СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Океанические течения»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  ученик научится правильно трактовать влияние океанических течений на климат Земли.

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации учащимися умения распознавать виды океанических течений;

  2. обеспечить развитие у учащихся умения работать с картами;

  3. обеспечить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации;

  4. обеспечить формирование представления об океанических течениях, причине их возникновения, видах, их роли и общих закономерностях;

  5. раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой.\

УУД. Познавательные: составлять на основе текста схемы (классификация океанических течений), определять причинно-следственную связь (выявление закономерностей, сравнение схем)

Регулятивные: определять цель, планировать свою деятельность этап актуализации, список вопросов)

Коммуникативные: излагать свое мнение, использовать речевые средства, умение работать в парах (классификация видов течений)

Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.

 Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь (мой тренажер), персональные карточки с климатообразующими факторами, презентация, мультимедийный диск, раздаточный материал; оборудование для опытов: стеклянные стаканы (4 шт.), 2 прозрачные чаши, теплая и холодная вода, зеленка, соль, ложка.

Основное содержание:  Океанические течения. Причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана. Виды океанических течений. Океан и атмосфера, значение океанических течений.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
««Океанические течения»»

Урок 16 _______ 7 КЛАСС Тема: «Океанические течения»

Цель:  ученик научится правильно трактовать влияние океанических течений на климат Земли.

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации учащимися умения распознавать виды океанических течений;

  2. обеспечить развитие у учащихся умения работать с картами;

  3. обеспечить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации;

  4. обеспечить формирование представления об океанических течениях, причине их возникновения, видах, их роли и общих закономерностях;

  5. раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой.\

УУД. Познавательные: составлять на основе текста схемы (классификация океанических течений), определять причинно-следственную связь (выявление закономерностей, сравнение схем)

Регулятивные: определять цель, планировать свою деятельность этап актуализации, список вопросов)

Коммуникативные: излагать свое мнение, использовать речевые средства, умение работать в парах (классификация видов течений)

Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.

 Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь (мой тренажер), персональные карточки с климатообразующими факторами, презентация, мультимедийный диск, раздаточный материал; оборудование для опытов: стеклянные стаканы (4 шт.), 2 прозрачные чаши, теплая и холодная вода, зеленка, соль, ложка.

Основное содержание:  Океанические течения. Причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана. Виды океанических течений. Океан и атмосфера, значение океанических течений.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку, приветствие гостей) 1 мин.

ПРИВЕТСТВИЕ.

2. Проверка домашнего задания. 3 мин.

1. Какая тема была изучена на прошлом уроке? ("Климатические пояса и области Земли")

2. Сейчас я порошу двоих учеников выполнить тестовые задания на компьютере по ранее изученной теме.

2. А вам предлагаю выполнить индивидуальное задание на своих рабочих местах, а именно выбрать из предложенного вам списка факторов только те, которые относятся к климатообразующим и заполнить схему-кластер. (2 мин.) Кто выполнит задание раньше остальных, воспроизведет свою схему на доске и после проверки получит отметку.

(самый быстрый ученик выходит к доске и воспроизводит схему-кластер "Основные климатообразующие факторы", учитель вместе с остальными учениками проверяет и оценивает выступающего).

3А теперь посмотрим как справились с заданием....(проверка и оценивание 2х учащихся, выполняющих тестовое задание на компьютерах)

Проверка выполнения заданий 2х учеников на компьютерах (выставление оценок) и схемы "Основные климатообразующие факторы"

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2мин.)

Итак, мы с вами вспомнили какие факторы влияют на климат Земли и с одним из этих факторов мы поработаем сегодня более подробно, а каким именно вам предстоит определить...

(прием «ЭПИГРАФ» Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.)

(Прием «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)

Слайд 1.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служит высказывание известного американского океанографа Мэтью Фонтейна Мори: «В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».

О какой реке идёт речь? (течение) А о каком именно течении говорил Мэтью Фонтейн Мори? (океаническое течение)

А теперь сами сформулируйте тему сегодняшнего урока (океанические течения)(учащиеся записываю тему в тетрадь)

4. Актуализация знаний 5 минут

(прием "Подводящий диалог")

1. Вспомните из курса географии 6 класса, что мы называем океаническими течениями? Слайд 2. (Океанические течения - это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния). Слайд 3.

2. Что мы знаем об океанических течениях? (по температуре различают теплые, холодные; основная причина возникновения - ветер; имеют большую протяженность)

3. Чтобы вы ещё хотели узнать об океанических течениях сегодня на уроке?

Список вопросов: (учитель записывает на доске)

Причины образования течений

Виды океанических течений

Закономерности в расположении океанических течений

Какова их роль (значение)?

прием «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»↑

А теперь, давайте с вами постараемся ответить на поставленные вопросы:

Причины образования течений 5 минут

1. Еще раз повторим, какова основная причина образования океанических течений?(постоянные ветра). Слайд 4.

Какие вы знаете постоянные ветра? (пассаты, западные ветра, восточные ветра, нередко муссоны). Слайд 5.

2. Что ещё может повлиять на движение воды в Океане? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратитесь к тесту учебника, стр. 56. (различия в температуре, плотности, солености). Слайд 5

(Записывают в тетрадь все причины образования океанических течений) Слайд 6.

3. А теперь попробуем опытным путем доказать как выше названные причины влияют на движение воды в Океане.

Мне потребуется помощник....

Демонстрация опыта 1 минута

1 опыт: с теплой и холодной водой

2 опыт: с соленой и пресной водой

5. Первичное усвоение новых знаний 1 минута

1. Просмотрев опыты, какие выводы вы можете сделать? (1. На движение воды влияют различия в температуре: холодные воды опускаются вниз, а теплые расположены на поверхности; 2. Также на движение воды оказывают влияние плотность и соленость (более плотные и соленые воды опускаются вниз, а менее плотные поднимаются на поверхность).

(Если учащиеся затрудняются в формулировании выводов, то следует обратить их внимание на выше названные причины образования океанических течений)

Закономерности в расположении океанических течений 5 минут

Задание: С помощью учебника внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане (рис. 39) и сравните ее со схемой общей циркуляции атмосферы представленной на слайде. Слайд 7Какие закономерности в расположении океанических течений вы заметили?

(Записывают закономерности в тетрадь) Слайд 8.

1. Направления океанических течений в целом совпадает с направлением постоянных (господствующих) ветров;

2. Тёплые течения движутся от экватора к полюсам, а холодные - от полюсов к экватору.

Сравните направления течений в северном и южном полушариях (в Северном полушария течения образуют круговые движения по часовой стрелке, а в Южном - против)

3. В северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой;

Как вы думаете, что оказывает влияние на направление течений по часовой и против часовой стрелки? Слайд 9. (вращение Земли вокруг своей оси)

Это явление называют эффектом Кориолиса, по имени описавшего его французского математика Гаспара де Кориолиса. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах. Слайд 10.

4. У восточных берегов материков протекают тёплые течения, а у западных – холодные.

Физкультминутка (Проводит ученица 7 класса) 1 минута

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

А теперь сядьте дружно на песок,

Продолжаем наш уроК

Виды океанических течений 5 минут

Для рассмотрения этого вопроса, предлагаю вам выполнить задание где нужно дополнить схему, показывающую по каким признакам можно классифицировать океанические течения. Работу выполняйте в парах. Время выполнения задания 5 минут.

Обсуждение (называют классификацию, виды и примеры!): (3 минуты) Слайд 12.

По происхождению: ветровые, плотностные, приливно-отливные;

По физическим свойствам (температуре): теплые, холодные. Примеры.

По устойчивости (времени действия): постоянные, сезонные; Примеры.

По расположению в толще воды: поверхностные, глубинные, придонные.

6) Первичное закрепление

Роль океанических течений 3 - 5 минут

С помощью рубрики "Стоп-кадр" в учебнике (стр. 58) самостоятельно

сформулируйте и запишите в тетрадь какова роль океанических течений на Земле Слайд 13. 1 минута

  • влияют на перераспределение тепла, а значит, и на климат отдельных районов Земли;

  • имеют большое значение для судоходства;

  • оказывают влияние на движения льдов, обогащение вод кислородом, размыв берегов, расселение живых организмов.

Приведите пример влияния океанических течений на климат той или иной территории. (рубрика "Шаг за шагом" стр.58). (Гольфстрим, переходя в Северо-Атлантическое течение несет тепло в Северную и Северо-Западную Европу. Без этого теплого течения европейцы бы замерзли) Слайд 14.

‼ Теплое Северо-Атлантическое течение оказывает влияние и на северо-восток России, благодаря ему не замерзает Баренцево море и круглый год функционирует Мурманский порт.Слайд 15.

Посмотрите на слайд (16) и приведите противоположный пример влияния океанических течений на климат той или иной территории (Перуанское течение способствует образованию засушливого климата на территории западного побережья Южной Америки)

Слайд 17

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1 минута

Давайте вспомним что мы хотели узнать в начале урока? Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 минута

Дополнить и закрепить свои знания вы с можете, выполнив домашнее задание, которое вы сейчас запишите в дневник.

1. §15

2. Выполнить задание 7 (письменно в тетради)

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 минуты

Сейчас положите перед собой контурные карты, находящиеся у вас на партах. И с помощью рисунка 39 учебника нанесите:

теплые течения, если урок вам понравился и вызвал у вас положительные эмоции;

любые несколько теплых и холодных течений, если урок не вызвал у вас ни каких эмоций и вы остались равнодушны;

холодные течения, если урок вам не понравился и вызвал у вас отрицательные эмоции;

  • учащиеся заполняют контурные карты и сдают их учителю вместе с тренажерами и индивидуальными карточками;

  • выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!