СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окончание Второй мировой войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окончание Второй мировой войны»

Урок по истории по теме:

« Завершающий период Второй мировой войны: год 1945» .

11 класс.




Цели:

  • познакомить учащихся с главными событиями заключительного этапа Второй мировой войны;

  • определить источники и причины победы советского народа во Второй мировой войне;

  • выяснить значимость субъективных причин победы: Роль Сталина, военачальников, мужество воинов, стойкость тружеников тыла и др.

  • сформировать представления учащихся о роли советско-германского и советско-японского фронтов и цене победы для нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование исторических знаний по теме курса;

  • понимание причинно-следственных связей в системе исторических событий;

  • выработка критического отношения к идеологизации исторического прошлого;

  • осмысление места и роли России в мировой истории.

Развивающие:

  • развитие исторического мышления учащихся;

  • Развитие познавательных интересов и способностей учащихся;

  • Формирование умений: анализировать и обобщать факты, использовать современные источники информации, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности.

Воспитательные:

  • освоение основ межличностного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • формирование осознания своей идентичности как граждан страны;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • развитие чувства патриотизма на основе уважительного отношения к истории своей стран

  • воспитание уважения к павшим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, документы ,презентация « СССР на завершающем этапе Второй мировой войны», карта «Ход военных действий с января 1944 г. по май 1945.», учебникА.А.Данилов, Л.Г.Косулина, учебник История России XX - начало XXI века, 9 класс, М., Просвещение, 2013.

.




Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Мотивационно-целевой этап.

На предыдущем уроке мы узнали, что к концу 1944 г. вся территория СССР была освобождена от фашистов. Началось освобождение Европы. Немецкая армия по-прежнему сосредотачивала основные войска на советско-германском фронте-главном фронте Второй Мировой войны. Видя неизбежность поражения, фашисты сопротивлялись с яростью обречённых. Предстояла ещё одна сложная и ответственная задача: закончить освобождение Европы, занять Берлин и принудить врага к капитуляции. Выясним как и какой ценой это удалось сделать.

План урока.

1.Наступление Красной армии зимой и весной 1945 г. Крымская конференция.

2. Потсдамская конференции.

3.Окончание и итоги Второй Мировой войны.




II.Изучение нового материала.

1.Наступление Красной армии зимой и весной 1945 г.

Задание: слушая рассказ учителя, оцените положение сторон перед началом зимнего наступления.

Планы сторон.

Советское командование ставило задачи разгромить врага в Восточной Пруссии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Австрии, занять Берлин и победоносно закончить войну.

Германское командование надеялось на раскол антифашистской коалиции, стремилось создать мощные укрепления и не допустить Красную армию к жизненно важным центрам Германии. К началу 1945 г. в армию фашисткой Германии были призваны практически все уцелевшие мужчины в возрасте от 16,5 до 60 лет. Из непризывных стариков и мальчищек создавались батальоны «фольксштурма» (народного ополчения). У немецких солдат появились фаустпатроны-праобразы гранатомётов, в небо поднялись первые реактивные самолёты. Надежды возлагались на чудо –оружие. С осени 1944г. начался обстрел Лондона ракетами ФАУ-1 и ФАУ-2.(Слайд 1) В глубокой тайне немецкие физики продолжали работу по созданию атомной бомбы. Некоторые вожди фашистов втайне от Гитлера вели переговоры с офицерами американской разведки, надеясь заключить мир с западными демократиями для совместной борьбы с коммунистами и СССР. Актом отчаяния, призванным показать, что штурм Берлина обойдётся дорогой ценой, стала наступательная операция германской армии в Арденнах в декабре 1944 г. Англо-американские войска терпели там серьёзные неудачи ,поэтому правительство США и Англии обратились к советскому правительству с просьбой начать наступление раньше намеченного срока. СССР пошёл навстречу.

Соотношение сил. ( Слайд 2)

Ход боевых действий.

Слова учителя.

В начале 1945 г. СССР перешёл к активным действиям на Восточном фронте, главный удар наносился на Варшавско-Берлинском направлении. Это заставило немецкие командование бросить все резервы против Красной армии. В конце января наши войска вступили на территорию Германии. Главным итогом наступления Красной армии на этом направлении, которое продолжалось 23 дня и закончилось 3 февраля 1945 г., было полное освобождение Польши. Союзники были спасены от разгрома.




Проверка выполнения задания.(Ответы учеников)

Несмотря на явное превосходство Красной армии в вооружении и живой силе, фашистский режим намеревался продолжать сопротивление. Восточный фронт оставался главным .Фашистские лидеры рассчитывали на разногласия и раскол в антигитлеровской коалиции .

Разделившись на творческие группы, исследуем основные вопросы урока.

Задание для первой группы: работая с текстом п.3 параграфа 34, текстом документа«Декларация об освобожденной Европе», исследуйте и охарактеризуйте основные решения конференции.

Декларация об освобожденной Европе.

( Из КОММЮНИКЕО КОНФЕРЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕХ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ – СОВЕТСКОГО СОЮЗА, СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КРЫМУ) http://www.hrono.ru

Мы составили и подписали Декларацию об освобожденной Европе. Эта Декларация предусматривает согласование политики трех держав и совместные их действия в разрешении политических и экономических проблем освобожденной Европы в соответствии с демократическими принципами. Ниже приводится текст Декларации:

“Премьер Союза Советских Социалистических Республик, Премьер-Министр Соединенного Королевства и Президент Соединенных Штатов Америки консультировались между собой в общих интересах народов своих стран и народов освобожденной Европы. Они совместно заявляют о том, что они договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств – сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем.

Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору. В соответствии с принципом Атлантической хартии о праве всех народов избирать форму правительства, при котором они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия.

Для улучшения условий, при которых освобожденные народы могли бы осуществлять эти права, три Правительства будут совместно помогать народам в любом освобожденном европейском государстве или в бывшем государстве – сателлите оси в Европе, где, по их мнению, обстоятельства этого потребуют: а) создавать условия внутреннего мира; b) проводить неотложные мероприятия по оказанию помощи нуждающимся народам; с) создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа, и d) способствовать, где это окажется необходимым, проведению таких выборов.

Три Правительства будут консультироваться с другими Объединенными Нациями и с временными властями или с другими правительствами в Европе, когда будут рассматриваться вопросы, в которых они прямо заинтересованы.

Когда, по мнению трех Правительств, условия в любом европейском освобожденном государстве или в любом из бывших государств – сателлитов оси в Европе сделают такие действия необходимыми, они будут немедленно консультироваться между собой о необходимых мерах по осуществлению совместной ответственности, установленной в настоящей Декларации.

Этой Декларацией мы снова подтверждаем нашу веру в принципы Атлантической хартии, нашу верность Декларации Объединенных Наций и нашу решимость создать, в сотрудничестве с другими миролюбивыми нациями, построенный на принципах права международный порядок, посвященный миру, безопасности, свободе и всеобщему благосостоянию человечества.

Издавая настоящую Декларацию, три державы выражают надежду, что Временное Правительство Французской Республики может присоединиться к ним в предложенной процедуре”.(http://www.hrono.ru)




Задание для второй группы: работая с текстами документов « Из Приказ Гитлера об обороне Берлина», из воспоминаний Михаи́лаЕфи́мовичаКатуко́ва маршала бронетанковых войск ,дважды Героя Советского Союза, участника штурма Берлина, Приказ командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга от 2.05.1945г. о безотлагательной капитуляции немецких войск, из дневниковой записи 16 летнего авиационного помощника Дитера Борковского от 15.04.1945 о настроении берлинского населения от 15.04.1945 г. исследовать и охарактеризовать действия немецких и советских войск в ходе Берлинской операции.)




Приказ Гитлера об обороне Берлина гласил:

  1. «жилые дома превратить в крепости… Противнику не давать ни минуты спокойствия, он должен изойти кровью…оборона до последнего жилого блока, каждого дома, каждого окна… Нет нужды в том, чтобы каждый… знал детально военное, гораздо важнее, чтобы каждый был воодушевлён фанатичным желанием и волей к борьбе , знал: весь мир с затаённым дыханием следит за этой борьбой и что борьба за Берлин решит судьбу войны».

  2. (Д.Д. Данилов, Д.В ,Лисейцев, В.А. Клоков, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. РогожкинучебникИсторияРоссииХХ- началоХХIвека, 9 класс, М., Баласс, 2010 г.)







Из воспоминаний Михаи́лаЕфи́мовичаКатуко́ва- маршала бронетанковых войск , дважды Героя Советского Союза, участника штурма Берлина,

«… ничто не могло поколебать наступательного духа советских воинов. Напрасно гитлеровцы разбрасывали с самолётов листовки, пытались как-то устрашить наших бойцов. Так в одной из листовок говорилось: « От Берлина вы недалеко. Но вы не будете в нашей столице. В Берлине 600 тысяч домов, и каждый- это крепость, которая будет для вас могилой». Но вражеские листовки разлетались по ветру, и с каждым днём таяла под мощными ударами советских войск пресловутая неприступность последних берлинских рубежей фашистов.

Сколько советских воинов мечтало дойти до Берлина! Скольких мечта не осуществилась! На одном из перекрёстков я прочёл надпись: « До рейхстага- 15 км.» Но какие это километры!

В Берлине свыше 500 зданий, превращённых в опорные пункты. Они взаимно прикрывают друг друга огнём, связанные между собой ходами сообщения и таким образом объединены в узлы сопротивления , в оборонительные рубежи, полосы и секторы. По существу, нам предстояло взять крепость с гарнизонов свыше 300 тысяч защитников. Город обороняли отборные фашистские соединения и часть населения, фанатично верившая Гитлеру… Мне докладывали, что многие легкораненые бегут из госпиталей, игнорируя запреты врачей. Их можно понять!

Непосредственно в Берлине … оборонялось 300 тысяч гитлеровцев. Дрались они упорно. Каждое строение ощетинивалось на нас шквалом огня. Советские войска, действовавшие в столице обладали огромным превосходством в силах. Каждому здравомыслящему государственному деятелю было бы ясно, что дальнейшее сопротивление бесполезно, что оно приведёт лишь к ненужным жертвам и разрушениям. Но Гитлер ещё пытался продлить агонию рейха.

Наши бойцы и командиры понимали, что война приближается к концу. Каждому хотелось жить, чтобы видеть финал войны с проклятым фашизмом. Но в эти минуты нельзя сказать, что кто-то из наших гвардейцев проявлял излишнюю осторожность, дабы только сохранить свою жизнь. Они дрались… с неослабевающим упорством, дерзко, смело, не задумываясь, что в уличных боях на каждом шагу поджидает смерть из-за угла.

В эти дни гитлеровцы сражались не только на земле и в воздухе, но и под землёй. Пользуясь метро, гитлеровцы могли наносить удары с тыла по советским войскам , уже порвавшимся к центру города. Судьба берлинского гарнизона была предрешена.

Город горел. Чёрные клубы дыма поднимались к весеннему небу. Кое-где ещё слышался треск автоматных очередей, но всё громче и отчетливее в постепенно наступающей тишине слышались голоса, усиленные мощными громкоговорящими установками. Это непрерывно зачитывали текст приказа о прекращении огня на русском и на немецком языках. По улицам медленно проезжали машины с офицерами штаба Чуйкова и Вейдлинга, они доводили до немецких частей приказ коменданта-бывшего командующего обороной города.

Из подвалов, подземных туннелей и метро начали вылезать гитлеровские солдаты- остатки берлинского гарнизона. Худые, небритые, в грязных шинелях, они вереницами потянулись к пунктам сдачи оружия. Какой жалкий конец армии, четыре года назад победно прошедшей по многим странам Европы!( Катуков М.Е. « На острие главного удара» Серия: Военные мемуары. М., Воениздат 1974 г.)




Из приказа командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга о безотлагательной капитуляции войск.



«30 апреля фюрер покончил жизнь самоубийством и тем самым бросил нас тех, кто клялся ему в верности, на произвол судьбы… Каждый, кто приносит себя в жертву в борьбе за Берлин, гибнет бессмысленно. По согласованию с главным командованием советских войск я приказываю вам безотлагательно прекратить сопротивление».

Из дневниковой записи 16 летнего авиационного помощника Дитера Борковского от 15.04.1945 о настроении берлинского населения от 15.04.1945 г.

« С нами в поезде было много женщин- беженцев из занятых русскими восточных районов Берлина. Ужас застыл в их лицах, злость и отчаяние наполняло людей! Мы увидели грязного солдата, на форме два железных креста и золотой Немецкий крест. « Я хочу вам что-то сказать!»_ кричал он, и в вагоне наступила тишина. « Прекратите нытьё! Мы должны выиграть эту войну, мы недолжны терять мужества. Если выиграют другие- русские, поляки, французы, чехи- и хоть на один процент сделают с нашим народом то, что мы … творили с ними, то через несколько недель не останется в живых ни одного немца. Это говорит вам тот, кто шесть лет был в оккупированных странах!» В поезде стало … тихо» (Е. В. Шитов Элективный курс « Война Германии против Советского Союза .1941-1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы М. «Глобус» ., 1996 г.)

Задание для третьей группы: работая с текстом п.5 параграфа 34 и выдержками из статьи М. Гришиной в газете «Красная звезда» Потсдам: судьбоносные шаги к миру. ( « Красная звезда» от 17 июля 2010 г.), исследуйте и охарактеризуйте основные решения Потсдамской конференции и обоснуйте мнение историка Дж. Боффа, который писал: « По своим итогам Потсдамская встреча выглядит самой противоречивой из встреч « большой тройки». Коалиция доживала свои последние часы, но возобладавший во время войны дух единства ещё не рассеялся до конца».

Выдержки из статьи М. Гришиной в газете «Красная звезда» Потсдам: судьбоносные шаги к миру.

Основные итоги
     конференции


       О каких ключевых решениях и принципах идет речь и в чем состояли главные итоги Потсдамской конференции? В первую очередь, на этой конференции было принято решение о создании постоянного органа - Совета министров иностранных дел (СМИД) в составе представителей СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. На совет была возложена обязанность подготовить и предложить предстоящей мирной конференции проекты мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, выработать предложения по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов, возникших в связи с окончанием войны в Европе, а также наметить условия мирного урегулирования для Германии. В дальнейшем этот совет стал прообразом Совета Безопасности - постоянно действующего органа при Организации Объединенных Наций.
     Самым главным в решениях конференции стал вопрос о Германии. При его решении участники конференции исходили из положения, что Германия в период оккупации, несмотря на наличие различных оккупационных зон, должна рассматриваться как единое экономическое и политическое целое (в дальнейшем, однако, вследствие начала «холодной войны» и усилившихся противоречий между сверхдержавами целостность Германии сохранить не удалось). Целями политических и экономических мероприятий союзников в Германии Потсдамская конференция провозгласила ее денацификацию, демилитаризацию, демократизацию и децентрализацию, а также упразднение всех военных и полувоенных организаций и институтов (включая генеральный штаб), ликвидацию вооруженных сил (включая авиацию и флот) и предотвращение производства в Германии всех видов вооружения.
     Конференция разрешила также некоторые территориальные споры в послевоенной Европе. В Потсдаме, в частности, была одобрена передача Советскому Союзу одной трети Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом. Небольшая часть этих территорий - часть Куршской косы и город Клайпеда - в 1945 году по решению руководства СССР вошли в состав Литовской ССР.
     На Потсдамской конференции США, Англия и Китай обратились к Советскому Союзу с предложением включиться в войну против Японии. В результате Сталин подтвердил обязательства Советского Союза не позднее трех месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии.
     

В жарких спорах


     Большинство современных историков согласны с тезисом о том, что, несмотря на сотрудничество «великих держав» в разработке принципов послевоенного мироустройства, последующий переход к «холодной войне» и противостоянию двух систем был неизбежен. Вот как пишет об этом Генри Киссинджер в своем известном труде «Дипломатия»: «В результате войны не возникло какого бы то ни было равновесия сил, а между победителями существовала непреодолимая идеологическая пропасть». В связи с этим, считает Киссинджер, кооперация и сотрудничество стран-союзниц в области поддержания коллективной безопасности, как это задумывалось в Ялте, были невозможны. Так, победив фашизм в Германии, Советский Союз на правах державы-победительницы стал активно добиваться осуществления советских политических и идеологических интересов в Европе, прежде всего в Восточной и Юго-Восточной ее части. Тем же самым с приходом в Белый дом президента Гарри Трумэна (он сменил Рузвельта, который умер 12 апреля 1945 года, не дожив одного месяца до окончания войны) занялась и Америка. Именно поэтому противоречия и споры между «великими державами» в ходе подготовки и проведения Потсдамской конференции были столь острыми.
     Весьма неоднозначная ситуация возникла по «польскому вопросу», определению польских границ. Так, глава британской делегации Черчилль отвергал как требования СССР провести западную границу Польши по линии «Одер-Нейсе», так и требования польского правительства национального единства о возвращении ей золотого фонда и другой собственности, захваченной эмигрантским правительством в Лондоне. Советский Союз, в свою очередь, безоговорочно поддерживал на конференции позицию Польши.
     Кроме того, между «союзными державами» возникали споры и о принятии/непринятии тех или иных держав в Организацию Объединенных Наций, которые решались на основе «размена» взаимных требований и острого дипломатического торга.
     В основном все указанные спорные вопросы удалось решить только на заключительном этапе Потсдамской конференции, а до этого момента, где-то на второй неделе ее проведения, как указывает американский историк Г. Фейс, вырисовывалась отнюдь не радужная перспектива, что «участники конференции разойдутся, так и не решив ключевых проблем» послевоенного переустройства. Последствия такого сценария руководству США и Великобритании представлялись весьма мрачными - в частности, в отношении вступления СССР в войну против Японии. То же самое утверждал впоследствии и другой участник конференции, член американской делегации Дж. Дин: по его мнению, несмотря на получение накануне открытия конференции в Потсдаме сведений об успешном испытании атомной бомбы, США «хотели участия России в войне против Японии», так как «только она могла уничтожить японские войска, находящиеся на континенте».
     Указывают историки и на некоторые другие причины, которые привели вскоре после 1945 года к началу «холодной войны». В частности, как считает руководитель Центра историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН Виктор Мальков, значимую роль в этом плане сыграли смена политического руководства в США в апреле 1945 года и так называемый «личностный фактор», то есть особенности взглядов и политического стиля нового президента США Г. Трумэна.
     Практически сразу после смерти Рузвельта и прихода в Белый дом Трумэна произошло значительное усиление антисоветских тенденций во внешней политике не только самих США, но и Англии. В Америке «смена курса», произошедшая буквально в течение пары недель, была очень значительной: от концепции укрепления мира посредством сотрудничества великих держав и установления системы коллективной безопасности, которую отстаивал президент Ф. Рузвельт (формулировка Г. Киссинджера), до жесткого реализма и политики «твердой руки», которую в отношении СССР призывал осуществлять Трумэн. ( М. Гришина « Красная звезда» от 17 июля 2010 г.)



Задание для четвёртой группы: работая с текстом п.6 параграфа 34и документа в нём , исследуйте и охарактеризуйте итоги, источники и цену победы. Дайте оценку словам Черчилля « Большинство англичан моего поколения полегло в боях Первой Мировой войны. Я не позволю потерять ещё одно поколение», и приказы Сталина своим генералам, где он часто использовал фразы, вроде той, что он сопроводил приказ командующему 3- Украинским фронтом Малиновскому о взятии Будапешта в считанные часы: «неважно, чего это будет вам стоить».



Проверка выполнения задания.

Первая группа.



Крымская (Ялтинская ) конференция.

В условиях стремительно развивавшегося наступления Красной Армии 4-11 февраля под Ялтой (Крым) состоялась вторая личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции.( Слайд 3 )

Основные решения: ( Слайд 4)

  • Безоговорочная капитуляция Германии, её оккупация и демилитаризация.

  • Решение о созыве учредительной конференции Организации Объединённых наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн.

  • Принятие Декларации об освобожденной Европе, , которая провозглашала, что при решении всех вопросов здесь после войны СССР США и Великобритания должны согласовывать свои действия.

  • О послевоенном устройстве и восточных границах Польши.

  • СССР подтвердил своё обещание вступить в войну против Японии через 2-3 месяца после разгрома Германии.

Слова учителя:

Следующей крупной победой наших войск стали штурм и взятие Кенигсберга(6-9 апреля1945 г.)-крупнейшей крепости и немецкого оплота на востоке. Чтобы овладеть городом, надо было преодолеть три оборонительные позиции. Гарнизон крепости был укомплектован наиболее стойкими гитлеровцами, преданными фюреру, которые располагали значительным арсеналом вооружения и поддерживались самолётами.

Успешно наступали наши войска и громили врага в Венгрии, в южных районах Чехословакии и Австрии.

Битва за Берлин.

Тем временем наша армия готовилась к взятию Берлина. (Слайды 5-6)

Цель Берлинской операции - уничтожить группировки войск немцев, взять Берлин и, выйдя на Эльбу, соединиться с союзниками. Для разгрома берлинской группировки немцев выделялись войска

1-го Украинского фронта (командующий маршал И.С. Конев);

1-го Белорусского фронта (командующий маршал Г.К. Жуков);

2-го Белорусского фронта( Командующий маршал К.К. Рокоссовский);

Балтийского флота

Гитлеровское командование, стремясь отстоять Берлин, мобилизовало все ресурсы страны. На подступах к городу, по западному берегу рек Одер и Нейсе, была создана полоса обороны шириной 60 км ( окопы, бетонные бункеры, укрытия для пушек, пулемётов, танков, минные поля, проволочные заграждения). Все крупные здания в городе были превращены в опорные пункты, улицы и площади перекрыты мощными баррикадами, заминированы.

Слова учителя.

Ночью 16 апреля в 5 часов утра на линии немецкой обороны обрушился невиданный артобстрел- свыше 600 орудий на 1 км фронта. По воспоминаниям очевидцев, гитлеровские войска «были буквально потоплены в сплошном море огня и металла». Перед рассветом 143 зенитных прожектора своими лучами ослепила немцев и прямо на врага ринулись танки и пехота. Войскам 2-го Белорусского фронта было приказано форсировать Одер. Однако противник быстро оправился и стал ожесточенно сопротивляться. За несколько дней ценой тысяч жизней советские войска взломали оборону немцев, преодолели более сотни километров и окружили германскую столицу.

На штурм города пошли 460 тыс. лучших советских бойцов. Бои в Берлине начались 21 апреля и продолжались днём и ночью почти две недели.( Слайды 7-8)

Вторая группа.

Гитлер собрал для обороны города последние силы, хотя было ясно, что война им поиграна и дальнейшее сопротивление приведет лишь к напрасным жертвам. Город обороняло свыше 300 тыс. отборных солдат и часть населения , верившая Гитлеру. Каждый дом превратился в крепость, который приходилось брать штурмом. Снаряды и бомбы превращали город в руины , но повсюду сопротивлялись немецкие солдаты и бойцы «фольксштурма» - в домах, парках, на улицах, в подземелье метро. Население охватила паника, немцы боялись прихода русских солдат и возмездия за свои преступления. Только, когда было объявлено о самоубийстве Гитлера, вышел приказ Вейдлинга-командующего обороной города, берлинский гарнизон начал сдаваться. Советские солдаты и офицеры рвались в Берлин (легкораненые даже бежали из госпиталей), чтобы скорее навсегда покончить с фашизмом. Они героически сражались на Берлинских улицах.

Слова учителя.

Передовые советские части состязались друг с другом за честь первыми захватить рейхстаг(здание парламента), считавшегося символом Третьего рейха. На каждом этаже, лестнице рвались гранаты, звучали выстрелы в упор, сверкали ножи.

Первые штурмовые бригады, взойдя наверх, поднимали красные флаги. 30 апреля 1945 года сержанты-разведчики М. Егоров и М. Кантария в 14ч 25 мин. Водрузили над куполом рейхстага Знамя Победы. ( Слайд 9)

В ночь с 30 апреля на 1 мая Гитлер покончил с собой в бункере рейхсканцелярии. ( Слайд 10). К утру 2 мая остатки берлинского гарнизона были расчленены на отдельные группы Их капитуляцию принял командующий 8- гвардейской армией генерал В.И. Чуйков, прошедший путь от Сталинграда до Берлина. В плен попали до 480 тыс. немецких солдат и офицеров. Советские войска потеряли более 2 тыс. танков, 500 самолётов и самое главное 350 тыс. человек, которые не дожили до победы всего несколько дней.( Слайд 12)

Колоны советских танков от Берлина устремились к Праге на помощь чешскому восстанию, поднятому против продолжающих сопротивление немецких оккупантов.

9 мая 1945 года части Красной Армии разгромили под Прагой последние крупные войсковые подразделения Германии. Ночью, когда по московскому времени уже наступило 9 мая 1945 года, немецкий фельдмаршал Кейтель подписал Акт о безоговорочной капитуляции Германии. ( Слайд 10) От имени СССР капитуляцию принял Г.К. Жуков. Великая Отечественная война закончилась.




Парад Победы.

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы (Слайды18-20)

Маршал Г.К. Жуков на белом коне принимал парад у командующего- маршала К.К, Рокоссовского. (Слайд 11)) По площади прошли сводные полки всех фронтов Красной Армии- лучшие бойцы-орденоносцы во главе со своими командирами.( Слайд 12) К подножию мавзолея В.И. Ленина были брошены знамёна и штандарты фашистских дивизий. ( Слайд 13 ).

Третья группа.

2. Потсдамская конференция.

17 июля – 2 августа 1945 г. в пригороде Берлина Потсдаме прошла конференция лидеров держав-победительниц. (Слайд 14 )

Основные решения ( Слайд 15)

  • Сохранение Германии единым государством, её демилитаризация, денацификация, демократизация, децентрализация её оккупация войсками стран-победительниц (включая Францию).

  • Решение вопроса о репарациях с Германии в пользу СССР как страны, наиболее пострадавшей от гитлеровской агрессии.

  • Установление новых границ в Европе. Были призваны довоенные границы СССР, . Между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.

Несмотря на сотрудничество « великих держав» в разработке принципов послевоенного мироустройства, во время конференции возникли острые противоречия и споры.( по польскому вопросу, о принятии в Организацию объединённых наций).Во многом это объяснялось стремление СССР , как страны-победительницы, к осуществлению своих интересов в Европе, а также сменой президента США( Трумэн был сторонником « твердой руки» по отношению к СССР, в то время как Ф. Рузвельт придерживался концепции укрепления мира, посредством сотрудничества великих держав). В основном все спорные вопросы были решены к концу конференции, переход к противостоянию был неизбежен.




3.Окончание и итоги Второй Мировой войны.

Вступление СССР в войну с Японией.

Слова учителя.

Единственным участником Тройственного пакта, продолжавшим войну, оставалась Япония. С 1943 года американские войска постепенно теснили её на Тихом океане. Однако, несмотря на господство США на море и в воздухе, Япония оставалась сильным противником. Её основные сухопутные силы не понесли крупных поражений. В !944-1945 гг. они развернули широкомасштабное наступление в Китае, захватив территорию с населением в 60 млн. человек. Японские гарнизоны сражались до последнего патрона. Сдача в плен исключалась. В октябре 1944 японцы впервые использовали камикадзе -пилотов, смертников, самолёты которых были начинены взрывчаткой. Они направляли их на корабли США. По оценкам японского командования, война с Японией могла затянуться до 1947 г.




8 августе 1945г. СССР, выполняя свои обязательства перед союзниками, объявил войну Японии и нанёс поражение крупнейшей группировке её сухопутных сил в Маньчжурии.

В ходе упорных боёв советские войска освободили Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южную часть острова Сахалин и Курильские острова. 2 сентября 1945г. японская делегация на борту американского линкорна « Миссури» в Токийском заливе подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Вторая Мировая война закончилась.

Итоги войны.

Учащимся предлагается записать итоги войны в тетрадь.


Четвёртая группа.

Итоги войны ( Слайд16) Учащимся предлагается записать итоги войны в тетрадь.


Итоги Второй Мировой войны.



  1. Полное поражение и капитуляция стран , развязавших войну

2. Была самой кровавой, масштабной и разрушительной в истории человечества.

3. Советская армия завершила войну самой мощной армией мира, а СССР стал одной из сверхдержав.

4. Была восстановлена национальная независимость и территориальная целостность ранее завоёванных стран.

5. Война показала, что в борьбе с общим врагом могут объединится различные страны и народы.

6.Впервые в истории военные преступники понесли личную ответственность за преступления против человечества.( Нюрнбергский и Токийский процессы).

7. Способствовала признанию значимости таких ценностей, как гуманизм, свобода и равноправие народов.





Главным источником победы СССР в войне стали беспримерные мужество и героизм со советских людей на фронте и в тылу. Сталин считал, что «доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечило историческую победу над врагом человечества». Так случилось, что советский народ взял основную тяжесть войны на себя. Три года война шла на нашей территории. Исход войны решался на советско-германском и советско-японском фронтах. Просчёты и амбиции руководства СССР оборачивались для нашего народа огромными жертвами. Благодаря советскому солдату, стоявшему на смерть мы выиграли войну.

Цена победы.

В год 70-летия Великой Победа мы снова вспоминаем какой огромной ценой далась она нашему народу. Война унесла жизни 27 млн. человек.( Слайд ) Вследствие воздушных бомбардировок, массовых фащистских репрессий, голода, болезней число жертв гражданского населения почти сравнялось с потерями в вооружённых силах. В каждой советской семье оплакивали кого-то из погибших. Была уничтожена треть национального богатства страны. Бомбы и снаряды превратили 1710 городов в каменные руины. На месте 70 тыс. деревень и сел торчали обгорелые печные трубы. Была уничтожена треть национального богатства страны. Запустели поля. Миллионы советских граждан жили в землянках и голодали. В народном сознании долгожданный День Победы- это светлый и радостный праздник , « праздник со слезами на глазах», который и сегодня остаётся главным для граждан России.

V. Закрепление полученных знаний.

Вопросы и задания к параграфу №34

вопросы 4-6 стр.246,

задания 1-2, 5

( Учащиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроке ).
Слова учителя

Хочу закончить наш урок словами замечательного поэта Роберта Рождественского из поэмы « Реквием», которую он « посвятил памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны»: « Люди! Покуда сердца стучатся,- помните! Какою ценой завоёвано счастье,- пожалуйста, помните!»



VI. Организация домашнего задания. параграф 34.

Сильным ученикам предлагается написать дома историческое сочинение- размышление на темы:

  1. Цена победы в Великой Отечественной войне.

  2. Главный урок войны для человечества и каждого человека.

  3. Сегодня многие переписывают историю на свой лад. Как вы к этому относитесь?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!