Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде подразделяется на оказание помощи уставшему пловцу и спасание тонущего. Также необходимо знать как освобождаться от захватов тонущего и как делать искусственное дыхание.
Оказание помощи уставшему пловцу
Помощь, оказываемая уставшему пловцу одним спасателем
Оказание помощи уставшему пловцу
Оказание помощи пострадавшему двумя спасателями
Меры, упреждающие захват утопающим спасателя
а - подплывание под водой, б - поворачивание утопающего, в - выход из воды за спиной спасаемого
Приемы буксировки тонущего
Буксировка пострадавшего за голову
Приемы буксировки тонущего
Буксировка пострадавшего с захватом подмышки
Приемы буксировки тонущего
Буксировка пострадавшего с захватом под руку
Приемы буксировки тонущего
Буксировка пострадавшего с захватом выше локтей
Приемы буксировки тонущего
- Буксировка пострадавшего с захватом за волосы
Вынос пострадавшего из воды
а - на плечах; б - с упором на бедра
«Азбука» элементарной реанимации
- Проверить у пострадавшего наличие пульса на сонной артерии.
- Проверить наличие дыхания.
- Уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность, расстегнуть одежду, стесняющую грудь, обеспечить свободную проходимость дыхательных путей.
- Встать рядом с пострадавшим слева от него на колени.
- Если нет пульса на сонной артерии и дыхания, срочно приступить к реанимации, начать делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
- Проводить реанимацию до прибытия врачебной помощи.
Проверочный тест по ОБЖ по теме: «Безопасность на водоёмах» 8 класс
1. Основными причинами несчастных случаев на воде являются:
а) купание в запрещенных и незнакомых местах;
б) длительное пребывание на солнце;
в) прыжки и падения в воду;
г) шалости и игры в воде;
д) ненастная погода и сильный ветер;
е) нарушение правил безопасности при использовании плавательных средств.
2 . Расскажите, как поступать, если поблизости нет специально оборудованных пляжей:
а) купание допускается, если ребята предварительно проверят глубину и безопасность места купания;
б) руководитель группы обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания, удобный спуск, отсутствие камней, ям и др.;
в) купание возможно, если пловцы-разрядники, имеющиеся в группе, несколько раз пройдут выбранный участок по всем направлениям и будут показаны границы купания всем купающимся.
3. Допускается ли купание ночью:
а) не допускается;
б) допускается, если место купания оборудовано спасательными средствами, в присутствии преподавателя;
в) допускается в сумерки;
г) допускается, если водоем огражден осветительными сигнальными буями.
4. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:
а) не менее 5 см.;
б) не менее 8 см.;
в) не менее 10 см.;
г) не менее 15 см.
5. Не допускается подходить к кромке льда ближе чем:
а) на 3 м.;
б) на 5 м.;
в) на 7 м.;
г) на 10 м.
6. В каких случаях запрещается переправа по льду водоемов? Выберите из предложенных вариантов правильные ответы:
а) при наличии сильного ветра;
б) по нависшему над водой льду любой толщины;
в) группе менее 2 человек;
г) переправляться в одиночку;
д) по льду, уровень воды под которым после замерзания понизился.
7. Расскажите, как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет возможности?
а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди;
б) ползком;
в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.
8. При движении зимой по льду замерзших рек необходимо:
а) идти осторожно плотной группой;
б) увеличить интервалы между членами группы;
в) приготовить веревку;
г) расстегнуть крепления лыж;
д) снять лыжи и двигаться пешком;
е) ослабить ремни рюкзаков;
ж) в случае необходимости лечь на лед и передвигаться по-пластунски.
9. Чтобы правильно преодолеть незнакомый водоем, следует:
а) выбрать видимое,удобное место;
б)-использовать надувные матрацы и камеры;
в) переходить реку вброд;
г) преодолевать реку вплавь;
д) при переходе реки вброд использовать шест или альпеншток.
10. По каким признакам можно определить непрочный лед:
а) лед «грязно-серого цвета», наличие рыхлого снега сверху
б) ровная поверхность, без снега
в) белый цвет, блестящая поверхность
г) наличие растительности у берега, трубы сточных вод, рыхлый снег;
11. Почему при переходе через реку не рекомендуется выбирать
местом перехода участок выше камней (по течению)? Укажите правильный ответ:
а) там наибольшая глубина;
б) там очень высокая скорость воды;
в) там вода выглядит спокойнее, но напор воды наибольший;
г) там часто встречаются водовороты.
12. При преодолении болот, необходимо:
а) идти друг за другом, держась за руки;
б) вооружиться шестом;
в) настелить гать из жердей;
г) идти осторожно, но широким шагом;
д) идти, наступая на кочки или корневища кустов.
13. Какие спасательные средства относятся к классу «превентивные»?
а) шлюпки, плоты
б) спасательные жилеты
в) спасательный круг
г) спасательные нагрудники
д) «конец Александрова»
14. Какой способ обеспечивает наименьшую вероятность захвата спасателя за голову и лицо?
А)Буксировка с захватом выше локтей
б) буксировка с захватом под мышки
в) буксировка за волосы
Ответы:
1.а,в,г,е.
2.б
3.а
4.в
5.г
6.б,г,д.
7.б
8.б,е,г,в
9.а,в,д
10.а,г
11.г
12.б,в,д
13.б,г
14.в
Домашнее задание
- Повторить правила оказания помощи терпящим бедствие на воде
- *Найдите в художественной литературе примеры спасения человека на воде. Подготовьте сообщение.