ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С УЧЕТОМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ДОНБАССЕ
Шестаков Анатолий Владимирович,
инженера по охране труда,
преподавателя второй категории
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ
ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГО ВПО«Донецкий национальный
университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»,
город Донецк
Аннотация
Рассмотрены Законы Донецкой Народной Республики, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность, с учетом боевых действий на Донбассе. Подробно описаны причины, аргументы, рекомендующие необходимость проводить инструктажи по охране труда в аудитории «Безопасная жизнедеятельность», где проходят обучение студенты по дисциплинам ОП.08 Безопасность жизнедеятельности и ОДБ.16 Начальная военная и медика - санитарная подготовка.
Системно и подробно освещено, что усвоение информации по всем видам инструктажей по охране труда на порядок выше, так как по мимо инструктажа по охране труда сотрудники так же знакомятся с азами безопасности жизнедеятельности и начальной военной и медика - санитарной подготовке, что немало важно в условиях боевых действий на Донбассе.
Ключевые слова: Закон; охрана труда; безопасность жизнедеятельности; инструктаж.
В Донецкой Народной Республике серьезное внимание уделяется вопросам безопасной жизнедеятельности.
Пункт 1., Статьи 2. «Законодательство об охране труда и сфера его применения» Закона «Об охране труда» гласит: «Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».
Статья 2. «Основные принципы обеспечения безопасности» Закона «О безопасности» гласит: «Безопасность является основным критерием, обеспечивающим гарантии личных, естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, а также национальные интересы государства и общества в экономической, политической, экологической, социально-демографической и иных сферах».
Статья 1. «Основные определения» Закона «О гражданской обороне» гласит: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 1. «Основные определения» Закона «О пожарной безопасности» гласит: «Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности относительно охраны жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей естественной среды. Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Донецкой Народной Республики, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности».
Статья 1. «Основные определения» Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит: «Настоящий Закон определяет общие для Донецкой Народной Республики организационно-правовые нормы гражданской обороны в области защиты граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Донецкой Народной Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Изучив данные Законы нашей Донецкой Народной Республики и осознавая, что ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (далее - Колледж) находится по адресу: проспект Партизанский, дом 35 А, Киевский район, г. Донецк 83009 и расположен в зоне обстрела силами ВСУ, именно по этому я пришел к выводу, что необходимо при проведении инструктажей по охране труда давать информацию и по безопасности жизнедеятельности и начальной военной и медико-санитарной подготовке.
В частности здание Колледжа подверглось артиллерийскому обстрелу как в начале 2014 года, так и в начале 2017 года.
Именно поэтому, начиная с 2014 года, я как инженер по охране труда и преподаватель дисциплин: ОП.8 Безопасность жизнедеятельности и ОДБ.16 Начальная военная и медико-санитарная подготовка принял решение о проведении всех видов инструктажей, а также обучение сотрудников Колледжа по вопросам охраны труда не в аудитории «Охрана труда», а в аудитории «Безопасная жизнедеятельность».
Возможно, кто - то из Вас, уважаемые коллеги, задаст мне вопрос, а почему?
Я не буду ждать такого вопроса, а просто сразу дам объяснения и к тому же рекомендую и Вам ввести эту практику!
Дело в том, что данная аудитория нашего Колледжа, благодаря не только моим коллегам, но и нашим студентам оборудована макетами и экспонатами практически на 90% и на каждый макет или экспонат есть паспорт, стенд, или плакат, который четко и ясно разъясняет предназначение и правила пользования данной вещи или прибора.
Проводя инструктажи по «Охране труда» в данной аудитории, каждый сотрудник (студент) не только знакомится с внешним видом, ну скажем с средствами индивидуальной защиты органов дыхания, не только изучает инструкцию использования, но и обучается как правильно ими пользоваться.
Проще говоря, все что есть в аудитории, можно не только рассматривать, не только брать в руки, но и примерять на себе, что естественно, приводит к наиболее полному усвоению материала того или иного инструктажа.
Пример инструктажа по охране труда в аудитории «Безопасная жизнедеятельность».
Начинается инструктаж с изучения инструкции, а далее я перехожу к инструктажу с учетом боевых действий на Донбассе, опираясь на выше перечисленные Законы Донецкой Народной Республики.
Раннее я упомянул об индивидуальных средствах защиты органов дыхания, так вот я начинаю от простейших средств индивидуальной защиты, переходя к более сложным, а именно:
- обычная современная марлевая повязка, которая находится в мини контейнере (наперстке), и сразу же возникает вопрос; а что это? И это происходит, к сожалению, от незнания современных технологий;
- далее рассматриваем респиратор, ну к счастью в этом случае вопросов никогда не возникало;
- и наконец, армейский противогаз, и сразу вопрос; а как правильно одевать, а каков принцип действия (хотя в полуметре на стене висит стенд, который все разъясняет, тут же находится стенд, на котором закреплен противогаз в разрезе)? После ознакомления, естественно, начинается примерка;
- при виде противопыльвной тканевой маски, которая предназначена для защиты органов дыхания, глаз и лица от радиоактивной пыли, вопросов просто немеряно (хотя также все показано рядом на стенде с разъяснениями), к великому сожалению, многие даже и не догадывались, что существуют такие средства индивидуальной защиты;
- следующее средство индивидуальной защиты это ОЗК, так называемая хим. защита. Здесь вопросов просто и быть не может, так как рядом приставленные к стене стоят армейские санитарные раскладные носилки, на которых лежит манекен облаченный в ОЗК, в противогазе, с макетом автомата Калашникова на груди и санитарной сумкой на боку; рядом стоит кассета еще с десятью макетами автоматов Калашникова, которые также пользуются спросом.
Далее расположены не только инструкции по правилам пользования средствами пожаротушения, но и непосредственно сами огнетушители. Да, они уже списаны, как не прошедшие техническую поверку и разряжены, но в этом их и преимущество, так как каждый может взять его в руки и не имитировать, а именно практически открыть клапан или вентиль и ощутить, как это все работает.
Тут же расположены медицинские средства для оказания первой медицинской помощи: при переломах и вывихах, при различного рода кровотечениях, средства и методы иммобилизации пострадавшего и все это, естественно, сопровождается соответствующими стендами и плакатами. Здесь конечно много возникает вопросов, но не буду Вас утомлять, так как в принципе инструктаж по охране труда уже и закончен.
Но не надо забывать, что мы с Вами живем и работаем в Донецкой Народной Республике и наш город, а в частности наш Колледж, неоднократно подвергался, артиллерийскому, миномётному так и обстрелу системой залпового огня (в 2014 году в кровлю нашего общежития попал реактивный снаряд системы «Град»).
Именно поэтому я продолжаю инструктаж (опираясь на выше перечисленные Законы Донецкой Народной Республики), чтобы в максимальном объеме подготовить сотрудников (студентов) к обеспечению, как личной, так и общественной безопасности, с учетом боевых действий на Донбассе.
Следующие стенды, где изображены практически все виды взрывоопасных предметов.
Но особое внимание я обращаю на стенд, где показаны все виды ручных гранат и их принцип действия. При этом я объясняю, что современные ручные гранаты оснащены современным видом запала, так называемые безвозвратные гранаты, то есть ручную гранату с устаревшим запалом после выдергивания чеки, можно было (в случае ненадобности ее применения) вставить чеку обратно и вновь использовать ее при необходимости. Ручная граната, снабженная современным запалом, и если Вы выдернули чеку, то уже не имеет значения, вставили ее обратно или нет, как только Вы отпустите спусковой рычаг взрыв, неизбежно произойдет в пределах 3.3- 4.3 секунды. И это необходимо знать, дабы избежать желания самостоятельного обезвреживания растяжки.
Мы переходим к стенду, на котором показаны все виды растяжек, противопехотные и противотанковые мины. На этом стенде также показаны растяжки с «сюрпризом», и после такого инструктажа, ни у кого не возникает желания на самодеятельность. Все осознают правила действий в случае обнаружения взрывоопасных предметов, растяжек!
Вот по такому принципу я провожу все инструктажи по охране труда, и Вы теперь понимаете, почему в аудитории «Безопасная жизнедеятельность», где проводятся занятия со студентами по дисциплинам ОП.08 Безопасная жизнедеятельность и ОДБ.16 Начальная военная и медико-санитарная подготовка. Так как с учетом боевых действий на Донбассе, для обеспечения личной и общественной безопасности, как на производстве, в быту, так и в общественных местах наши граждане должны получать различного рода информацию по обеспечению безопасности как мирного, так и военного характера.
После инструктажа редко все сразу расходятся, кто - то еще раз осматривает наглядные пособия, кто - то стенды, ну а кто - то вспоминает деталировку автомата Калашникова на стенде самообучения, где в случае правильного ответа загорается зеленая лампочка. Ну а кто вовсе не знаком с автоматом, тот просто изучает стенд очередности разборки автомата Калашникова.
Исходя из выше перечисленного, я бы хотел еще раз порекомендовать Вам, уважаемые коллеги, при проведении инструктажей по охране труда уделять также особое внимание тому, что мы с Вами живем и работаем в условиях боевых действий на Донбассе.
Источники:
1. Закон Донецкой Народной Республики «О безопасности» принятого Постановлением Народного Совета от 12.12.2014 г. № 04-IНС.
2. Закон Донецкой Народной Республики «О гражданской обороне» принятого Постановлением Народного Совета от 13.02.2015 г. № 07-IHC.
3. Закон Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности» принятого Постановлением Народного Совета от 30.09.2016 г. № 151-IНС.
4. Закон Донецкой Народной Республики «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» принятого Постановлением Народного Совета от 20.02.2015 г., № 11-IHC.
5. Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда» принятого Постановлением Народного Совета от 03.04.2015 г. № 31-IHC.