СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оказание тьюторской помощи и сопровождение ребёнка с нарушениями интеллекта в дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Оказание тьюторской помощи и сопровождение ребёнка с нарушениями интеллекта в дошкольной образовательной организации»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Оказание тьюторской помощи и сопровождение ребёнка с нарушениями интеллекта в дошкольной образовательной организации  Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Оказание тьюторской помощи и сопровождение ребёнка с нарушениями интеллекта в дошкольной образовательной организации

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Рубрика  (МКБ-10) Степень умственной  отсталости (МКБ-10) Традиционный термин (МКБ-9) Лёгкая Умеренная Коэффициент  интеллекта Нерезко выраженная  имбецильность Тяжёлая 50—69 Умственный возраст 9—12 лет 35—49 Выраженная имбецильность Глубокая 6—9 лет 20—34 F  84 РАС 3—6 лет до 20 до 3 лет Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

Рубрика (МКБ-10)

Степень умственной отсталости (МКБ-10)

Традиционный термин (МКБ-9)

Лёгкая

Умеренная

Коэффициент интеллекта

Нерезко выраженная  имбецильность

Тяжёлая

50—69

Умственный возраст

9—12 лет

35—49

Выраженная имбецильность

Глубокая

6—9 лет

20—34

F 84

РАС

3—6 лет

до 20

до 3 лет

Когда оценка степени умственной отсталости затруднена или невозможна (например, из-за глухонемоты, слепоты используется категория   F 78  « другие формы умственной отсталости » .

 Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.   Признаки: 1. Органическая обусловленность нарушений психического развития. 2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме. 3. Нарушение преимущественно познавательной сферы.

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение психического развития (интеллектуального в первую очередь), связанного с органическим недоразвитием мозга либо его ранним повреждением.

Признаки:

1. Органическая обусловленность нарушений психического развития.

2. Стойкость нарушений, их необратимость к норме.

3. Нарушение преимущественно познавательной

сферы.

Причины умственной отсталости  генетические  внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами  значительная недоношенность  нарушения в процессе родов  травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением ЦНС педагогическая запущенность в первые годы жизни умственная отсталость неясной этиологии

Причины умственной отсталости

  • генетические
  • внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами
  • значительная недоношенность
  • нарушения в процессе родов
  • травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением ЦНС
  • педагогическая запущенность в первые годы жизни
  • умственная отсталость неясной этиологии
 Синдром Ангельмана («синдром Петрушки»)

Синдром Ангельмана («синдром Петрушки»)

 Синдром Вильямса

Синдром Вильямса

Деменция - приобретённое слабоумие, стойкая малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга

Деменция -

приобретённое слабоумие,

стойкая малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга

 Гидроцефалия, микроцефалия

Гидроцефалия, микроцефалия

ЗПР

Познавательная деятельность

Умственная отсталость

2. гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и особенно высших форм мышления – обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования.

1. парциальность, мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребёнка.

 

3. скачкообразность динамики всех форм мыслительной деятельности

2. затрудняются в установлении причинно-следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения.

1. тотальность и иерархичность нарушений психической деятельности ребёнка («диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга).

 

3. данный феномен экспериментально не выявлен.

4. страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, восприятие, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие).

4. страдают мыслительные функции – обобщение, сравнение, анализ, синтез.

5. дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым (хорошо принимают помощь взрослого и сверстника). Эта поддержка ещё эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребёнка к осуществляемым видам деятельности .

5. игровое предъявление заданий может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребёнка с выполнения задания (особенно, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно отсталого ребёнка).

ЗПР

Умственная отсталость

6. имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность носит более эмоциональный характер чем у умственно отсталых дошкольников. Содержание игры не развёрнуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. Дети без специального обучения не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

6. остаются на уровне предметно-игровых действий.

7. характерна большая яркость эмоций.

7. эмоциональная сфера не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий часто отвлекает ребёнка от решения самого задания и затрудняет достижение цели.

8. в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

8. без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Ребёнок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т.е. на уровне черкания. Отмечаются графические штампы – схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные на плоскости листа бумаги.

ЗПР Умственная отсталость 9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево  9. грубые органические проявления. 10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается. 10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.

ЗПР

Умственная отсталость

9. грубые органические проявления не отмечаются. Можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженная на висках и переносице венозная сеточка, лёгкая асимметрия лицевой иннервации, гипотрофия отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево

9. грубые органические проявления.

10. патологическая наследственная отягощённость практически не отмечается.

10. в анамнезе отмечается патологическая наследственная отягощённость.

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Бытовые навыки Развитие личности Познавательное развитие ВПФ Восприятие Мышление Память Внимание Деятельность Продуктивные виды детской деятельности Физическое развитие

Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Бытовые навыки
  • Развитие личности
  • Познавательное развитие
  • ВПФ Восприятие Мышление Память Внимание
  • Деятельность
  • Продуктивные виды детской деятельности
  • Физическое развитие

 Образовательные потребности  Необходимость определить, в чём именно нуждается ребёнок в процессе образования  «Особые образовательные потребности  - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения»  Владимир Иванович Лубовский, академик РАО

Образовательные потребности

Необходимость определить, в чём именно нуждается ребёнок в процессе образования

«Особые образовательные потребности  - это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения»

Владимир Иванович Лубовский, академик РАО

 Общие образовательные потребности  раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоционально-положительного взаимодействия, непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения, реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка на доступном уровне взаимодействия со взрослым,  использование специальных методов и приемов обучения в ситуации взаимодействия со взрослыми, проведение систематических коррекционных занятий с ребенком, создание ситуаций для формирования переноса накопленного опыта взаимодействия в значимый для ребенка социальный опыт, активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения, активизация и стимуляция познавательного интереса к ближайшему окружению.

Общие образовательные потребности

  • раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоционально-положительного взаимодействия,
  • непрерывность, системность и поэтапность коррекционного обучения,
  • реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка на доступном уровне взаимодействия со взрослым,
  • использование специальных методов и приемов обучения в ситуации взаимодействия со взрослыми,
  • проведение систематических коррекционных занятий с ребенком,
  • создание ситуаций для формирования переноса накопленного опыта взаимодействия в значимый для ребенка социальный опыт,
  • активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов обучения,
  • активизация и стимуляция познавательного интереса к ближайшему окружению.
 Особые образовательные потребности (лёгкая у о) пропедевтика рисков социальной дезинтеграции в среде сверстников, накопление разнообразных представлений о ближнем окружении жизненно-значимых для социальной адаптации, овладение социальными нормами поведения в среде сверстников, овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях, формирование социального поведения в детском коллективе; воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности, в том числе досуговой.

Особые образовательные потребности (лёгкая у о)

  • пропедевтика рисков социальной дезинтеграции в среде сверстников,
  • накопление разнообразных представлений о ближнем окружении жизненно-значимых для социальной адаптации,
  • овладение социальными нормами поведения в среде сверстников,
  • овладение самостоятельностью в разных бытовых ситуациях,
  • формирование социального поведения в детском коллективе;
  • воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности, в том числе досуговой.
Особые образовательные потребности (умеренная у о) накопление и овладение доступными средствами коммуникации и навыками самообслуживания, жизненно-значимыми для социальной адаптации в окружающей бытовой среде, социальное ориентирование на сверстника через знакомого взрослого, овладение самостоятельностью в знакомых бытовых ситуациях, активизация познавательного потенциала к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка; создание ситуаций для овладения нормами поведения в детском коллективе сверстников.

Особые образовательные потребности (умеренная у о)

  • накопление и овладение доступными средствами коммуникации и навыками самообслуживания, жизненно-значимыми для социальной адаптации в окружающей бытовой среде,
  • социальное ориентирование на сверстника через знакомого взрослого,
  • овладение самостоятельностью в знакомых бытовых ситуациях,
  • активизация познавательного потенциала к обучению в ситуациях взаимодействия, близких к жизненному опыту ребенка;
  • создание ситуаций для овладения нормами поведения в детском коллективе сверстников.
Особые образовательные потребности (тяжёлая у о) овладение доступными средствами коммуникации для поддержания потребности в общении со знакомым (близким) взрослым, социальное ориентирование на знакомого взрослого, овладение элементарными навыками самообслуживания (прием пищи, опрятность), реализация эмоционально-двигательного потенциала к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, продолжение и увеличение времени взаимодействия 

Особые образовательные потребности (тяжёлая у о)

  • овладение доступными средствами коммуникации для поддержания потребности в общении со знакомым (близким) взрослым,
  • социальное ориентирование на знакомого взрослого,
  • овладение элементарными навыками самообслуживания (прием пищи, опрятность),
  • реализация эмоционально-двигательного потенциала к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, продолжение и увеличение времени взаимодействия 
 Тяжёлые множественные нарушения развития 1) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС; 2) высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта); 3) существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом; 4) потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности; 5) необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека .

Тяжёлые множественные нарушения развития

1) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС;

2) высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта);

3) существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом;

4) потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности;

5) необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека .

Особые образовательные потребности (глубокая у о) накопление положительных впечатлений для социальной адаптации в окружающей бытовой среде и поддержания ситуации взаимодействия в доступной ребенку форме, социальное поведение в ответ на комфортность условий ухода, активизация эмоционально-положительного сенсомоторного потенциала к ситуации взаимодействия со знакомым взрослым, медицинское сопровождение и уход, специальные технические средства (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).

Особые образовательные потребности (глубокая у о)

  • накопление положительных впечатлений для социальной адаптации в окружающей бытовой среде и поддержания ситуации взаимодействия в доступной ребенку форме,
  • социальное поведение в ответ на комфортность условий ухода,
  • активизация эмоционально-положительного сенсомоторного потенциала к ситуации взаимодействия со знакомым взрослым,
  • медицинское сопровождение и уход,
  • специальные технические средства (ТСР) реабилитации (вертикализаторы, ходунки-опоры, кресла-каталки с поддержками для рук и таза и др.).
 Этика специалиста  Этично  Не этично   Говорить «Ваш ребёнок»  Обращаться «Мамочка» Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей Употреблять термин «умственно-отсталый» Употреблять термин «здоровые нормальные дети» Использовать выражение «больные ненормальные дети»

Этика специалиста

Этично

Не этично

Говорить «Ваш ребёнок»

Обращаться «Мамочка»

Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей

Употреблять термин «умственно-отсталый»

Употреблять термин «здоровые нормальные дети»

Использовать выражение «больные ненормальные дети»

 Этично  Не этично Говорить «Вы очень поздно обратились», «Где вы были раньше?» Говорить «Нет, он не может этого сделать, вы же видите, он не выполняет инструкцию» Просто констатировать отсутствие навыка

Этично

Не этично

Говорить «Вы очень поздно обратились», «Где вы были раньше?»

Говорить «Нет, он не может этого сделать, вы же видите, он не выполняет инструкцию»

Просто констатировать отсутствие навыка

 Практическое задание Сенсорное развитие (4-5 лет средняя группа) (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) № п/п 1.  Виды деятельности  ТР Раскладывают фигуры в коробку с соответствующими прорезями 2. ЛУО Выбирают круг из квадратов и кругов 3. УУО Выбирают шарик на ощупь из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор 4. ТУО Участвуют в игре «Найди пару» (рукавички) 5. ГУО Скатывают шарик с разными свойствами по наклонной поверхности

Практическое задание

Сенсорное развитие (4-5 лет средняя группа)

(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

№ п/п

1.

Виды деятельности

ТР

Раскладывают фигуры в коробку с соответствующими прорезями

2.

ЛУО

Выбирают круг из квадратов и кругов

3.

УУО

Выбирают шарик на ощупь из сухого бассейна с опорой на зрительный анализатор

4.

ТУО

Участвуют в игре «Найди пару» (рукавички)

5.

ГУО

Скатывают шарик с разными свойствами по наклонной поверхности

№ п/п 6. Виды деятельности  ТР 7. Группируют круги 8. Накладывают круги на контуры Л УО У Фиксируют взгляд на шарике и прослеживают взглядом 9. Участвуют в игре «Кто больше запомнит?» 10. УО  Т 11. Перекладывают шарики из одной коробки в другую УО Г Составляют изображение предмета из геометрических фигур 12 УО Составляют дорожку слева направо (сверху вниз) из кругов 13. Выбирают предметы круглой формы (мяч, яблоко, апельсин) 14. Составляют картинку «круг» из 2-х частей

п/п

6.

Виды деятельности

ТР

7.

Группируют круги

8.

Накладывают круги на контуры

Л

УО

У

Фиксируют взгляд на шарике и прослеживают взглядом

9.

Участвуют в игре «Кто больше запомнит?»

10.

УО

Т

11.

Перекладывают шарики из одной коробки в другую

УО

Г

Составляют изображение предмета из геометрических фигур

12

УО

Составляют дорожку слева направо (сверху вниз) из кругов

13.

Выбирают предметы круглой формы (мяч, яблоко, апельсин)

14.

Составляют картинку «круг» из 2-х частей

 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!