СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охраняемые животные Республики Хакасия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

на данном уроке обучающиеся продолжат  знакомство   с Красной  книгой и  животными,    которые в неё внесены.

Просмотр содержимого документа
«Охраняемые животные Республики Хакасия.»


Урок окружающего мира в 3 классе

по теме: Красная книга. «Охраняемые животные Хакасии».

Предметно-тематическая карта.


Предмет

Окружающий мир. 3класс.

Тема

Красная книга. «Охраняемые животные Хакасии».


Цель изучения темы

Продолжение знакомства учащихся с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.


Количество учебных часов

Планируемые результаты

Метапредметные.

Предметные

Личностные

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

формирование действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде); установление причинно-следственных связей в окружающем мире,


Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных.

Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Животные родного края.


Формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;


Основной трезаурус уроков

Соблюдение экологического равновесия.

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Литературное чтение.


Изобразительное искусство.



Различные словари, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии, книги, газеты, ватман, фломастеры.



Учебник, иллюстрации, презентации, кроссворд, Компьютер учителя, проектор, экран.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.

Познавательная деятельность изучения темы.

Задачи: 1)Вырабатывать умения самостоятельно добывать знания, выделять существенные признаки, классифицировать.

2)Воспитывать бережное отношение к природе, к животным, населяющим нашу планету.

3)Рассмотреть экологические правила, которые должны соблюдать люди, чтобы не нарушить экологического равновесия.


Обучающие и развивающие задания.

Результаты деятельности обучающихся.

1 этап. Мотивация к деятельности.


Заинтересовать новым исследованием,

познакомить с названием раздела, учить прогнозировать содержание раздела.





Кроссворд

Обоснование обучающимися главного слова кроссворда ,

прогнозирование содержания раздела и темы урока.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

1.Актуализация знаний.

Вспомнить, что обучающимся уже известно и выявить, что ещё не известно. Расширение академических знаний учащихся.


Версии ответа

Продолжить идею стихотворения об охране окружающего животного мира.


2. Интерактив. Деловая игра.

Формировать умение сбора информации из различных источников и выделение главного.

Формировать умение контроля за своими действиями.

Формировать умение выявлять основную мысль из найденного материала.


Работа с различными источниками информации: различные виды словарей, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии.

Работа в парах, работа в группах.

3 этап. Интерпретация учебного материала, практическое применение.

1.Урочная деятельность

Формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного и найденного материала, подготовить основу для неурочной деятельности.

Работа в парах, в группах

Выступление групп, оценивание выступлений классом, самооценивание.

2.Внеурочная деятельность

Формировать умение работать коллективно в одном проекте,

работать с дополнительными источниками информации.

Подготовка небольшого выступления на выбранную тему.

Самостоятельный подбор формы презентации групповой работы.

Выступление докладчиков.

4 этап. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.

Формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности.

Подведение итогов изучения темы, ответы на вопросы.

По итогам изучения темы обучающиеся выбирают для себя одну из следующих формулировок для оценки своей работы и закрашивают соответствующим цветом смайлик («Светофор»):

- Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие.( Зелёный)

- Я хорошо работал, но в следующий раз буду ещё активнее. (Желтый)

-Я не доволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха.(Красный)



Окружающий мир. 3 класс.

Тема: «Охраняемые животные Хакасии».

Цель: Продолжение знакомства учащихся с Красной книгой и животными, которые в неё внесены.

Задачи: 1)Вырабатывать умения самостоятельно добывать знания, выделять существенные признаки, классифицировать.

2)Воспитывать бережное отношение к природе, к животным, населяющим нашу планету.

3)Рассмотреть экологические правила, которые должны соблюдать люди, чтобы не нарушить экологического равновесия.

Оборудование:

Различные словари, ноутбуки для работы в сети Интернет, энциклопедии, Красная книга Хакасии, книги, газеты, ватман, фломастеры.

Ход урока.

I.Орг.момент (Якорение – повторение за учителем хлопков определённого ритма. пожелание друг другу успешной работы)

-Настроение каково?

-Во! (Дети делают жест рукой «Отлично»)

-Все такого мнения?

-Да!

-Все баз исключения?

-Да!

-Тогда улыбнитесь друг другу, пожмите руку соседу и пожелайте успешной работы на уроке.

I I.Актуализация знаний учащихся и целеполагание.

1.Кроссворд. (Работа в паре)

-Очень ценный пушной зверёк небольших размеров (до 50 см). Место обитания глухая и темная тайга с преобладанием кедра.

(соболь)

Эта большая белая птица является символом красоты, любви, чистоты и нежности.( лебедь)

В мире существует 14 видов этих птиц. В нашей стране обитает 7 видов: серый красавка, канадский, даурский, чёрный, белый В двух - трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и никогда уже не расстаются (лебедь)

Это животное называют хозяином тайги (медведь).

С древних времён знахари из частей тела этого животного готовили лекарство от слабости и трусости (тигр).

Самый хитрый зверь из русских народных сказок (лиса).


-Давайте прочитаем то, что у нас получилось по вертикали

(Чтение учащихся хором слово «береги»).

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Ответы учащихся.


III. Изучение нового материала

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли электронные письма от животных республики Хакасия. Эти животные занесены в Красную книгу нашей республики.


Здравствуйте, люди! А я - Красный волк.

Жизнь на меня нацепила веригу.
Разве когда-то подумать я мог,
Что занесут меня в Красную книгу.

Я — вымирающий, в общем-то, вид,
Только для счастья мне много ли нужно?
Люди, вы знаете, что меня злит?
То, что ко многому вы равнодушны.


Я снежный барс, я ирбис, горный царь.

Таких как я водилось раньше много,

Но человек пришел и расстрелял

Всех королей из снежного порога.


Осталось нас немного, только 100,

Нас только 100 во всей большой России,

Тех, кто на воле, тех, кому везло,

Кого судьба случайно сохранила.


Мы в книге Красной номером один,

А это значит, мы исчезнем скоро

И будет барс — гор снежных властелин,

Жить только в зоопарке, за забором.


- Какие животные взывают о помощи?

- Что вы о них знаете?


1)Сведения о животных.

И́рбис, или сне́жный барс, или снежный леопард (лат. Panthera uncia, ранее — лат. Uncia uncia) — крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, обитающее в горах Центральной Азии. Единственный современный представитель семейства, проживающий исключительно в холодном климате.

Ирбис отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, имеет массу до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами.

В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала — популяция в 2020 году от 2,7 до 3,4 тысяч. В XX веке он был внесён в  Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. Охота на снежного барса запрещена во всех странах.


Красный волк — довольно крупный зверь с длиной тела 55—110 см, хвоста — 45—50 см и массой 17—21 кг. В его облике сочетаются черты волка, лисицы и шакала. От обыкновенного волка отличается окраской, пушистой шерстью и более длинным хвостом, почти достигающим земли, а конец хвоста черный. Характерна укороченная, заострённая морда. Уши большие, стоячие, с закруглёнными вершинами, высоко посажены на голове.

 Основная часть его ареала приходится на горно-лесные области Центральной и Южной Азии. Различают 10 подвидов красного волка.

Занесён в Красную книгу России и Красную книгу Хакасии.

Дети читают стихи.

1 ученик:

Опомнись, вздрогни, человек,

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами чёрными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мёртвою плотвой?

Полями с выжженной травой?



2)Работа в группах по теме «История создания Красной книги».

– Почему нужно охранять природу ( Высказывают свои предположения)

– Почему, если исчезнет несколько видов животных и растений, человеку станет жить хуже? (Каждый год с лица земли исчезает около 3 видов животных и 4 видов растений)







1 группа. Восстанови последовательность высказываний.


Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Почти все эти животные вымерли по вине человека.


В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло, на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов.

Главной его задачей было выявление животных и растений находящихся на грани исчезновения. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.


1980 год – Красная книга РФ – является документом, содержащим свод сведений о редких и исчезающих видах животных и растений, а также меры по их охране и восстановлению.

2 группа

В Красной книге РХ перечисляются животные и растения, которые могут исчезнуть.

Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповеднике, заботы об их размножении.

Представлены 142 вида животных республики, а также внутривидовые группы. Очерки не только содержат сведения о внешнем облике, распространении, местах обитания, образе жизни и численности редких, малочисленных и исчезающих видов животных, но и обобщают все ранние и новые материалы об их состоянии в природной среде. 

3 группа

Первое издание Красная книга Республики Хакасия вышло в 2004 году и включало 132 вида животных (из них насекомых — 22, круглоротых — 1, рыб — 8, земноводных — 3, пресмыкающихся — 3, птиц — 79 и млекопитающих — 16).

Второе издание вышло в 2014 году и включает 142 вида животных (из них насекомых — 23, круглоротых — 1, рыб — 8, земноводных — 2, пресмыкающихся — 1, птиц — 90 и млекопитающих — 17).

В 2017 году перечень животных был дополнен лосём.

4 группа

Какие животные обитают в Республике Хакасия?

В лесной и таежной зонах Хакасии обычно обитает медведь, кабан, рысь, лось, кабарга, марал, соболь и другие представители лесного мира. Редко, но все же встречается манул, выдра, бобр. В субальпийском и горном поясах обитают лесной подвид северного оленя, горные бараны - аргали, сибирский горный козел, снежный барс.



Красная книга Республики Хакасия — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Республики Хакасия.

К нашему сожалению, этот печальный список увеличивается с каждым годом. Что означает – живая природа всё ещё продолжает пребывать в смертельной опасности.



2 ученик:

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3. Интерактив. Деловая игра.

-Сейчас наш класс-это редакция газеты «Зелёный дом».

Учредитель: Муниципальное учреждение Информационное агентство «Светлячки».

Распределение ролей.

-Как в любой газете есть различные отделы, так и у нас.

1 группа - корреспонденты.

Ваша задача - сбор информации из различных источников.

2 группа - научный отдел.

Ваша задача – работа с научной литературой. (Толковый и этимологический словарь)

3группа – информационно – аналитический отдел.

Ваша задача – сбор информации с помощью сети Интернет.

4 группа – отдел рекламы.

Ваша задача – экологическая агитация.


-А я, с вашего разрешения, буду выполнять роль шеф – редактора.

Итак, к нам в редакцию поступила жалоба, в которой мы должны разобраться.

«Ох, и не любят меня люди! Приписывают мне всякие хитрости, которые я и не совершала. Называют меня Патрикеевной. Охотятся на меня из-за моей красивой, зимней шубки, не думая о том, что я тоже приношу пользу»

-От кого эта жалоба?

-Давайте ответим на неё через нашу газету. Разберёмся, кто прав? Для этого каждая группа работает в своём направлении в защиту или обвинение данного животного.

Самостоятельная работа по группам. (Учитель в роли консультанта.)

Работа в группах проходит в виде мозгового штурма коллективно- творческого дела.

Выступление групп.

Каждая группа защищает свою работу (Защита проходит в различных формах: мини-проекта, лекции, презентации, научно-познавательного устного журнала «Хочу всё знать», экологического плаката).

Вывод:

-Оправдано ли такое отношение к лисе?

Ответы учащихся.

-Конечно, нет, каждое животное, каждое растение занимает свою нишу в экологической цепочке нашей планеты. Без этого маленького звена могут наступить необратимые процессы в жизни нашей планеты и наша с вами задача сохранить на земле то природное многообразие, которое нам досталось в наследство и передать без потерь тем, кто будет жить после нас.

-Давайте перечислим причины, которые ведут к сокращению числа животных и растений.




IV.Итог урока.



- Что же необходимо делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

3 ученик:

Опомнись, вздрогни человек!

Перед природой ты в долгу!

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц, весёлой, звонкой!

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька .


V.Выставление оценок.


VI. Рефлексия.



Используемая литература и интернет-ресурсы

Векипегия

  • Интернет-ресурсы http://nsc.1september.ru/ Газета"1 сентября"

  • http://n-shkola.ru/|Ежемесячный журнал"Начальная школа" http://htt...r.i-edu.ru http://http:openclass.ru

  • Другие ресурсы

  1. Красная книга республики Хакасия: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / гл. редактор А.П. Савченко; 2-е изд. перераб. и доп.; СФУ.- Красноярск-Абакан, 2014.- 354 с.

  2. Приложение к Красной книге Красноярского края. Животные. Красноярск: Издат. Центр Краснояр. гос. ун-та, 2002.- 189 с.

  1. Природные ресурсы Сибири: современное состояние и проблемы природопользования.- Новосибирск: Наука. 2010.- 223 с.

  2. Детская электронная энциклопедия "Кирилла и Мефодия".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!