СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Огнкашневноеоппволна

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Огнкашневноеоппволна»

Урок 2


ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ


Предмет: ОБЖ.

Класс: 9.

Дата: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели и задачи: познакомить обучающихся с видами загрязнений, раскрыть связь между урбанизацией и экологической опасностью; формировать научное понимание окружающего мира.

Учебно-наглядный комплекс: учебник, иллюстрации видов природы и городских районов, климатическая карта России.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


Ученики устно отвечают на вопрос учебника; выборочно зачитывают списки предприятий, негативно влияющих на экологическую обстановку местности проживания, предлагают меры по улучшению обстановки.

Учитель предлагает учащимся оценить ответы своих товарищей, комментирует и оценивает их.


  1. Изучение новой темы.


  1. Работа по учебнику.


Задание. Найдите в тексте описание понятия «природная среда», выпишите его в тетрадь; выделите из текста оптимальные условия человека в природной среде.


Материал учебника


Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья


Среда обитания – это сложное образование, которое включает ряд сред: природную и социальную, бытовую и производственную, космическую и земную. Человек живёт в определённой социально-культурной среде, потребляя материальные и духовные ценности, созданные поколениями людей.

Немного сохранилось на Земле мест с оптимальными, комфортными для человека условиями, главные из которых – чистый воздух со среднегодовой температурой 18-20 0С и относительной влажностью 40-60%, чистая вода, нетронутые природные ландшафты с их неповторимыми красками и звучанием.

Сегодня большинство из нас проживает в городах и испытывает на себе действие множества факторов городской среды.

Города существовали ещё в глубокой древности, однако урбанистическая (от urbanus – городской) цивилизация возникла лишь в XX столетии. Если в 1900 г. в городах мира проживало 3% населения, в 1950 г. – 29%, в 1980 г. – 41%, то теперь большинство граждан рождаются горожанами.

С одной стороны, город предоставляет человеку многие бытовые, культурные, социальные преимущества, что положительно сказывается на его интеллектуальном развитии, даёт возможность лучше реализовать профессиональные и творческие способности. С другой стороны, город, особенно крупный – это новая экологическая среда с высокой концентрацией антропогенных факторов, где наиболее сильно изменена естественная среда обитания человека.

В городе человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействиями – загрязнённым воздухом, шумом, вибрацией, ограниченной жилплощадью, усложнённой системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением с множеством незнакомых людей. Города развивались стихийно, без учёта биологических потребностей и психологических особенностей человека. Современный город с его громадными прямоугольными зданиями из стекла и бетона, вдоль и поперёк пересечённый транспортными магистралями с бесконечным потоком автомобилей, ограниченными возможностями передвижения, бесконечной сутолокой подавляет биологическую природу человека, лишает его необходимой физической нагрузки, угнетает психику.

Пребывание в несвойственной биологической природе человека среде вызывает у него постоянную усталость, неустойчивое настроение, тревогу, физическое и нервное истощение. Уставший житель города, с присущей ему повышенной раздражительностью, немотивированной озабоченностью, общей вялостью, пытается найти отдых на лоне природы, у экрана телевизора, за чтением или другими занятиями, однако, чаще всего, усталость всё же накапливается и реализуется в нарушении тех или иных функций организма.

Поэт А. Вознесенский мудро заметил: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек».

Уменьшить неблагоприятное воздействие факторов среды на физическое и психическое здоровье человека не всегда в нашей власти, однако существуют определённые правила поведения, следуя которым можно обеспечить себе относительно безопасное существование.


Загрязнение окружающей среды


Одной из главных опасностей, которые несёт окружающая среда, являются различные загрязнения. Загрязнение – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для неё физических, химических, биологических, информационных агентов или увеличение их концентрации. Иначе можно сказать, что загрязнители – это всё то, что находится не в том месте и не в том количестве, какое естественно для экосистемы, и что выводит её из состояния равновесия.

Загрязнения выводят из состояния равновесия не только природные экосистемы, но и её отдельные компоненты, одним из которых выступает человек.

Химические загрязнители, или ксенобиотики (от xenos – чужой и bios – жизнь), - это чужеродные для организма человека химические соединения.

Физические загрязнители – это излучение, тепловое загрязнение, шум.

Биологические загрязнители – это болезнетворные микроорганизмы (бактерии, вирусы).

Информационные загрязнители – это избыточная информация, отрицательно воздействующая на психику.

Кроме того, к загрязнителям относят грубое нарушение природных ландшафтов, наносящее эстетический вред среде обитания.

Загрязнения вызывают многочисленные заболевания, которые относят к разряду «болезней цивилизации», поскольку они связаны с активной производственной деятельностью человека, формирующей ситуацию экологического напряжения.

К болезням «загрязнения» относят более 80% из 10 тысяч форм современных заболеваний.

Преобладающими среди болезней «загрязнения» являются хронические болезни тех систем организма, которые во взаимодействии человек-среда работают как барьерные, т. е. первыми воспринимают неблагоприятные воздействия. К ним относятся кожа, нервная система, органы дыхания и пищеварения (в частности, печень).

Воздействие на организм некоторых видов загрязнителей показано в табл. 1.


Таблица 1


Воздействие на организм некоторых видов загрязнителей


Загрязнители

Симптомы превышения нормы

ХИМИЧЕСКИЕ

Фенол

Головные боли

Тяжёлые металлы и органические примеси

Отравления, раковые заболевания

Оксид углерода, диоксид азота

Снижение иммунитета, болезни кроветворных органов

Сернистый ангидрид, взвешенные твёрдые частицы (сажа, асбест, соли тяжёлых металлов)

Лёгочные заболевания

Формальдегид

Негативное воздействие на нервную систему

ФИЗИЧЕСКИЕ

Высокий уровень шума

Головные боли, повышение давления, потеря слуха

Сильная вибрация

Боль в суставах, ухудшение координации

Избыточная освещённость

Головные боли, раздражительность, ухудшение зрения

Ионизирующее излучение

При дозе, превышающей 75-100 бэр в год, развивается лучевая болезнь


За количеством загрязнений в воде, воздухе, почве следят специальные экологические службы. Однако каждый из нас тоже может внести свой посильный вклад в улучшение окружающей среды. Для этого следует, во-первых, соблюдать заповедь: «Чтобы не надо было убирать, не сорите», а во-вторых, улучшать мир вокруг себя, озеленяя его.

Посадите деревья – они играют огромную роль в поглощении шумов и очищении воздуха от выхлопных газов.

Помните! Одно взрослое каштановое дерево без ущерба для собственного «здоровья» очищает 20 тыс. м3 воздуха. Тополя активно насыщают воздух кислородом, увлажняют его, очищают от углекислого газа, пыли. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода взрослый тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха – почти в 10. Так что для оздоровления воздуха вместо 7 елей (3 лип и 4 сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.

Если деревья находятся в хорошем состоянии, они имеют и большое эстетическое значение. Посадите цветы, газонную траву, пусть они радуют вас и ваших близких!

Большую часть времени мы проводим в помещениях, и сделать их максимально комфортными и безопасными также вполне возможно. Ниже мы расскажем о путях организации экологически безопасного быта.


Работа по карте.


На примере данных климатической карты России учитель показывает те районы нашей страны, которые отвечают комфортным условиям проживания человека.

Учитель. Вы видите, что таких мест оказывается очень мало, примерно 10% от всей территории нашей страны. Но и эта местность изменена человеком, потому что именно эти места заселялись человечеством в первую очередь. Города возникали стихийно, они были необходимы для развития торговли, промышленности страны, её культуры, предоставления человеку необходимых социальных благ, бытовых услуг и т. д. Вместе с тем городская природа резко отличается от сельских ландшафтов.


    • Давайте рассмотрим иллюстрации.


Учитель предлагает на репродукциях (если их нет, можно просто представить мысленно два вида пейзажа: уголок природы и заводской район города) найти преимущества и отрицательные стороны в одном и в другом случаях.

Все рассуждения можно оформить в виде таблицы:


Вид местности

Преимущества

Отрицательные качества

Городской район



Сельский район




  1. Самостоятельная работа по учебнику.


Учащиеся находят в тексте и записывают в тетрадь некоторые виды загрязнений.


  1. Итог урока.


  • О каких проблемах современного общества мы говорили?

  • Что такое урбанизация?

  • Прокомментируйте ваше понимание и отношение к положениям ст. 41 и 58 Конституции РФ:

  • Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Что такое угроза безопасности? (Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.)

  • О каких угрозах окружающей среды вы узнали сегодня на уроке?

  • Каковы внутренние и внешние источники экологической опасности?

  • Что является основополагающим в деятельности по обеспечению экологической безопасности, на ваш взгляд?

  • Какие вещества или явления относят к загрязнителям?

  • Назовите основные виды загрязнений окружающей среды.

  • Что будет, если человек не продумает способы защиты окружающей среды от разных видов загрязнений?


Домашнее задание: 1) закончить заполнение таблицы, сделать выводы по изученной проблеме; 2) разработайте проект озеленения участка «лысой» земли и организуйте его воплощение в жизнь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!