия постановки знаков препинания в сложных бессоюзных, союзных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях; в конструкциях с чужой речью.
Задание №3 заменило прежние задания
№ 10,12, 14
Задание 3
Запятые, тире, двоеточия, кавычки!
Универсальное пособие: теория+практика
НОВИНКА!
Найдите предложения, в которых запятая (-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Правило, в соответствии с которым поставлен знак препинания
1)Гора Эльбрус принадлежит к Кавказскому хребту, находящемуся на юге России.
Обособление определения, стоящего после определяемого слова.
(2)Эльбрус включён в состав Семи вершин — высочайших гор, расположенных на разных континентах планеты.
Обособление определения, стоящего после определяемого слова.
(3)В ходе геологических исследований было установлено, что последнее извержение Эльбруса было в 50-х годах нашей эры.
(4)На Эльбрусе геологами также был обнаружен пепел от двух извержений, произошедших 45 и 40 тысяч лет назад.
Отделение частей в сложноподчинённом предложении.
(5)Учёные уверены, что именно второе проявление вулканической активности послужило поводом к исходу неандертальцев из горных пещер.
Обособление определения, стоящего после определяемого слова.
Отделение частей в сложноподчинённом предложении.
(6)В годы Великой Отечественной войны за Эльбрус шли отчаянные бои, и Гитлер хотел назвать гору своим именем.
Отделение частей в сложносочинённом предложении.
(7)У Эльбруса, как известно, не меньше десяти имен.
Выделение вводной конструкции.
(8)Его привычное для нас название произошло либо от иранского Айтибарес (высокая гора), либо от зендского Эльбурс — «блестящий, сверкающий», либо от грузинского слова Ялбуз, восходящего к тюркскому «ял» — буря, «буз» — лёд.
а) Разделение однородных членов предложения.
б) Обособление определения, стоящего после определяемого слова.
Эффективная
подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
Ответ: 124835
Расставьте знаки препинания . Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Слово «галстук» переводится с немецкого (1) как «шейный платок» (2) и во времена Пушкина галстуком действительно назывался платок (3) или шарф (4) который складывали по диагонали (5) и завязывали бантом (6) или узлом (7) а концы заправляли под жилет (8) поэтому модники того времени щеголяли друг перед другом (9) завязывая галстуки по-разному.
24789
234789
2346789
2345789
123456789
Пособие-помощник: теория + практика
Пособие-помощник: практика
Пособие-помощник: практика
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания
Учащиеся должны:
- распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
- распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании;
- применять знания по синтаксису при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «относился с уважением» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.
относился уважительно
уважительное отношение
39
Задание 5. Орфографический анализ
- Задание 5 нацелено на проверку умения
- проводить орфографический анализ,
- распознавать изученные орфограммы,
- применять знания по орфографии в практике правописания.
Если в модели КИМ 2019 г. выбор орфограмм был достаточно узким и обусловливался языковым материалом текста для чтения, то в новой модели языковой материал охватывает все правила школьной орфографии .
Задание 5. Орфографический анализ
Учащиеся должны:
- распознавать изученные орфограммы;
- распознавать морфемы;
- определять способы словообразования;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слова;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи;
- применять знания по орфографии, словообразованию и морфологии при проведении орфографического анализа.
Задание 5. Орфографический анализ
Утверждение ошибочно: здесь значение приставки
«очень»
Правильный ответ №2
Правильный ответ № 3
75
Утверждение ошибочно : здесь суффикс –ОНН
Утверждение ошибочно: это прилагательное
ОТВЕТ : 2332
Задание 5. Орфографический анализ
Утверждение ошибочно:
- здесь действительное причастие;
- от глагола II спряжения
Утверждение ошибочно: здесь отглагольное прилагательное
Правильный ответ № 3
75
Утверждение ошибочно: это
наречие
Правильный ответ № 5
ОТВЕТ : 3553
Задание 5. Орфографический анализ
Утверждение ошибочно: здесь деепричастие
Правильный ответ №2
Утверждение ошибочно : здесь суффикс
75
Утверждение ошибочно: это
производный предлог
Правильный ответ №5
ОТВЕТ : 2552
Задание 5. Орфографический анализ
Правильный ответ №1
Утверждение ошибочно : здесь разделительный Ь
Утверждение ошибочно: здесь краткое причастие.
75
Утверждение ошибочно: это наречие.
Правильный ответ №5
ОТВЕТ : 1551
11 . Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- РЕЮЩИЙ (флаг) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Ю .
- ИЗРЕДКА — наречие образовано от основы имени прилагательного приставочно-суффиксальным способом при помощи приставки ИЗ- и суффикса -А .
3) ВАРЕННЫЙ (в кастрюле обед) — в суффиксе -ЕНН- отглагольного имени прилагательного пишется две буквы Н .
- ПРОТИРАТЬ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.
- НЕМЕЦКИЙ — в относительном прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц , пишется суффикс - К .
13
12
45
25
34
46
Пособие-помощник: теория + практика
Пособие-помощник: практика
Пособие-помощник: практика
Задание 6. Анализ содержания текста
Учащиеся должны:
- владеть различными видами чтения;
- адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) объемом не менее 400–450 слов;
- письменно формулировать тему и главную мысль текста;
- отвечать на вопросы по содержанию текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности
Учащиеся должны:
- проводить анализ средств выразительности текста ;
распознавать тропы:
- метафору,
- олицетворение,
- эпитет,
- гиперболу,
- сравнительный оборот,
- сравнение,
- фразеологизм,
- литоту;
- проводить анализ средств выразительности в тексте.
77
Задание 8. Лексический анализ
Учащиеся должны:
- характеризовать слово с точки зрения сферы
его употребления, происхождения, активного
и пассивного запаса и стилистической окраски;
- проводить лексический анализ слова;
- объяснять значение фразеологизмов, пословиц и
поговорок, афоризмов, крылатых слов;
- распознавать однозначные и многозначные слова,
омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное
значения слова;
- объяснять лексическое значение слова разными
способами;
- применять знания по лексике и фразеологии при
выполнении различных видов языкового анализа и в
речевой практике.
Пособие-помощник: практика
Шкала пересчёта суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной системе (проект)
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
Суммарный первичный балл за работу в целом
«3»
0-14
«4»
15-22
«5»
23-28,
из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям
ГК1 –ГК4).
Если по критериям
ГК1 –ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»
29-33,
из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям
ГК1 –ГК4).
Если по критериям
ГК1 –ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4»
Рекомендуемый минимальный балл для отбора обучающихся в профильные
классы средней школы – 26.