СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Огонь, вода и газ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Огонь, вода и газ"»

Урок окружающего мира

в 3 классе по теме:

«Огонь, вода и газ»

Цели урока: Познакомить с правилами поведения в экстренных ситуациях.

Планируемые результатs: Знать, какую опасность несут в себе огонь, вода и газ, и как справиться с чрезвычайной ситуацией.

Основные понятия: пожар, затопление, утечка газа, телефоны служб реагирования.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика.

Ресурсы: Учебник «Мир вокруг нас», 2 часть, Рабочая тетрадь 2 часть. Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал. Ноутбук учителя

Сигнальные карточки зелёного, красного, жёлтого цветов. Презентация урока.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

Задачи:

- Развивать кругозор детей.

- Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей.

- Развивать находчивость, собранность.

- Познакомить с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их.

- Довести до сознания детей опасность легкомысленного и беспечного обращения с огнём.

- Познакомить детей с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.

Планируемые результаты:

Личностные

- Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

- Оценивать жизненные ситуации, самостоятельно определять и высказывать правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Познавательные умения:

- Формулировать тему урока.

- Искать и выделять нужную информацию.

- Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

- Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.

- Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.

- Рассуждать, доказывать.

- Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные умения:

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

- Контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).

- Коррекция (соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике).

Коммуникативные умения:

- Слушать и вступать в диалог.

- Участвовать в коллективном обсуждении.

- Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие.

Предметные

- Познакомить с правилами действий при утечке газа и прорыве водопровода.


Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик.

Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из нашего класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

Повернитесь, пожалуйста,  к гостям, поприветствуйте их своими улыбками.

Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой для всех присутствующих

Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня мы начинаем 2 часть учебника «Окружающий мир».

- Значительную часть своей жизни вы проводите в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

- Я вам предлагаю собрать рассыпавшуюся пословицу: Мой дом – моя крепость.

-Как вы её понимаете? (Ответы детей)

-Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.

- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь в 1 разделе нашего учебника? ( О нашей безопасности)

III. Формулирование темы и цели урока

- Сформулируйте тему раздела, над которой будем работать.

- Какие цель поставим перед собой? (сформировать представление о безопасности).

- Никто из нас не застрахован от опасности. Наше здоровье , наша жизнь будет зависеть от грамотных действий. Этому мы и будем учиться на сегодняшнем и последующих уроках в разделе «Наша безопасность». Откройте раздел и прочитайте чему мы будем учиться….

Актуализация знаний.

- Вспомните, чему мы научились на уроке «Домашние опасности» во 2 классе. Давайте применим наши знания на сегодняшнем уроке. Назовите опасности, которые подстерегают нас дома?


Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)


Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

IV.Работа по теме урока

  1. Если возник пожар.

- Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)

- С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

-Как случаются пожары? Назовите причины.

- Давайте проверим ваши ответы.

  • неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)

  • забывчивость людей (забыл выключить)

  • искра (печь, камин, бенгальские огни)

  • перегрузка электросети

  • спички (игры со спичками)

  • керосин, бензин, газ.

-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)

- Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на огонь плотную ткань или можно тушить водой. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.

- Если огонь не погас, надо немедленно убегать из дома, проверив, не остались ли там те, кто не может выбраться сам (дети, пожилые, больные люди). Покидая квартиру, плотно закройте дверь, но не запирайте её. После этого надо сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть.

Пожарным надо назвать адрес, где и что горит, назвать себя и номер телефона.

- При пожаре очень опасен дым. Если в помещении дымно надо смочить водой одежду покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись, так как дым поднимается кверху.

- Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выбраться на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. Заткните все щели мокрыми тряпками. Закройтесь в дальней комнате, лучше в той, где есть балкон.

- Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)

  1. Работа в малых группах (проблемная ситуация)

1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.

2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.

3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?


V. Физкультминутка.


Игра «Запрещается-разрешается»

- Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.

  • Защищать дом от пожара.

  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

  • Кричать и звать на помощь взрослых.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

  • Дышать через мокрое полотенце.

- Давайте, ребята, прочитаем, повторим и запомним слова:

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01.


VI. Работа по теме урока (продолжение)

  1. Вода в доме.

- Ребята, а что сильнее огня? (вода)

-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности.

Может произойти авария водопровода. В этом случае надо завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно 2: один перекрывает горячую воду, а другой - холодную.

Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.

- Если не можешь этого сделать попроси кого-то из взрослых, затем сообщи родителям и позвони диспетчеру ремонтного управления.

Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)

- А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.


Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)

  1. Работа в малых группах (проблемная ситуация)

1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.

2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия»

3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»



  1. «Если чувствуешь запах газа»

- Отгадайте загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

- Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.

Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество придающее ему специфический «газовый» запах.

Чтобы не случилось беды с газовыми приборами нужно обращаться осторожно и соблюдать правила безопасности. Никогда не оставляйте включенную конфорку без присмотра. Не читайте и не делайте уроки там, где находится газовая плита. Следите, чтобы закипающая жидкость (вода, молоко, суп) не заливала огонь. Газ из открытого крана может взорваться даже при включении электрического света.

- Почувствовав запах газа сразу откройте окна и двери, чтобы проветрить квартиру; проверьте, закрыты ли краны на плите; ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички; позвоните по телефону 04 в газовую службу (желательно не из своей квартиры).

Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни: газовой службы телефон – 04.


- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6

VII. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)

По команде учителя выполняем упражнения:

  • «Огонь» - поднимаем руки, изображаем свечку

  • «Вода» - приседаем

  • «Газ» - хлопок


VIII. Закрепление изученного

  1. Чтобы закрепить тему урока проведём тестирование. Перед вами лежат листочки с тестом. Выберите правильный ответ.


  1. Брейн – ринг.

    • Возник пожар. Что делать? (звонить 01)

    • Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)

    • По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)

    • Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)

    • В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)

    • Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)

    • Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)


3.Pабота в группах. Собрать пословицу или поговорку.

(по 3 пословицы)

1. Дыма без огня не бывает.

2. Пожар снежком не погасишь.

3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

4. Где дым, там и огонь.

5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

6. И лиса около своей норы смирно живёт.

7. Бережёного Бог бережёт.

8. Не шути с огнём – обгоришь.

9. У страха глаза велики.

IX. Итог урока.

- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.

-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.

- В заключении, хотелось бы узнать, как вы оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.

Раздать памятки.

- Я надеюсь, что с вами не случится никакая беда, но все, же я вам раздам памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой.

X. Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника

  2. В «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!