Мы с вами уже знаем об одном ополчении. Давайте сравним первое и второе. Определите линии сравнения ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Работа с таблицей «Первое и Второе ополчение» Сравните т попробуйте объяснить: почему разный результат? Краткая историческая справка о Дмитрии Пожарском (видеофрагмент «Великие полководцы: К.Минин и Д. Пожарский) А) Покажите на карте и назовите города, принимавшие участие в формировании народного ополчения. Б) Проследите по карте путь второго ополчения В) Определите по карте места наиболее активных боев за освобождение Москвы Небольшая справка о Ходкевиче, как объяснения причины ожесточенных боев именно возле Чертольских, Калужских и серпуховских ворот. Итак, Москва освобождена. В будущем Минину и Пожарскому благодарная Россия воздвигнет памятник, фрагмент которого вы видите на слайде. Найдите дату освобождения Москвы в тексте. По-новому стилю – это 4 ноября. Страну освободили. Но ведь нужен тот, кто будет ею руководить в мирное время. Собрали Земский собор – представителей все страны. А собирали так: разослали грамоты с наказом по всем городам. Главной задачей стало избрание царя Учебник – стр.109 об избрании царя Выбрали Михаила Романова. Комментарии к слайду. А почему именно его? Найдите в тексте вопрос на стр. 106 (2 и 3 абзац) Иногда в истории огромную роль играет совсем незаметный человек. Учитель читает стихи Рылеева (отрывок) «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» Мы с вами изучали текст, сравнивали, смотрели фильмы. Что же вы поняли сегодня? Какова главная идея урока? (Кто творит историю? Кто ее герой?) Наш народ – великий. Он смог в 17 веке без участия властей спасти свою страну. Поэтому и праздник называется День народного единства. Мы можем полностью согласиться со словами Белинского |