СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окр. мир 4 кл. "М.В.Ломоносов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Цель: сформировать у обучающихся представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его вклад в развитие России.

Просмотр содержимого документа
«Окр. мир 4 кл. "М.В.Ломоносов"»

Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»

Цель: сформировать у обучающихся представление о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его вклад в развитие России.

Задачи урока:

  • учебная – способствовать формированию у детей представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его роли в становлении Российской науки;

  • развивающая – способствовать развитию кругозора, умения делать вывод, коммуникативных способностей;

  • воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.


Ход урока

  1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Давайте посмотрим, всё ли у нас лежит на парте?

  1. Актуализация знаний
У: Давайте вспомним, что о ком и о чем вы говорили на прошлом уроке? Д: Мы говорили о Петре I. У: Кем был Петр I? Д: У: Какие нововведения произошли во время его правления? Д (отвечают) У: А как называлась первая газета в России? Д: «Ведомости». У: Какие цифры ввел в употребление Петр I. Д: Арабские. У: С какого месяца начинался новый год по древнерусскому календарю. Д: С сентября. У: А какую моду ввел Петр I? Д: Петр I вернувшись из-за границы привозил новшиства, то бороды всем приказал обрезать, то платья. У: Молодцы!
  1. Открытие новой темы, целеполагание

У: Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите ребус. Разгадав ребус мы узнаем имя ученого, с которым сегодня познакомимся. (Разгадывают ребус)

Д: Ломоносов

У: Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с великим ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

Что вы знаете о Михаиле Васильевиче?

Д: (отвечают)

  1. Открытие новых умений, знаний

У: У вас на партах лежат листочки, на которых написана информация, у вас есть время на подготовку, каждая группа должна рассказать всем о чем прочитали.

(дети рассказывают про Ломоносова по группам)

У: 1711г., около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, в близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михаилом Ломоносовым.

В России это было время, когда «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то равноценным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценимым сокровищем. И в это-то время на берегу Ледовитого океана в деревне, недалеко от города Холмогоры родился у рыбака сын. Назвали его Михаилом.

Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?

Мать его умерла рано. Именно она научила мальчика читать и привила любовь к книгам.

Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану.

Работа в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михаила была другая мечта: учиться.

И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одной из повозок, которая как раз следовала до Москвы. Юноша на мешках с рыбой, то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца.

В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Но взяли его в первый класс, где учились дети 8 лет. Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет. Да и голодал частенько Михайло, питался хлебом и квасом. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил.

Учился Ломоносов лучше всех. За год он изучал то, что его одноклассники осваивали за 3 года. В числе лучших учеников его послали учиться в училище при Академии наук. В 1736 г. из Петербурга Ломоносова направили в Германию. За границей Ломоносов изучал горное дело, иностранные языки, химию.

Вернувшись в Петербург из Германии, ему присвоили звание Академика за научные труды и открытия. Михаил Васильевич составил русскую азбуку, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра, занимался физикой, отечественной историей, горным делом, изучал звезды. Первый русский университет в Москве был построен по его плану.

Этот день стал праздником для всех российских студентов. Его отмечают до сих пор.

  1. Физкультминутка.

  2. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

Это был очень пытливый человек. Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений.

Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. Создав в 1748 году Химическую лабораторию, первую научно-исследовательскую лабораторию в России, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, в частности стёкол.

Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. По словам академика С. И. Вавилова, Ломоносов был «одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком». Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обратил внимание на «тонкое, как волос, сияние» вокруг планеты — что было объяснено им как наличие атмосферы у Венеры. Это явление наблюдалось во всём мире, но только Ломоносов обратил на него внимание и правильно интерпретировал: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

В 1750-ых годах Ломоносов развивает теорию электричества, активно изучая электричество атмосферное — то есть молнии. В ходе этих совместных с Георг Вильгельмом Рихманом исследований был разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения — «электрический указатель», а также «Громовая машина» для стабильного наблюдения электричества, содержащегося в атмосфере при любой погоде.

И еще множество открытий и изобретений.

  1. Итог урока.

У: Сейчас я вам раздам карточки, на которых вы должны дополнить предложения. Вы будете работать в группах.


  1. Михаил Васильевич родился в _________ году.

  2. Отец Михаила был ______________.

  3. Лермонтов обладал такими чертами характера как ____________________________________________.

  4. Михаил обучался в ___________________________.

  5. Он прославился как ______________________________________ ___________________________________________.

  6. Михаил написал книги которые назывались________________________ ____________________________________________________________.

_________________________________________________________________________

  1. Михаил Васильевич родился вблизи города _________________.

  2. Отец Михаила был _____________.

  3. Первый учитель Михаила был_________________________________ ________________________.

  4. В 19 лет Михаил уехал в __________________.

  5. Он прославился как ______________________________________ ___________________________________________.

  6. Он изобрел __________________________________________________.

_________________________________________________________________________

  1. Михаил Васильевич родился в _________ году.

  2. Отец Михаила был ______________.

  3. Лермонтов обладал такими чертами характера как ____________________________________________.

  4. Первый учитель Михаила был_________________________________ ________________________.

  5. Он прославился как ______________________________________ ___________________________________________.

  6. Михаил написал книги которые назывались________________________ ____________________________________________________________.

_________________________________________________________________________

  1. Михаил Васильевич родился вблизи города _________________.

  2. Отец Михаила был _____________.

  3. Первый учитель Михаила был_________________________________ ________________________.

  4. В 19 лет Михаил уехал в __________________.

  5. Он прославился как ______________________________________ ___________________________________________.

  6. Он изобрел __________________________________________________________.

1 ГРУППА. 1711г., около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, в близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михаилом Ломоносовым.

Рос он пытливым и любознательным мальчиком. С детства любил наблюдать за северным сиянием. Всякий раз подолгу смотрел, задрав голову, удивлялся, восхищался, и в голове крутилась мысль: отчего это так?

Грамоте Михаила обучали сосед Иван Шубной и местный дьячок Семен Сабельников. Страсть к знаниям с годами все крепла, но в деревне негде было учиться.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец стал брать его с собой в море на рыбацкий промысел. Плавал он по студеному Белому морю и по Северному Ледовитому океану.

Работа в суровом холодном море научила быть упорным, наблюдательным, выносливым, не бояться невзгод и трудностей. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, стал рыбаком. У Михаила была другая мечта: учиться.

И вот однажды, в 19 лет, тайком от отца он пристал к одной из повозок, которая как раз следовала до Москвы. Юноша на мешках с рыбой, то на санях, то бегом с ними рядом, чтобы не закоченеть, добрался до древнего города, о котором столько читал и слышал. Добирался он почти полтора месяца.

2 ГРУППА. В Москве в 1731 г. юноша поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Но взяли его в первый класс, где учились дети 8 лет. Трудно ему было. И дразнили его, и смеялись над ним одноклассники. Представьте, что рядом с вами за партой сидит молодой мужчина двадцати лет. Да и голодал частенько Михайло, питался хлебом и квасом. Жил он так 5 лет, но учебу не бросил.

Учился Ломоносов лучше всех. За год он изучал то, что его одноклассники осваивали за 3 года. В числе лучших учеников его послали учиться в училище при Академии наук. В 1736 г. из Петербурга Ломоносова направили в Германию. За границей Ломоносов изучал горное дело, иностранные языки, химию.

Вернувшись в Петербург из Германии, ему присвоили звание Академика за научные труды и открытия. Михаил Васильевич составил русскую азбуку, краткий учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра, занимался физикой, отечественной историей, горным делом, изучал звезды. Первый русский университет в Москве был построен по его плану.

Этот день стал праздником для всех российских студентов. Его отмечают до сих пор.


3 ГРУППА. Это был очень пытливый человек. Ломоносов за свою жизнь сделал много открытий, наблюдений и изобретений.

Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. Создав в 1748 году Химическую лабораторию, первую научно-исследовательскую лабораторию в России, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, в частности стёкол.

Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. По словам академика С. И. Вавилова, Ломоносов был «одним из самых передовых оптиков своего времени и, безусловно, первым русским творческим опто-механиком». Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. 26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, Ломоносов обратил внимание на «тонкое, как волос, сияние» вокруг планеты — что было объяснено им как наличие атмосферы у Венеры. Это явление наблюдалось во всём мире, но только Ломоносов обратил на него внимание и правильно интерпретировал: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

В 1750-ых годах Ломоносов развивает теорию электричества, активно изучая электричество атмосферное — то есть молнии. В ходе этих совместных с Георг Вильгельмом Рихманом исследований был разработан первый электроизмерительный прибор экспериментального наблюдения — «электрический указатель», а также «Громовая машина» для стабильного наблюдения электричества, содержащегося в атмосфере при любой погоде.

И еще множество открытий и изобретений.






4 ГРУППА. В учебнике стр. 99-100


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!