СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2024-2025 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ работа (Изложение (аудиозапись текста по ссылке и микротемы), 4 варианта ОГЭ с ключами, 1 задание для ГВЭ (ЗПР) + БЛАНКИ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2024-2025 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ работа (Изложение (аудиозапись текста по ссылке и микротемы), 4 варианта ОГЭ с ключами, 1 задание для ГВЭ (ЗПР) + БЛАНКИ)»


ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2024-2025 ДКР 4 варианта + ГВЭ (ЗПР) + бланки

https://cloud.mail.ru/public/zPuF/7ZRmkPCj5 (Cloud.mail.ru — Бесплатное облачное хранилище...) ИЗЛОЖЕНИЕ mp3


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Сознательно читать я научился, когда мне было ЛЕТ четырнадцать.В эти годы меня увлекало уже не только интересное развитие событий. Я начинал понимать красоту описаний, задумываться над характерами действующих лиц, смутно догадывался о целях автора книги.

Именно в это время я впервые тревожно почувствовал различие между тем, о чём говорила книга, и тем, что внушала жизнь. Каждая книга открывала предо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал и не видел. Вокруг меня была жизнь суровая, грязная и жестокая, а в книгах всё было более разумно, справедливо, человечно. Конечно, в книгах тоже говорилось о грубости, о глупости людей, об их страданиях, о злобе и подлости. Но рядом с такими людьми всегда были и другие люди. Это были люди, каких я не видел и о которых даже не слышал. Они были честные, сильные духом, правдивые.

И поэтому сейчас с глубокой верой я говорю всем: любите книгу! Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в путанице мыслей, чувств, событий. Книга научит вас уважать человека и самих себя, она наполнит ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. Книга станет источником ваших знаний. Только она сможет сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить другого, уважать его труд.

(209 слов) (По Максиму Горькому)



МИКРОТЕМЫ



СОЗНАТЕЛЬНО ЧИТАТЬ Я НАУЧИЛСЯ ЛЕТ В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ. (В ДЕТСТВЕ). УЖЕ ТОГДА Я ДОГАДЫВАЛСЯ О ЦЕЛЯХ АВТОРА КНИГИ.

ТОГДА ПОЧУВСТВОВАЛ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ КНИГОЙ И РЕАЛЬНОСТЬЮ. КАЖДАЯ КНИГА ОТКРЫВАЛА НЕВЕДОМЫЙ МИР, А ВОКРУГ БЫЛА ЖИЗНЬ СУРОВАЯ. В КНИГАХ БЫЛИ ЛЮДИ ЧЕСТНЫЕ, СИЛЬНЫЕ ДУХОМ.

ЛЮБИТЕ КНИГУ! ОНА ПОМОЖЕТ, НАУЧИТ ВАС УВАЖАТЬ, НАПОЛНИТ ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ КНИГА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ТОЛЬКО ОНА СДЕЛАТЬ ВАС РАЗУМНЫМ СПОСОБНЫМ ЛЮБИТЬ .

(209 слов) (По Максиму Горькому)












ДКР В ФОРМЕ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 1

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть1 Прослушайтетекстивыполнитезадание 1на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.звуки – (это) то (предложение 1)

2.мы слышим (предложение 2)

3.звучат машины, транспорт (предложение 3)

4.называется «акустика» (предложение 4)

5.применяют приборы (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2.Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

3.Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4.Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5.Предложение 5 двусоставное.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.1

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

Б)  Тире ставится после прямой речи перед словами автора.

В)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, ставится тире.

1)  «Где же крепость?»  — спросил я с удивлением.

2)  Новороссийская бора  — самый страшный ветер на Чёрном море.

3)  Мир освещается солнцем, а человек  — знанием.

4)  Настанет вечер  — загорятся на небе звёзды.

5)  Деревья, дома, земля  — всё покрылось снегом.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В




Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.

Он сел(1) сумрачно наблюдая(2) как ввели воспитанников в парадных мундирах(3) построили(4) вызывая их(5) по списку(6) обучали кланяться почтительно(7) и изящно тому месту(8) где будет сидеть царь.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СОЛОВЬИНЫЕ (трели) - в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н.

2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН.

3) ЗАРЯ – в слове пишется безударная гласная корня А, проверяемая ударением.

4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется раздельно и оканчивается на букву Е.

5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с полным страдательным причастием совершенного вида пишется раздельно, если есть зависимое слово.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется букваИ.

Луч..(1)к солнца бл..(2)снул из-за леса, коснулся в..(3)рхушек д..(4)ревьев, отыскал в л..(5)стве шарики з..(6)лёных яблочек. Дрожь света проб..(7)жала по саду, и за..(8)скрились алмазами росинки на пр..(9)дорожной траве.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите имя числительное «полтора» в соответствующей форме.

После (полтора) часов я ушёл.

Задание 9. Замените словосочетание «ваза из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно... (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

– (17)Как пишется «в течение»?

(18)Ему отвечали.

– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире...

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну что... ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить? (По А. Алексину)*

Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сеня Голубкин болезненно переживал чужие успехи, считая, что любые удачи приходят к людям за его счёт.

2) Ваня Белов и Сеня Голубкин ещё с начальной школы были друзьями и всегда помогали друг другу.

3)Двойказа написание «районного» диктанта Сене Голубкинугрозила ему второгодничеством.

4) Ваня Белов сам сознался в краже тетрадей.

5) После случая с тетрадями Сеня Голубкин проникся уважением к Белову.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.

5) Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

12. Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Часть 3

13.1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какую роль в тексте выполняют знаки препинания?»

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризуют человека зависть к чужим успехам?». Дайте определение Слову «ЗАВИСТЬ» и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почер





ДКР В ФОРМЕ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Часть1 Прослушайтетекстивыполнитезадание 1на БЛАНКЕОТВЕТОВ№2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся

повествование в исходном текст

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.медведь обитает по России (предложение 1)

2.что способствует (предложение 2)

3.шерстинки полые (предложение 3)

4.дробит свет (предложение 4)

5.мех может желтеть (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.

2.В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.

3.Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

4.Предложение 4 сложносочинённое.

5.Предложение 5 односоставное безличное.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.2

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола или один из них выражен неопределенной формой, а другой — существительным в именительном падеже.

В)  В неполном предложении тире ставится на месте пропущенного сказуемого.

1)  И, несмотря на их расположение друг к другу, между ними установилось нечто вроде соперничества.

2)  В одной руке у него ведро с клейстером и помазком, в другой  — свёрток афиш.

3)  Он сидел на гранитной скамье, глядя на воду, задумчиво чертя по граниту своей тяжёлой тростью.

4)  Невеликая беда — услужить неблагодарному, но большое несчастье — принять услугу от подлеца.

5)  Пришёл хозяин дачи — владелец сапожного заведения из Марьиной рощи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В




Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.

Зал(1) где проходила репетиция(2) был небольшой(3) но красивый: светлый(4) с четырьмя колоннами(5) поддерживающими потолок(6) со стенами(7) которые были окрашены под розовый мрамор(8) блестящим паркетом(9) зеркалами во всю стену.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно.

2)НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно.

3)В ТЕЧЕНИЕ года –производный предлог пишется раздельно и оканчивается на Е.

4)СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И.

5)ДЕВЧОНКА — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется О.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Облака внезапно закрывают солнце, небо пр..(1)нахмурива..(2) тся. Пр..(3)порошенные пеной волны одна за одной накатываются на берег. Море каж..(4)тся суровым и пр..(5)злым. Оно пр..(6)дательскиобрушива..(7)тся на пр..(8)швартованные в порту лодки, пр..(9)поднимая их на волнах, а потом швыряя вниз.



Задание 8. Раскройте скобки и запишите глагол «кудахтать» в форме изъявительного наклонения в форме настоящего времени.

Вокруг дома – ельник, солнце играет по цветным стёклам террасы, во дворе (кудахтать) куры.

Задание 9.Замените словосочетание «морская пена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?»  —  и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала и смотрела на женщину, не сводя глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

  —  (21)Ну, что мне с тобой делать?  —  почти со слезами спросила женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. (24)Та взяла –– просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

(По М. А. Чманову) *

* Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.)  —  русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.

2) Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.

3) Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.

4) Женщина давно мечтала о собаке. 5) Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

Задание 11. Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Запишите номера ответов.

1) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

2) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

3) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась. 25

4) Собака благоговейно смотрела на неё.

5) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

. 12. В предложениях 12–16 найдите ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Выпишите этот фразеологизм.

Часть 3

13.1. Напишите сочинение-рассуждение: «КАКУЮ РОЛЬ В ТЕКСТЕ ВЫПОЛНЯЮТ МЕСТОИМЕНИЯ?» Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «ПОЧЕМУ ИЗ СОТЕН ДРУГИХ СОБАКА ВЫБРАЛА ИМЕННО ЭТУ ЖЕНЩИНУ?..» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРОЯВИТЬ СОСТРАДАНИЕ?». Дайте определение понятию СОСТРАДАНИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.












ДКР В ФОРМЕ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 3

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером. Желаем успеха!

Часть1

Прослушайтетекстивыполнитезадание1на БЛАНКЕОТВЕТОВ №2.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся

повествование в исходном тексте

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых есть настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – утверждал И. Гёте, великий немецкий писатель. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучиться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.читать ‒ (это) искусство (предложение 1)

2.научат те (предложение 2)

3.утверждал И. Гёте (предложение 3)

4.выходит (предложение 4)

5.нельзя (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 сложное.

2.Первая часть сложного предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

3.Предложение 3 содержит прямую речь.

4.Предложение 4 сложное бессоюзное.

5.Первая часть сложного предложения 5 – односоставное безличное предложение.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.3

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1)Увенчанный спелой вишенкой торт, выкаченный кондитером на обозрение посетителям магазина, был необычайно красив.

Б) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

2) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

3) На кухонном столе лежали вывалянные в муке калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно разгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.


4) Целую ночь помощники повара, работая с вымешанным вязким тестом, трудились не покладая рук.


5) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В




Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоятьзапятые.

Ветер свищет между стволами вековых сосен(1) наклоняет стройные ели(2) качая их острыми верхушками(3) и осыпая(4) пушистый снег(5) с печально поникших зеленых ветвей(6) бесследно проходят седые века над этой таинственной молчаливой страной(7) а дремучий лес стоит(8) в глубоком раздумье(9) колышет темные вершины.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)РЕШЁННАЯ (задача) – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от глагола совершенного вида.

2) ДЕШЁВЫЙ - в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-.

3) КОСНУТЬСЯ - безударная гласная в корне проверяется ударением, поэтому в корне пишется буква О.

4) ЗАКОННО - в наречии, образованном от прилагательного с –НН-, пишется две Н.

5) МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня И всегда сохраняется.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

На небе разг..(1)рается з..(2)ря. Я пробираюсь узкой д..(3)рожкой через густую рожь. Тяжёлые к..(4)лосья к..(5)саются лица и будто с..(6)бираются удержать меня. Из прид..(7)рожныхзар..(8)слей вып..(9)рхнула перепёлка и скрылась во ржи.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите имя существительное «договор» в соответствующей форме.

На встрече министров иностранных дел были подписаны взаимовыгодные (договор).

Задание 9.Замените словосочетание «кукурузная каша», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13

((1) )В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой) Нина Аксёнова – современная детская поэтесса и прозаик

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица в детстве стеснялась отца и злилась, когда он приходил на утренники в детский сад с баяном.

2) Воспитательница детского сада была доброжелательна к Валерию Петровичу, потому что он помогал в организации детских праздников.

3) Представление об отце изменилось у девочки в ночь, когда он совершил самоотверженный поступок.

4) Водитель машины скорой помощи, застрявшей в снегу, был мужественным человеком – он отправился в райцентр пешком за помощью. 5) Наряжая ёлку, рассказчица всегда вспоминает об отце и плачет.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых НЕТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА. Запишите номера ответов.

1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. 5) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»

Задание 12. Замените разговорное слово «ПИЛИКАЛ» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Часть 3

13.1 Напишите сочинение-рассуждение: «КАКУЮ РОЛЬ В ТЕКСТЕ ВЫПОЛНЯЮТ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?» Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «ЭТА НОЧЬ ПЕРЕВЕРНУЛА МОЁ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦЕ». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «КОГДА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ СЧАСТЛИВЫМ?». Дайте определение понятию СЧАСТЬЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.







ДКР В ФОРМЕ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВАРИАНТ 4

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть1 Прослушайтетекстивыполнитезадание 1на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётсяповествование в исходном тексте

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2,3

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первое из этих чисел намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.потенциал огромен (предложение 1)

2.он заключён (предложение 2)

3.превышает показатели (предложение 3)

4.возможности имеются (предложение 4)

5.обладают ресурсами (предложение 5)
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1.Предложение 1 простое, нераспространённое.

2.В предложении 2 составное именное сказуемое.

3.Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4.Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5.Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.4

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1)Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»

Б) Вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми.

2) Часто берутся пробы на анализ почвы, чтобы вовремя прийти на помощь деревьям.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова.

3) Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город?


4) Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв.


5) Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В




Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.

Все еще сильные (1) мало тронутые рукой человека(2) леса стояли в этот час неподвижно(3) можно было бы сказать(4) что они сумрачны(5) и беззвучны(6) если бы беззвучие не пронизывалось то ближе(7) то дальше короткой перекличкой птиц(8) которые(9) словно переговаривались друг с другом.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСШЕВЕЛИТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) СДЕЛАНО - краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ЗАГОРЕТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) ХОРОШ - в краткой форме имени прилагательного после шипящего буква Ь не пишется.

5) при ПОМОЩИ – наречие пишется раздельно, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Ё.

Щ..(1)голь Егор, напевая весёлую песенку, ш..(2)л по городским трущ..(3)бам. Расч..(4)ской, как трещ..(5)ткой, он увлеч..(6)нно постукивал по реш..(7)ткам. В его сумке лежали ж..(8)луди, которые он нёс в цирк медвеж..(9)нку.


Задание 8. Раскройте скобки и запишите имя числительное «семьдесят» в соответствующей форме.

Площадь океанов занимает около (семьдесят) одного процента земной суши.

Задание 9.Замените словосочетание «солнечный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13

   (1)Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел, неизменно оказывалось, что в прошлом кто-то уже опередил нас. (2)Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели. (3)Или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! (4)Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
         (5)Я высказался в этом смысле дома, но мать, удивлённо посмотрев на меня, сказала:
– Экий ты, оказывается, ещё маленький!.. (6)Иди вон на огороде славу зарабатывай...
         (7)Пашка заметил:
– Почему это матери, как правило, детей любят…(8)Любят, а не понимают? (9)Вот раньше было: «Благословляю тебя, сын мой, на подвиг...» (10)А тут – на огород!..
         (11)Пашка хочет быть как Циолковский. (12)Он всегда что-нибудь изобретает. (13)Он построил машину, чтобы наливать воду в колоду для коровы. (14)Машина, правда, сама воду наливать не могла; зато если налить вёдрами, то потом достаточно нажать железный рычаг, чтобы бочонок опрокинулся и половина воды попала в колоду.
         (15)Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось. (16)Но однажды Пашкин отец в сумерки наступил на рычаг и его окатило с головы до пят. (17)Он тут же изломал Пашкину «механику» и задал бы самому изобретателю, да тот убежал.
         (18)У меня нет пристрастия к технике – мне больше нравится читать. (19)Но все книги, какие я мог достать, уже читаны-перечитаны, и я попробовал написать свою.
         (20)Я выпросил у отца большую конторскую книгу. (21)Вывел на обложке: «Летопись. (22)Древняя, средняя и новая история деревни Тыжи, сочинённая Н.И. Березиным».
         (23)Вначале описание деревни шло гладко. (24)Но после слов: «Заложена деревня в...» – начались затруднения. (25)Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.
         (26)Ничего, к сожалению, не вышло и со средней историей. (27)Дед Савва, к которому я пристал с расспросами, отмахнулся.
– (28)Какая, к лешему, у нашей деревни история! (29)Бедовали в этой чащобе – вот и вся история.
         (30)История деревни осталась ненаписанной, но там меня теперь зовут не иначе как Колька-летописец...
         (31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.

(По Н.И. Дубову)

Дубов Николай Иванович (1910–1983) – русский советский писатель. Автор пьес «У порога», «Наступает утро», повестей «На краю земли», «Огни на реке», «Небо с овчинку» и др., романа «Горе одному». В основном его произведения освещают острые проблемы, переломные события в жизни молодого человека.

. Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пашка всегда что-то изобретал, пытался понять неизведанное.

2) Родители считали ребят способными только к детским играм.

3) Родители не разделяли стремления ребят совершить что-нибудь великое – такое, что могло бы их понастоящему прославить.

4) Дед Савва помог рассказчику в написании истории деревни.

5) Герой-рассказчик написал полную историю деревни Тыжи.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Запишите номера ответов.

1) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3) Но однажды Пашкин отец в сумерках наступил на рычаг, и его окатило с головы до пят.

4) Я выпросил у отца большую конторскую книгу.

5) Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

Задание 12. Замените разговорное слово «ЭКИЙ» в предложении 5 стилистически нейтральным СИНОНИМОМ. Запишите этот синоним.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Какую роль в тексте выполняют МНОГОТОЧИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?»

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «ДА, МЫ МОГЛИ БЫ УДИВИТЬ МИР, НО ПОКА НЕ ЗНАЛИ ЧЕМ».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «КАК МОЖНО ПРОСЛАВИТЬСЯ?». Дайте определение понятию СЛАВА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



















КЛЮЧИ




ГВЭ (ЗПР)





БЛАНКИ

КЛЮЧИ



Ответы


вариант 1

вариант 2

вариант 3

вариант 4


зависть

сострадание

счастье

слава

задание 2

123

235

345

124

задание 3

124

13

35

235

задание 4

312

342

431

534

задание 5

123468

123456789

12679

134678

задание 6

125

35

145

14

задание 7

1589

24567

25

124678

задание 8

полутора

кудахчут

договоры

семидесяти

задание 9

хрустальнаяваза

пенаморя

кашаизкукурузы

светсолнца

задание 10

134

35

135

13

задание 11

25

15

45

23

задание 12

казались

несводяглаз

играл / играть / музицировал / музицировать

какой




Вариант ГВЭ (для ЗПР)

Текст для изложения выдаётся экзаменуемым для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут.

Вместе с тем указанный текст читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями текста 10 минут.

В это время участники экзамена могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ,


Номер в банке ФИПИ: 00C41A


С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником и отправлюсь на Северный полюс*. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, т серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться  — на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.

Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».

После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.

 

234 слова

(По Ф. Ф. Конюхову)

*Сообщить о написании имён собственных.

1.  Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения Ф. Ф. Конюхова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

План текста

1.  Воспоминания рассказчика о выборе профессии.

2.  Первое одиночное плавание.

3.  Мечта стать путешественником осуществилась.

 

2.  Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что помогает человеку осуществить свою мечту?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи










1

2

3.

4

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя