СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены несколько вариантов тестовой части ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ русский язык»

2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1)  Утро (предложение 1)

2)  Свежо (предложение 2)

3)  Вас обдаёт (предложение 3)

4)  Небо пышет (предложение 4)

5)  Лес стоит (предложение 5)


3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.


4.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

1)  СКРЫВАТЬСЯ (от погони)  — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2)  (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

3)  РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

4)  ЛОЖКА  — написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова «ложек».

5)  НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку)  — деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.


6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Дети радовались, потому что впервые в блокадном Ленинграде на первое подавали украинский борщ.

2)  Праздничный обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.

3)  Миша Кашкин заранее знал, что суп будет из сурепки.

4)  Блокада продолжалась девятьсот дней.

5)  Блокадные дети хорошо знали, что такое праздничный обед.


(1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…

(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:

– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

(6)Что же будет ребятам на первое?

– (7)Бульон куриный?

– (8)Борщ украинский?

– (9)Щи зелёные?

– (10)Суп гороховый?

– (11)Суп молочный?

(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.

(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?

– (24)Макароны по-флотски?

– (25)Жаркое?

– (26)Рагу или гуляш?

(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.

(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.

(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?

– (35)Компот из черешни?

– (36)Запеканка из яблок?

– (37)Апельсины?

– (38)Желе или суфле?

(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.

– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.

– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.

(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!

(50)Не знали блокадные дети других обедов.

(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!

(По С. П. Алексееву)∗



7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1)  На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

2)  Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

3)  Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.

4)  Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

5)  Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.


8. Лексический анализ.

В предложениях 34−39 найдите разговорный синоним к слову сказал.

Выпишите этот синоним.



(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

— Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

 









2.Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6−8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

 

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

1)  Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2)  Предложение 2 простое.

3)  Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4)  Первая часть предложения 4  — односоставное неопределённо-личное предложение.

5)  Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.



3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

 

Мы редко замечаем (1) как прекрасна русская природа. В ней поражает всё (2) и бескрайние озёра (3) и душистые луга. Каждый звук здесь отзывается в сердце (4) летом (5) шелест берёз и многолетних дубов (6) зимой (7) похрустывание снега под ногами. Называя явления природы шедеврами (8) К. Г. Паустовский писал (9) «Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?»



4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 

1)  РАСЦАРАПАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

2)  РАСКЛЕИВШИЙ (страницы)  — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.

3)  ПОДЫТОЖИТЬ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

5)  УЧИЛИЩ  — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.



6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  У Тани была тетрадь с анкетой.

2)  На обложке тетради был изображён актёр Ди Каприо.

3)  Тане не нравились её волосы, поэтому она хотела постричься.

4)  Таня хотела переписывать в тетрадь красивые стихи.

5)  Таня решила с помощью анкеты проверить, нравится ли она «одному человеку».


(1)После уроков девочки возвращались домой все вместе.

– (2)Кать, ну расскажи, пожалуйста, как там Антуан?  — дёргала Дронову за рукав Аллочка Любимова.

– (3)Пока… никак,  — вынуждена была признаться та.  — (4)Но ведь это только начало!

– (5)Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане,  — рассмеялась Оля Авласович.  — (6)Антуан сказал, Антуан посмотрел… (7)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

– (8)Можно подумать, тебе Клюшев не нравится!  — насмешливо сказала Таня.

– (9)Нисколечко! (10)А тебе?  — лукаво посмотрела на неё Оля.

(11)Таня внутренне вздрогнула, но опять вовремя совладала с собой и ответила:

– (12)Да так, с ума не схожу, как некоторые…  — (13)И она с лёгким презрением посмотрела на Аллочку.

(14)Любимова дёрнула плечиком, но оправдываться не стала.

– (15)А мне-то как «повезло»,  — расстроенным голосом пожаловалась Лена Прижняк.  — (16)От этого Рябы с ума сойти можно.

– (17)Скажи «спасибо», что тебя с Козликом не посадили,  — усмехнулась Таня, и все девочки дружно рассмеялись.

(18)Дома Таня первым делом подошла к зеркалу. (19)Нет, она не изменилась. (20)Почти не изменилась. (21)Во всяком случае, она не хуже, но и не лучше прежнего. (22)Немного выросла по сравнению с прошлым годом, но во всём остальном особенных перемен в ней нет. (23)Она всё такая же худющая, бледная, с прямыми скользкими непослушными волосами, которые не может удержать ни одна резинка, ни одна заколка или завязанная лента. (24)Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется. (25)Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

(26)Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „ А”». (27)Потом подумала немножко и на внутренней стороне обложки написала то, без чего ни одна девчоночья анкета никем анкетой признана не будет:

На «О» моя фамилия,

На «Т» меня зовут,

На «Л» подруга милая,

На «…» мой лучший друг.

(28)После этого замечательного стихотворения Таня на самом верху следующего чистого листа написала: «Напиши мне письмо, если тебе понятен этот адрес: Ревнующая область, Страдающий район, город Любовь, улица Влюблённых, дом Тоскующих, квартира Счастливейших».

(29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него? (30)Если не догадается, то может проявить себя на следующей странице. (31)На самом её верху она написала следующее: «Кто считает меня своим другом, может вписать первую букву своего имени в стихотворение на обложке». (32)Таня представила, как один человек вписывает эту букву, и ей сделалось жарко.

 




7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1)  Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2)  Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3)  И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4)  Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5)  А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.



8. Лексический анализ.

В предложениях 2−9 найдите синоним к слову «идти». Выпишите этот синоним.



(2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!