Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №57 «Лукоморье»
комбинированного вида
Исследовательский проект
в старшей группе «Незабудка»
ОГОРОД НА ПОДОКОЙНИКЕ
В ДЕТСКОМ САДУ
Подготовили воспитатели:
Людинчан Алла Сергеевна
Безруких Екатерина Николаевна
апрель, май 2024
Актуальность проблемы:
Дети старшей группы в недостаточной степени имеют представления о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях, о необходимых условиях роста, их интерес познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому мы поставили перед собой цель: дать детям необходимые знания, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
Расширить знание и представление детей о полезных свойствах овощей (лук, укроп, фасоль, помидор, огурец, баклажан, редис, салат) их строении и условиях, необходимых для их роста.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике;
развивать познавательные и творческие способности детей;
продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, фасоль, помидор, огурец, баклажан, редис, салат);
обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
воспитывать у детей любовь к природе;
активизировать речь и обогащать словарь детей;
формировать партнерские взаимоотношения между воспитателями, детьми и родителями;
создать огород на подоконнике.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проект: краткосрочный
Продолжительность: с 1 апреля 2024 года по 31 мая 2024 года
Ожидаемый результат:
дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян;
с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
создание в группе огорода на подоконнике;
создание дневника наблюдений за растениями на подоконнике;
вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике;
формирование у детей уважительного отношения к труду;
активное участие родителей в реализации проекта;
подготовить рассаду для высадки в огород на участке детского сада;
все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы – уход за растениями).
Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа.
1 этап – подготовительный
Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Попросить родителей помочь воспитателям изготовить модель огорода на подоконнике.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
2 этап – основной
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Практическая деятельность:
расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки;
опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука;
опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (укроп, кресс-салат). Показать детям, как растения вырастают из семян.
Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород бабы Фёклы», «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Овощи» - стихи.
Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения», стихотворение «Купите лук», Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе».
Отгадывание загадок. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи.
Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».
Закрепить знания детей об овощах и растениях.
Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Итоговая беседа «Огород на подоконнике».
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке детского сада.
3 этап – заключительный.
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян;
с помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала;
в группе был создан огород на подоконнике;
вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем;
дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике;
дети стали более уважительно относиться к труду;
все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Работа с родителями:
беседа с родителями «Огород на подоконнике»;
помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне;
предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
Итог проектной деятельности.
Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растут растения, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука, а также веточки укропа дети употребляли во время обеда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.
Используемая литература:
1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.