СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.4. Социальные ценности и нормы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по подготовке к экзамену. 

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.4. Социальные ценности и нормы.»

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.4. Социальные ценности и нормы.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.4. Социальные ценности и нормы.

Социальные ценности - это общезначимые представления о явлениях и предметах реальной действительности, принятые данной социальной группой, обществом в целом. Они определяются психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры
  • Социальные ценности - это общезначимые представления о явлениях и предметах реальной действительности, принятые данной социальной группой, обществом в целом. Они определяются психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры
Социальная норма  (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
  • Социальная норма  (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Признаки социальных норм: 1) Обязательность для исполнения теми, кому она адресована. 2) Расчет на многократное применение. 3) Непрерывное действие во времени в отношении неопределенного круга лиц. 4) Наличие определенного механизма реализации.
  • Признаки социальных норм:

1) Обязательность для исполнения теми, кому она адресована.

2) Расчет на многократное применение.

3) Непрерывное действие во времени в отношении неопределенного круга лиц.

4) Наличие определенного механизма реализации.

Виды социальных норм Нормы Характеристика Правовые Устанавливаются/санкционируются государством Моральные Регулируют отношения людей с позиций добра изла Религиозные Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью/священнослужителями Корпоративные Устанавливаются различными организациями Эстетические Отражают представления общества, отдельных социальных групп о прекрасном и безобразном Нормы этикета Правила вежливости, приличного поведения в разных ситуациях

Виды социальных норм

Нормы

Характеристика

Правовые

Устанавливаются/санкционируются государством

Моральные

Регулируют отношения людей с позиций добра изла

Религиозные

Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью/священнослужителями

Корпоративные

Устанавливаются различными организациями

Эстетические

Отражают представления общества, отдельных социальных групп о прекрасном и безобразном

Нормы этикета

Правила вежливости, приличного поведения в разных ситуациях

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.5. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
Отклоняющееся ( девиантное) поведение – поведение , нарушающее общепринятые в данном общества нормы и правила.
  • Отклоняющееся ( девиантное) поведение – поведение , нарушающее общепринятые в данном общества нормы и правила.
Образ жизни человека составляют организация его повседневного быта, труд или учеба, проведение свободного времени, отношение к спорту, общественная активность и различные поведенческие привычки.
  • Образ жизни человека составляют организация его повседневного быта, труд или учеба, проведение свободного времени, отношение к спорту, общественная активность и различные поведенческие привычки.
В детском саду детей учат правилам поведение за столом. Так им сообщают Религиозные нормы Правила этикета Народную мудрость Правовые нормы

В детском саду детей учат правилам поведение за столом. Так им сообщают

  • Религиозные нормы
  • Правила этикета
  • Народную мудрость
  • Правовые нормы
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А) Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе Б) Негативное отклоняющееся поведение, как правило, является следствием неудачного процесса социализации личности. Верно только А) 2) Верно только Б) 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе

Б) Негативное отклоняющееся поведение, как правило, является следствием неудачного процесса социализации личности.

  • Верно только А) 2) Верно только Б)

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества. Б. Социальные нормы позволяют прогнозировать поведение человека. Верно только А) 2) Верно только Б) 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Социальные нормы позволяют прогнозировать поведение человека.

  • Верно только А) 2) Верно только Б)

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Установите соответствие между признаками и типами социальных норм Признаки Типы социальных норм А) устанавливают и регулируют отношения членов конкретных организаций Правовые Б) содержатся в различных священных книгах и связаны с верованиями людей 2) Моральные(этические) В) регулируют отношения с позиций добра и зла 3) Религиозные Г) устанавливаются и поддерживаются государством 4) корпоративные

Установите соответствие между признаками и типами социальных норм

Признаки

Типы социальных норм

А) устанавливают и регулируют отношения членов конкретных организаций

  • Правовые

Б) содержатся в различных священных книгах и связаны с верованиями людей

2) Моральные(этические)

В) регулируют отношения с позиций добра и зла

3) Религиозные

Г) устанавливаются и поддерживаются государством

4) корпоративные

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения
  • ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения
Конфликт (столкновение - лат.) – спор, , столкновение двух субъектов за обладание тем, что одинаково ценится обеими сторонами.
  • Конфликт (столкновение - лат.) – спор, , столкновение двух субъектов за обладание тем, что одинаково ценится обеими сторонами.
Субъекты (участники, стороны) : Отдельные индивиды Социальные группы Общественные объединения Организации
  • Субъекты (участники, стороны) :
  • Отдельные индивиды
  • Социальные группы
  • Общественные объединения
  • Организации
Причины социальных конфликтов.   Социальная неравенство. Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации. Неудовлетворенность материальным положением. Различия в целях, представлениях и ценностях. Религиозные различия. Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.) Неумение общаться и договариваться.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неравенство.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации. Неудовлетворенность материальным положением.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.
ПОВОД  – любое событие или обстоятельство, которое приводит к развязыванию конфликтного противодействия.
  • ПОВОД  – любое событие или обстоятельство, которое приводит к развязыванию конфликтного противодействия.
Виды социальных конфликтов.   Внутриличностный  – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя. Межличностный  – происходит между двумя или несколькими лицами. Межгрупповой  – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей. Конфликт с внешней средой  – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания. Конфликты по отдельным сферам жизни  – экономических (производственный), политический, этнический и др. Конфликт в обществе в целом  – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный  – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный  – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой  – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой  – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни  – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом  – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Предмет конфликта 1) Территория/престиж/ права и свободы 2) Деньги /имущество/ факторы производства 3) Материальные и духовные ценности 4) Духовные блага(идеи, убеждения, знания) Условия проживания или территория

Предмет конфликта

  • 1) Территория/престиж/ права и свободы
  • 2) Деньги /имущество/ факторы производства
  • 3) Материальные и духовные ценности
  • 4) Духовные блага(идеи, убеждения, знания)
  • Условия проживания или территория
Разрешением конфликта называт решение его участников о прекращении единоборства с ичерпанием основы для последующих конфликтов между ними.
  • Разрешением конфликта называт решение его участников о прекращении единоборства с ичерпанием основы для последующих конфликтов между ними.
 Способы разрешения социальных конфликтов.   Компромисс  – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон. Переговоры  – мирное обсуждение сторонами решения проблем. Арбитраж  (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы. Применение силы (власти)  – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Способы разрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс  – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры  – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж  (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти)  – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.
Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения 1) реакция общества на поведение человека 2)столкновение противоположных интересов 3) значимости социального статуса индивида 4) типичной для данного статуса модели поведения

Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения

1) реакция общества на поведение человека

2)столкновение противоположных интересов

3) значимости социального статуса индивида

4) типичной для данного статуса модели поведения

Совокупность явлений, обязательств, событий, способствовавших возникновению социального конфликта, называют его Целью Субъектом Последствием Причиной

Совокупность явлений, обязательств, событий, способствовавших возникновению социального конфликта, называют его

  • Целью
  • Субъектом
  • Последствием
  • Причиной
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте А. Поводом конфликта называют событие, в результате которого скрытые противоречия между сторонами перерастают в стадию открытого противостояния. Б. Оптимальным способом разрешения конфликта является достижение консенсуса(согласие, единодушие) Верно только А) 2) Верно только Б) 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте

  • А. Поводом конфликта называют событие, в результате которого скрытые противоречия между сторонами перерастают в стадию открытого противостояния.
  • Б. Оптимальным способом разрешения конфликта является достижение консенсуса(согласие, единодушие)
  • Верно только А) 2) Верно только Б)

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах А. Компромисс как способ разрешения противоречий предполагает, что стороны договариваются о взаимных уступках. Б. Компромисс как способ разрешения противоречий предполагает, что в решении проблемы обязательно участвует третья независимая сторона. Верно только А) 2) Верно только Б) 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах

А. Компромисс как способ разрешения противоречий предполагает, что стороны договариваются о взаимных уступках.

Б. Компромисс как способ разрешения противоречий предполагает, что в решении проблемы обязательно участвует третья независимая сторона.

  • Верно только А) 2) Верно только Б)

3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Установите соответствие между характеристиками и способами разрешения конфликтов Характеристики Способы разрешения конфликтов А) решение проблем путем взаимных уступков Арбитраж «разрешение спора при посредничестве» Б) мирное обсуждение возможных путей решения проблемы 2) Компромисс В) использование третьей стороны в решении проблемы 3)переговоры Г) обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы. 4) посредничество

Установите соответствие между характеристиками и способами разрешения конфликтов

Характеристики

Способы разрешения конфликтов

А) решение проблем путем взаимных уступков

  • Арбитраж «разрешение спора при посредничестве»

Б) мирное обсуждение возможных путей решения проблемы

2) Компромисс

В) использование третьей стороны в решении проблемы

3)переговоры

Г) обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.

4) посредничество

 ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.4.7 Межнациональные отношения

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.4.7 Межнациональные отношения

Межнациональные отношения  – это отношения между народам (этносами), охватывающие все сферы общественной жизни.
  • Межнациональные отношения  – это отношения между народам (этносами), охватывающие все сферы общественной жизни.
 Основные направления межнациональных отношений.   Межнациональное сотрудничество, межнациональная интеграция  – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни; участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций, структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов.

Основные направления межнациональных отношений.

  • Межнациональное сотрудничество, межнациональная интеграция  – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни; участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций, структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов.
Проявление межнационального сотрудничества. В экономике  – создание совместных предприятий, осуществление взаимовыгодной торговли. В науке  – совместные исследования. В спорте  – проведение соревнований, олимпиад. В духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др. В политико-правовой сфере – совместное решение проблем международной политики, заключение договорённостей об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.
  • Проявление межнационального сотрудничества.
  • В экономике  – создание совместных предприятий, осуществление взаимовыгодной торговли.
  • В науке  – совместные исследования.
  • В спорте  – проведение соревнований, олимпиад.
  • В духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.
  • В политико-правовой сфере – совместное решение проблем международной политики, заключение договорённостей об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.
Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами. Конфликт приводит к   межнациональной дифференциации  – к разъединению, разделению, противостоянию различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
  • Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.
  • Конфликт приводит к   межнациональной дифференциации  – к разъединению, разделению, противостоянию различных наций, этносов и народов в самых разных планах.
 Причины возникновения межнационального конфликта.   Территориальные споры. Неравенство социально-экономических условий. Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. Бытовые предрассудки обыденного сознания. Отрицание государством самобытности этнических меньшинств Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве. Социально-экономическое неравенство — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Причины возникновения межнационального конфликта.

  • Территориальные споры.
  • Неравенство социально-экономических условий.
  • Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Бытовые предрассудки обыденного сознания.
  • Отрицание государством самобытности этнических меньшинств
  • Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве.
  • Социально-экономическое неравенство — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.
Глобализация  — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
  • Глобализация  — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему.
 Пути решения межнациональных конфликтов   Проведение продуманной национальной политики. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды. Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации. Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров. Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека

Пути решения межнациональных конфликтов

  • Проведение продуманной национальной политики.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
 Термины.   Этнос  – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является  обобщающим понятием для племени, народности, нации. Род  – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии. Племя  – объединение нескольких родов. Народность  – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации. Нации  появляются в период развития капиталистических отношений. Нация  – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Термины.

  • Этнос  – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является  обобщающим понятием для племени, народности, нации.
  • Род  – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
  • Племя  – объединение нескольких родов.
  • Народность  – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
  • Нации  появляются в период развития капиталистических отношений.
  • Нация  – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
  • Национальность  – принадлежность человека к той или иной нации (использование её членами общего языка, приверженность общим традициям, осознание культуры народа).
  • Национальное меньшинство  – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
  • Диаспора  – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
  • Дискриминация  – принижение, умаление, ущемление прав
  • Национализм  – это идеология, политика, ставящие интересы нации превыше всего, любых других экономических, политических, социальных интересов; стремление к социальной занятости, недоверие к другим нациям, часто перерастающее во вражду.
  • Шовинизм  – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедрение в сознание людей неприязни, ненависти к другим народам, разжигание вражды между людьми разных национальностей и вероисповеданий.
  • Геноцид  – систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!