СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огонь - добрый волшебник или беспощадный враг?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка адресована работникам системы об­разования, психологам, педагогам начальных классов, классным ру­ководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям ОБЖ, роди­телям школьников младших классов.

Данная разработка информирует о теоретических и практических аспектах проведения работы образовательной организации по данному направлению и может быть использована при организации работы по проведению тематической недели «Школа - безопасности», в рамках внеурочной деятельности по пожарной безопасности .

Учебно-методическая разработка содержит занятие для младших школьников по соблюдению правил пожарной безопасности, разработана с учётом их возрастных особенностей, современных психолого-педагогических методов обучения и технологий работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Огонь - добрый волшебник или беспощадный враг?»




Муниципальное общеобразовательное учреждение Каракульская средняя общеобразовательная школа Александровский филиал












«Огонь - добрый волшебник или беспощадный враг?»


номинация: «От предмета ОБЖ к безопасной жизни!»
















Гордиенко Светлана Борисовна


д.Александровка2016



Аннотация

Учебно-методическая разработка адресована работникам системы об­разования, психологам, педагогам начальных классов, классным ру­ководителям, педагогам-библиотекарям, преподавателям ОБЖ, роди­телям школьников младших классов.

Данная разработка информирует о теоретических и практических аспектах проведения работы образовательной организации по данному направлению и может быть использована при организации работы по проведению тематической недели «Школа - безопасности», в рамках внеурочной деятельности по пожарной безопасности .

Учебно-методическая разработка содержит занятие для младших школьников по соблюдению правил пожарной безопасности, разработана с учётом их возрастных особенностей, современных психолого-педагогических методов обучения и технологий работы с детьми.































Содержание



Актуальность мероприятия……………………………………………………..


4

Формат занятия…………………………………………………………………

6

Цели и задачи занятия…………………………………………………………

6

Сценарий занятия………………………………………………………………

7

Литература……………………………………………………………………..

17





Приложение








































Актуальность мероприятия

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого школьного учреждения.

Обращение к историческим легендам и притчам показывает, что подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожарной безопасности, но до сих пор отсутствует ее абсолютное решения. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, ко­торую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опас­ности. Потому людям важно научиться использовать огонь, не только удовлетворяя свои потребности в пище, тепле, но и обеспечивая собственную безопасность.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МОУ, родителей и учащихся в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых акту­альных задач. Она обусловлена:

1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;

2. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;

3. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.

4. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.

Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.

Младший школьный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.





































Формат занятия

Форма проведения: школьное занятие, внеурочное мероприятие.

Количество детей: от 20 до 35 человек.

Время проведения: 45 минут.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, электронный носитель, листовка с правилами поведения при пожаре в стихах (раздается обучающимся после проведения занятия).

Цели и задачи занятия

Цель мероприятия: формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.



Основные задачи:

  • Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

  • Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

  • Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;

  • Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, школе.

  •  Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.

  •  Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.








Сценарий занятия

Зал оформлен плакатами, рисунками на противопожарную тематику.

Ведущий 1 . Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
(огонь)

Правильно, мы сегодня будем говорить о том, почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?

Ведущий 2 . Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал людей, защищал их от диких зверей, помогал готовить пищу. Он и сейчас остаётся нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь. Но если с ним не дружить он может превратиться в злобного и жестокого врага.

Ученик 1.

А без доброго огня,
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя,
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь,
И хлеб печет.


Ученица 2.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители Земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь,
Гасить должны!


Ученик 3.

Я - огонь! Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом.
И сжигаю все кругом!


Шапокляк (выходит с песней)

Кто людям помогает,

Тот тратит время зря Ха! Ха!

Хорошими делами,

Прославиться нельзя.

Ха, Ха, Ха, Ха, Ха!

Чего бы такого натворить? Такого плохого? Ребята, а вы шалить любите? Я очень люблю когда дети балуются. Давайте поиграем с вами в очень интересную игру.

(Мелодия песни «Если нравиться тебе». Шапокляк кривляется, дети повторяют за ней.)


Если ты совсем не выучил урок,

Да к тому же дома маме не помог.

Припев.

Научи нас веселиться,

Покажи нам как резвиться

А мы будем делать так же, как и ты!


Если маме всю посуду перебил,

И ни чашки, ни тарелки не помыл.

Припев

Если птицы распевают тут и там,

Из рогатки постреляй ты по кустам!

Припев

Если больно ты ушибся о косяк

Ты не охай и не ахай -всё пустяк.

Припев

(Достает спички из сумочки)

А попались если спички в руки вдруг

Попытайся их зажечь, мой милый друг!

Припев



Хорошая песенка, ребята? А чего это мы там пели про спички? С ними можно поиграть! Спорим, что не задуете?(Шапокляк зажигает спички)

Тётя Кошка: Бабушка, что это вы делаете? (подбегает к Шапокляк и тушит спичку).

Шапокляк Ой, напугала-то, что это ты кричишь, на пожаре что ли?!

Тетя Кошка. Не останови я вас, неизвестно, что было бы. Пожара бы точно не миновать.

Шапокляк Да ладно, пожара! Я же так, пошутить хотела.

Тетя Кошка. (Возмущенно) Пошутить?

В зажигалке или спичке

Огонёчек-невеличка

Просит: «Поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной»

Но плохая он игрушка:

Подожжёт диван, подушку,

Книжки, стол, ковёр, обои

И большой пожар устроит.


Ведущая Пожар – это разрушительная сила, приносящая неисчислимые бедствия. Вырвавшееся на свободу пламя уничтожает все на своем пути: леса, поля, дома, а иногда и целые деревни. Он сметает все на пути, и остановить его бывает невозможно. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, два получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок.

Тетя Кошка. - Что запомнить мы должны?

Спички детям не нужны!


Под музыку «Марш пожарных» выходят дети . Проговаривают речёвку:

Раз - два!

Три - четыре!

Три - четыре!

Раз - два!

Кто шагает дружно в ряд?

Наш спасателей отряд!

Мы - юные пожарные.

Мы с детства любим труд.

И наш отряд дружинников

«Пожарные» зовут.

Шапокляк Ой, а кто такие пожарные?

Тетя Кошка. Пожарные люди-профессионалы. Они сильные, смелые, ловкие, сообразительные, находчивые, знают много приёмов по спасению людей. Пожарные обязательно занимаются спортом

Ученица 1

Охраняя землю от пожара,

Край родной от дыма и огня,

Служба есть одна у нас такая-

На посту пожарные всегда!

Они придут на помощь к нам,

Рискуя жизнью, нас спасут-

Такой у них опасный труд


Песня «НАШИ ПОЖАРНЫЕ»
Э.Ханок

 

Есть единая в России служба 
Это знает каждый гражданин 
Для борьбы с огнем позвать их нужно 
Позвони скорее - 01.

 

Припев: 
А пожарные самые сильные, 
А пожарные самые смелые, 
А пожарные самые любимые. 
Нет профессии отважней и добрей. 
Восхищаемся честью и мужеством, 
Славим силу любви и содружества, 
Уважаем за веру в людей. 
Нет профессии почетней и нужней.

 

У борцов с огнем обычная работа-
Мчать с сиреной быстро и опять 
От огня и дыма вновь спасать кого-то 
Хоть в толпе людской их не узнать.

 

Припев

 

Нет, совсем-совсем не ради славы 
В бой с огнем они всегда идут 
И совсем не с мыслью о награде 
Вновь людские жизни берегут

 

Припев


Тетя Кошка . Наши юные пожарные расскажут какие надо выполнять правила, что бы не случилось большой беды

Ученик 1.

Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.


Ученица 2.

Спички не тронь!
В спичках огонь
Не играй, дружок, со спичкой.
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.


Ученик 3.

Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Ученица 4

Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!

Ученик 5.

Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!

Ученица 6.

Чтобы лес, звериный дом,
Не пылал нигде огнём,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнёзда пташки,
А лишь пели песни птички,
Не берите в руки спички!



Ученик 7.
Посмотрите, там и тут,
В небе плещется салют…
Здорово, конечно,
Если всё успешно.

Но опасность на пути.
Стережёт — не обойти!
Если что пойдёт не так,
Если в фейерверке брак,
Или прочь не отбежали,
Иль в окно кому попали,
В общем, столько тут вопросов!
Не пускай салют без спроса!

Хочешь ты салют устроить?
Хорошо, не станем спорить,
Только, чтоб не пострадать
Нужно в помощь взрослых звать!



Ученица 8.
Если гости к вам пришли.
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть —
Не забудьте выключить утюг!



Ученик 9.
Знай, любые провода
Повреждённые – беда!
Ведь они опасны слишком –
Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя тушите свет.
И приборы тоже!



Ученик 10.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.


Ведущий: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности

Тётя Кошка А вы мадам Шапокляк запомнили правила пожарной безопасности. Давайте с вами повторим

Шапокляк

1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками .

2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту или печь.

3. Не оставляй без присмотра включенный утюг или чайник.

4. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу не разжигай костер без взрослых. Уходя, обязательно потуши его.

Ведущий: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный и сообразительный.

Это тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…

(Спички)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?

( Пожар)


Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

(Искра)

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня.

(Огонь)

Вьется, извивается, в небо устремляется.

(Дым)


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)


С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники.

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники)



Шапокляк Тётя Кошка ,а если все же вдруг случился пожар, что тогда делать

Ученик_1

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,

На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:

Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,

Из квартиры всех животных за собою уведём.


Ученица_2

Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по "ноль один"

Потому что очень часто средь детей есть "шутники",

Что звонят и понапрасну беспокоят "ноль один".



Ученик_3

Все пожарные России, чтоб машины зря не гнать,

Сообщения решили от детей не принимать.

Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт,

Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт.


Ученица_4

Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,

А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,

Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".

Благо, список всех знакомых на виду висит у нас -

На стене у телефона - пригодится он как раз.


Ученик_5

.Если нету телефона - мы к балкону поспешим,

За собою дверь балкона поплотнее притворим.

Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:

О пожаре всем прохожим - громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут -

Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут.


Ведущая– Пожарные бросаясь в огонь, дым для спасения людей, имущества часто забываю о собственной безопасности. В дыму трудно дышать. Газ проникает в легкие. Он может быть смертельным и для людей, и для животных. Когда все застлано дымом, то очень сложно ориентироваться и спасать потерпевших. Пожар тушат водой и снегом, песком и землей. А есть еще и специальные смеси. Они находятся в специальных красных баллонах – огнетушителях. Сейчас в распоряжении пожарных находится современная техника    
Тётя Кошка Давайте закрепим правила поведения при пожаре

. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, мы должны действовать следующим образом.

Шапокляк Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру.

Тётя Кошка Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение.

Шапокляк Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу по телефону 01. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, рассказать, что горит, назвать свою фамилию.

Тётя Кошка Не открывайте окна и двери для уменьшения притока воздуха.

Шапокляк Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.


Ведущий: А сейчас мы проведем викторину.

  1. Назовите первичные средства пожаротушения. ( Вода, песок, огнетушитель.)

  2. От чего происходят пожары? ( Небрежность, детская шалость согнем, Неисправность электропроводки, захламление чердаков, подвалов.)

  3. Почему горящий бензин нельзя тушить водой? ( Бензин легче воды, поэтому бензин поднимается наверх, а вода опускается вниз.)

  4. Почему в жилых помещениях дверь открывается от себя? ( Потому, что при пожаре не создается скопление людей, позволяет сразу выбегать наружу.)

  5. Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара? ( Нет нельзя, кислород усилит горение.)

  6. Почему номер пожарной охраны 01? ( 0 и 1 первая и последняя цифра на диске телефона. Этот номер легко набрать и в темноте, и в дыму.)

Тётя Кошка Молодцы! Наше мероприятие подошел к концу, и мы надеемся, что огонь – будет в вашей жизни верным другом. И никогда врагом.

Шапокляк Я хочу подарить ребятам на память о нашем мероприятии листовки советы от бывалого огнетушителя

Ведущий: Правила пожарные без запинки знайте!

Правила пожарные строго соблюдайте!







































Литература

1.Ресурсы Интернета.

2.О.В.Павлова и др. Пожарная  безопасность в начальной школе.- Волгоград: Учитель ,2011 .

3. Волина В.В. Загадки от А до Я. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2003.

4. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды. Стройиздат, 2005

5. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143 с.

  6. Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с.


































Приложение 1

Викторина.



1Назовите первичные средства пожаротушения. ( Вода, песок, огнетушитель.)

2От чего происходят пожары? ( Небрежность, детская шалость согнем, Неисправность электропроводки, захламление чердаков, подвалов.)

3Почему горящий бензин нельзя тушить водой? ( Бензин легче воды, поэтому бензин поднимается наверх, а вода опускается вниз.)

4Почему в жилых помещениях дверь открывается от себя? ( Потому, что при пожаре не создается скопление людей, позволяет сразу выбегать наружу.)

5Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара? ( Нет нельзя, кислород усилит горение.)

6Почему номер пожарной охраны 01? ( 0 и 1 первая и последняя цифра на диске телефона. Этот номер легко набрать и в темноте, и в дыму.)















Приложение 2





Приложение 3



Песня «НАШИ ПОЖАРНЫЕ»
Э.Ханок

 

Есть единая в России служба 
Это знает каждый гражданин 
Для борьбы с огнем позвать их нужно 
Позвони скорее - 01.

 

Припев: 
А пожарные самые сильные, 
А пожарные самые смелые, 
А пожарные самые любимые. 
Нет профессии отважней и добрей. 
Восхищаемся честью и мужеством, 
Славим силу любви и содружества, 
Уважаем за веру в людей. 
Нет профессии почетней и нужней.

 

У борцов с огнем обычная работа-
Мчать с сиреной быстро и опять 
От огня и дыма вновь спасать кого-то 
Хоть в толпе людской их не узнать.

 

Припев

 

Нет, совсем-совсем не ради славы 
В бой с огнем они всегда идут 
И совсем не с мыслью о награде 
Вновь людские жизни берегут

 

Припев

Приложение 4

Загадки

Это тесный, тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими…

(Спички)

Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?

( Пожар)


Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

(Искра)

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня.

(Огонь)

Вьется, извивается, в небо устремляется.

(Дым)


Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)


С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники.

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники)



















22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!