13
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 12
Дисциплина: Строительная экология
Тема: Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
Цель занятия:
В результате проведения занятия обучающийся должен
знать:
уметь:
владеть:
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: лекция
Тип занятия: овладение новыми навыками.
План занятия:
Охрана окружающей среды – общие положения
Эколого-градостроительная оценка территории
Защита окружающей среды от загрязнения
Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
Оснащение: тетрадь, раздаточный материал
Литература:
http://stroy-spravka.ru/article/gradostroitelnaya-dokumentatsiya (градостроительная документация)
https://studfiles.net/preview/1926128/ (экология и охрана окружающей среды)
https://studopedia.ru/14_88846_zashchita-okruzhayushchey-sredi-ot-zagryazneniya.html (защита окружающей среды от загрязнения)
Преподаватель: Тарусова Д.С.
Тема. Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
План:
Охрана окружающей среды – общие положения
Эколого-градостроительная оценка территории
Защита окружающей среды от загрязнения
Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
Охрана окружающей среды – общие положения
Экология и охрана окружающей среды. Общие положения Основные понятия об экологии и окружающей среде, охране окружающей среды
Экология –наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях. В основе экологии лежат такие понятия балансовый и энергетический принципы существования экосистем, изменение их структуры и деятельности человека.
Различают три основных раздела экологии: аутэкология (экология особи); демэкология (экология популяций); синэкология (экология всех сообществ живой и неживой природы)
Окружающая среда – это среда обитанияи деятельностичеловечества, весь окружающий человека мир, включая иприродную, и антропогенную среду. Всевозможные промышленные производства негативно влияют на окружающую среду.
Охрана окружающей среды — комплекс мер (ФЗ об охране окружающей среды от 10.01.2002), предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, включающая четыре следующих моментов:
- экологический;
- технико–экономический;
- социально-политический;
- нравственно – этический.
Общие положения о природной среде (ПрС) и глобальном характере экологических проблем и охране окружающей природной среды
Природная среда – это природные условия, которые окружают живые организмы, способствуя или препятствуя их развитию. Природная среда включает в себя часть литосферы, в которой содержатся основные запасы природного минерального сырья, также включает нижний слой атмосферы, использующийся в практической деятельности человека(промышленность, авиация). От этого слоя зависит способность человека к его процессу жизнедеятельности. В нее также входит поверхностный слой Мирового океана, включая шельфовую зону, богатую биологическими и минеральными ресурсами, а также пресные воды суши, широко используемые в деятельности человеческого общества. Высокая интенсивность производственных процессов, привела к повышенному уровню затрата биологических и природных ресурсов, что подразумевает собой угрозу по отношение к природной среде.
Промышленная экология – это воздействие промышленного сектора на природную среду, после которых она становится окружающей среду. Возникла после экологических исследований и выявления ряда вопросов связанных с решение экологического кризиса. Вот почему наряду с ранее существующим понятием охраны природной среды появилось понятие об охране окружающей среды.
К мерам по устранению угроз окружающей среды от экологических загрязнений относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организм. Природоохранные меры предусмотрены в законодательствах, которые устанавливают ответственность за нарушением ряда правовых норм.
Существует такое понятие как природные ресурсы. Их делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь подразделяются на возобновимые и невозобновимые. Невозобновимые ресурсы –не восстанавливающиеся или же восстаанавливающие за значительно долгий период, чем идет их использование в определенный промежуток времени. Охрана таких ресурсов должны производиться путем строгой экономии и рационально-комплексном использовании.
Возобновимые ресурсы по мере использования могут восстанавливаться и обеспечить расширенное воспроизводство, за счет соответствия расхода и темпам их восстановления. К неисчерпаемым ресурсам условно можно отнести космические, климатические и водные ресурсы.
Также другой проблемой является продолжение загрязнения окружающей природной среды, которая связана с ростом народонаселения; бурной развивающей промышленностью; ростом городов.
На основе этого делается вывод, что комплексное рациональное использование природных ресурсов, а также охрана окружающей природной среды, являются основным вопросом с точки зрения защиты экологии.
Отражение проблемы в законах, постановлениях; международные аспекты охраны окружающей природной среды
Для охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов были разработаны специальные мер. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Источниками, образующими экологическое законодательство Российской Федерации являются следующие правовые документы:
- Конституция Российской Федерации (1993 г);
Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды:
-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ(с изменениями от 12 марта 2014 г. № 27 - ФЗ);
-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11,1995 г. № 174 - ФЗ (с изменениями от 07.06.2013 г. № 108 - Ф3);
-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33 - ФЗ (с изменениями от 12.03.2014 г. № 27 - ФЗ )
-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. № 96 - ФЗ (с изменениями от 23.07.2013 г. № 226 - ФЗ);
-Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3 - ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 г. № 248 - ФЗ);
-Закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89 - ФЗ (с изменениями от 25.11.2013 г. № 317 - ФЗ);
- ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 21.11.2011 г. № 323 - ФЗ (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (28 декабря 2013 г. № 386 - ФЗ)
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (с изменениями от 28.12.2013 № 368 - ФЗ г.);
- Земельный кодекс РФ от 24.05.2013 г. № 123 - ФЗ (с изменениями от 07.06.2013 г.);
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74 - ФЗ (с изменениями от 28.12.2013 г. № - 396 - ФЗ);
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200 - ФЗ (с изменениями от 12.073.2014 № 27 - ФЗ г.);
- Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
-Нормативные акты министерств и ведомств;
-Нормативные решения органов местного самоуправления;
Эколого-градостроительная оценка территории
Эколого-градостроительная оценка территории является разновидностью комплексной оценки и осуществляется для определения благоприятных условий проживания населения с целью обоснования проектных решений по обеспечению нормативного жизненного среды. Оценка осуществляется в пределах территории региона (района), в пределах урбанизированных территорий и крупных городов с пригородной зоной, а также в пределах отдельных поселений, функциональных зон, жилых районов и так далее.
Результаты оценки освещаются в разделе «Охрана окружающей среды» в составе научно-проектной документации на стадиях: схемы и проекта районной планировки, генерального плана, проекта детальной планировки. Оценка территории осуществляется с целью ее эколого-градостроительного районирования на базе изучения таких факторов:
- экологической ситуации (состояния) окружающей среды основными факторами (атмосферный воздух; почвы; подземные и поверхностные воды; санитарно-эпидемиологические условия и т. д), а также с интегральными критериями экодемографической ёмкости и загрязнения территории;
- существующего уровня социоантропогенной нагрузки (концентрация основных производственных фондов, работающих на единицу территории; плотность населения на единицу территории и т. д);
- естественно-экзогенной устойчивости среды (уровня нарушенности территории и обеспеченности инженерно – материальными ресурсами).
На этом основании определяются проблемные ареалы, разрабатывается стратегия градостроительных мероприятий по достижению нормативно-благоприятных условий проживания населения, а также выделяются соответствующие этапы эколого-градостроительной организации территории.
С помощью эколого-градостроительной оценки территории определяются: прогноз состояния окружающей среды; проблемные инженерно-экологические ситуации; конкретные мероприятия по достижению нормативно-комфортных условий проживания; этапность осуществления и разработка инвестиционно-градостроительных программ реализации этих мероприятий.
На основе эколого-градостроительной оценки территории состоит карта экологического состояния природно-территориальной единицы с показателями сменяемости отдельных ее участков, антропогенных нагрузок с воспроизведением кризисных экологических точек, природно-заповедного фонда и др., которая является базовым материалом для создания программы мер по запрету и ограничению использования одних участков и регламентаций режима природопользования других участков. На этой карте должны быть определены границы отдельных природно -антропогенных комплексов, которые требуют обязательного проведения специальных природоохранных (защитных) мер, которые должны быть изъяты из площади территории во время расчетов ее экологической ёмкости.
Результатом такой оценки территории является ее эколого - градостроение — не районирование с определением районов (зон):
— на городском уровне – селитебных, производственных, ландшафтно-рекреационных;
— на регионально-районном уровне – урбанизированных, аграрных, природных (рекреационных, заповедных).
Эколого-градостроительная оценка для локальных образований (поселение, зона, район) детализируется в соответствии с масштабом их территорий и охватывает дополнительный спектр задач. Так, например, для жилого района оценивается как комфортность проживания в целом относительно межмагистральной территории, так и расположение жилого объекта в структуре застройки, где также имеет большое значение и температурный показатель, и уровень загазованности и зашумления территории городским транспортом.
Уровень комфортности микроклиматических условий жилых районов определяется в пределах:
— благоприятный, если этим показателям охвачено более 50% территории жилого образования;
— относительно благоприятный от 30 до 50 %;
— неблагоприятный – менее 30 % территории.
Уровень дискомфортности экологических условий жилых районов определяется в зависимости от зашумления и загрязнения:
— более 50 % территории жилых образований – чрезмерно дискомфортная ситуация;
— 30-50 % территории – дискомфортная ситуация;
— 30 % и меньше – относительно дискомфортная ситуация.
Для города в целом основной круг задач в процессе эколого-градостроительной оценки формируется с позиций оздоровления населения и охраны окружающей среды в аспекте социально-градостроительного комфорта проживания.
В проектной практике в пределах урбанизированных территорий такая оценка осуществляется по определенной схеме, структура которой охватывает три блока:
— аналитический (факторная оценка по факторам загрязнения и элементами градостроительного освоения территории);
— конструктивно-оценочный (аргументация комплекса мероприятий по оздоровлению, восстановлению, защите среды);
— директивно-регулятивный (система поэтапного формирования нормативно-комфортной среды проживания).
При выполнении эколого-градостроительной оценки территории используются соответствующие методы для определения:
— загрязнение территории относительно нормативных показателей ПДК (предельно допустимые концентрации);
— агрегированного показателя опасности загрязнения среды;
— интегрального показателя эколого-градостроительной ценности территории;
— экологической емкости территории;
— мест экологического конфликта;
— устойчивости территории к физической нагрузке;
— репродуктивной свойства и геохимической активности территории.
Загрязнение территории определяется состоянием окружающей среды относительно нормативных показателей ПДК. Загрязнение окружающей среды распределяется по основным видам: антропогенная; военное; микробиологическое; мирового океана; населенных мест; промышленное; сельскохозяйственное; радиационное тому подобное.
Загрязнение окружающей среды – это внесение негативных разрушений в окружающую среду или возникновение новых (не характерных для среды) физических, химических, информационных или биологических агентов, которые вызывают дисбаланс в системе «природа-человек».
Репродуктивная свойство территории определяется мерой восстановления основных элементов природной среды (атмосферного кислорода, воды, растительности).
Геохимическая активность территории определяется степенью превращения и выноса продуктов техногенеза за пределы опытного участка.
Устойчивость территории к физическим (антропогенных) нагрузок определяется показателем, который характеризует сопротивление ландшафтов к антропогенной воздействия – рекреационного, транспортного, производственного и т. п. Важнейшими результатами эколого-градостроительной оценки территории является установление реальных значений таких показателей:
— показателя экологического конфликта, рассчитывается методом подсчета экономических убытков в связи с ухудшением здоровья населения, состояния материальных объектов и тому подобное;
— показателя социально-градостроительного вреда, что оценивается в относительных, безразмерных величинах и определяется как произведение значений агрегированных показателей загрязнения и интегрального показателя градостроительной ценности территории’;
— агрегированного показателя опасности загрязнённой территории, определяется суммой показателей по отдельным факторами (шумовым, воздушным, электромагнитным загрязнением);
— интегрального показателя эколого-градостроительной ценности территории определяется как окупаемость показателей свойства данной территории с позиции концентрации вы – рабочих фондов, населения, природно-ресурсного и рекреационного потенциала и тому подобное.
Защита окружающей среды от загрязнения
Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает 2 компонента: природную среду и искусственную (техногенную) среду, т.е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т.п.).
Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.
Принято считать, что обострение глобальной экологической ситуации: потепление климата, разрушение озонового слоя атмосферы, опустынивание - являются результатом ухудшения экологической обстановки в странах и регионах мира, где наиболее сильно проявляется загрязнение окружающей среды. Защита городской среды от негативных процессов проводится предупредительным (архитектурно-планировочным), и защитным (эксплуатационным) способами. При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений предусматривается инженерная защита от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов. Защитные мероприятия проводятся в соответствии со СНиПом 2.07.01-89. Существуют методы проектирования, снижающие отрицательные последствия карстовых и суффозивных процессов, а также большинства антропогенных воздействий. Полностью предотвратить развитие негативных процессов архитектурно-планировочным методом невозможно.
В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации территорию для строительства новых и развития существующих городских и сельских поселений следует предусматривать на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.
Размещение застройки на орошаемых и осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также на землях, замятых водоохранными защитными и другими лесами 1 группы, допускается лишь с разрешения Правительства РФ.
Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:
– на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос (зон);
– на землях зеленых зон городов, включая земли городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;
– в зонах охраны гидрометеорологических станций;
– в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;
– в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов.
При размещении объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
Для планирования городских и сельских поселений, создания благоприятной среды обитания и других условий жизнедеятельности населения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрабатывается градостроительная документация, включающая в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений;
- проекты черты городских и сельских поселений.
Градостроительная документация по застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (проект планировки);
- проекты межевания территорий;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (проект застройки).
Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора и комитетами по охране окружающей природной среды, а также заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, и других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения. Градостроительная документация любого вида выносится на обсуждение жителями городов, микрорайонов и других поселений и подлежит опубликованию. Порядок проведения обсуждения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий, городов и поселений учитывается при разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации, при разработке прогнозов социально-экономического развития территорий Российской Федерации и территорий субъектов Федерации. Таким образом, градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений является первичной документацией, где в той или иной мере отражаются экологические условия и природные ресурсы, вопросы развития и размещения производства, расселения и планировки рекреационных территорий, использования водных ресурсов и экологической безопасности.
Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе в порядке, определенном Градостроительным кодексом РФ, законом об экологической экспертизе и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а при необходимости и законами субъектов Федерации. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в целях установления соответствия данной документации требованиям законодательства Российской Федерации. Государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется федеральными и территориальными государственными органами. На федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной документации осуществляется в отношении объектов градостроительной деятельности федерального значения, в том числе схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры благоустройства территорий. Территориальными органами государственная экспертиза градостроительной и проектной документации осуществляется в части целевых программ охраны окружающей среды субъектов Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Заключение государственной экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления государственным фондом недр, государственного горного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, органов охраны недр, а также других заинтересованных государственных органов, перечень которых определяется заданием на разработку градостроительной и проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При разработке градостроительной документации развития территорий и поселений определяется их зонирование с установлением правил на их использование. В основном зонирование направлено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности человека; защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; защиту окружающей среды от загрязнения; охрану и использование особо важных природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территории историко-культурных объектов; охрану сельскохозяйственных земель и лесных угодий.
Ограничения на использование территорий для застройки устанавливаются в зонах:
- охраны памятников истории и культуры;
- историко-культурных комплексов и объектов;
- особо охраняемых территорий, в том числе санитарной охраны;
- санитарных, защитных, санитарно-защитных и зонах промышленных предприятий и комплексов;
- водоохранных и прибрежных защитных полос;
- источников водоснабжения;
- залегания полезных ископаемых;
- подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
- с экстремальными природно-климатическими условиями.
С учетом ограничений на использование этих зон определяются и функциональное назначение и их интенсивность использования. Данные о видах использования территорий установленных зон и об ограничениях на их использование включаются в проекты планировки и застройки. Территория пригородной зоны включает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения); для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций.
Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются на основе строительных норм и правил с учетом интересов населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта Федерации, части территории субъекта Федерации (в том числе пригородной зоны), района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду.
Вопросы для самоконтроля:
Правовые документы экологического законодательства РФ?
Защита окружающей среды от загрязнения?
Градостроительным кодексом РФ разрабатывается градостроительная документация, включающая в себя…?
Ограничения на использование территорий для застройки устанавливаются в зонах…?
Охрана окружающей среды – общие положения
Экология – наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Различают три основных раздела экологии: аутэкология (экология особи); демэкология (экология популяций); синэкология (экология всех сообществ живой и неживой природы)
Окружающая среда – это среда обитанияи деятельностичеловечества, весь окружающий человека мир, включая иприродную, и антропогенную среду. Всевозможные промышленные производства негативно влияют на окружающую среду.
Охрана окружающей среды — комплекс мер (ФЗ об охране окружающей среды от 10.01.2002), предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу, включающая четыре следующих моментов:
- экологический;
- технико–экономический;
- социально-политический;
- нравственно – этический.
Общие положения о природной среде (ПрС) и глобальном характере экологических проблем и охране окружающей природной среды
Природная среда – это природные условия, которые окружают живые организмы, способствуя или препятствуя их развитию.
Промышленная экология – это воздействие промышленного сектора на природную среду, после которых она становится окружающей средой.
Источниками, образующими экологическое законодательство Российской Федерации являются следующие правовые документы:
- Конституция Российской Федерации (1993 г);
Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды:
-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ(с изменениями от 12 марта 2014 г. № 27 - ФЗ);
-ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11,1995 г. № 174 - ФЗ (с изменениями от 07.06.2013 г. № 108 - Ф3);
-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33 - ФЗ (с изменениями от 12.03.2014 г. № 27 - ФЗ )
-Закон РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89 - ФЗ (с изменениями от 25.11.2013 г. № 317 - ФЗ);
- ФЗ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 21.11.2011 г. № 323 - ФЗ (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (28 декабря 2013 г. № 386 - ФЗ)
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (с изменениями от 28.12.2013 № 368 - ФЗ г.);
- Земельный кодекс РФ от 24.05.2013 г. № 123 - ФЗ (с изменениями от 07.06.2013 г.);
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74 - ФЗ (с изменениями от 28.12.2013 г. № - 396 - ФЗ);
- Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200 - ФЗ (с изменениями от 12.073.2014 № 27 - ФЗ г.);
- Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;
-Нормативные акты министерств и ведомств;
-Нормативные решения органов местного самоуправления.
Эколого-градостроительная оценка территории
Эколого-градостроительная оценка территории является разновидностью комплексной оценки и осуществляется для определения благоприятных условий проживания населения с целью обоснования проектных решений по обеспечению нормативного жизненного среды. Оценка осуществляется в пределах территории региона (района), в пределах урбанизированных территорий и крупных городов с пригородной зоной, а также в пределах отдельных поселений, функциональных зон, жилых районов и так далее.
Результаты оценки освещаются в разделе «Охрана окружающей среды» в составе научно-проектной документации на стадиях: схемы и проекта районной планировки, генерального плана, проекта детальной планировки. Оценка территории осуществляется с целью ее эколого-градостроительного районирования на базе изучения таких факторов:
- экологической ситуации (состояния] окружающей среды основными факторами (атмосферный воздух; почвы; подземные и поверхностные воды; санитарно-эпидемиологические условия и т. д], а также с интегральными критериями екодемографической ёмкости и загрязнения территории;
- существующего уровня социоантропогенной нагрузки (концентрация основных производственных фондов, работающих на единицу территории; плотность населения на единицу территории и т. д);
- естественно-экзогенной устойчивости среды (уровня нарушенности территории и обеспеченности инженерно – материальными ресурсами).
Защита окружающей среды от загрязнения
В соответствии с земельным законодательством Российской Федерации территорию для строительства новых и развития существующих городских и сельских поселений следует предусматривать на землях, не пригодных для сельскохозяйственного использования. Изъятие сельскохозяйственных угодий с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.
Размещение застройки на орошаемых и осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также на землях, замятых водоохранными защитными и другими лесами 1 группы, допускается лишь с разрешения Правительства РФ.
Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допускается:
– на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков и водоохранных полос (зон);
– на землях зеленых зон городов, включая земли городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства;
– в зонах охраны гидрометеорологических станций;
– в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;
– в первой зоне округа санитарной охраны курортов, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией природных лечебных средств курортов.
4. Охрана окружающей среды в градостроительной документации.
Для планирования городских и сельских поселений, создания благоприятной среды обитания и других условий жизнедеятельности населения в соответствии с Градостроительным кодексом РФ разрабатывается градостроительная документация, включающая в себя:
- территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов;
- генеральные планы городских и сельских поселений;
- проекты черты городских и сельских поселений.
Градостроительная документация по застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений (проект планировки);
- проекты межевания территорий;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений (проект застройки).
Обязательными условиями для утверждения градостроительной документации любого вида являются ее согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического надзора и комитетами по охране окружающей природной среды, а также заключения органов охраны памятников культуры в случаях, определенных законодательством в области охраны памятников истории и культуры, и других заинтересованных государственных органов с учетом мнения населения.
Ограничения на использование территорий для застройки устанавливаются в зонах:
- охраны памятников истории и культуры;
- историко-культурных комплексов и объектов;
- особо охраняемых территорий, в том числе санитарной охраны;
- санитарных, защитных, санитарно-защитных и зонах промышленных предприятий и комплексов;
- водоохранных и прибрежных защитных полос;
- источников водоснабжения;
- залегания полезных ископаемых;
- подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
- с экстремальными природно-климатическими условиями.