3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемного вопроса | Формирование знаний, которые создают противоречие и приводят к проблеме Ребята, давайте начнём наш урок с кроссворда (слайд 2). Решаем кроссворд Мы с вами разгадали кроссворд и вспомнили какую тему? О какие группах животных говорилось в кроссворде? О какой группы животных не было сказано в кроссворде? Да, верно! Ребята, царство животных делится на большое количество групп, и мы, конечно, назвали не все. Вы посмотрите, сколько у нас животных (слайд 3) У кого дома есть домашнее животное? Поднимите руку Практически в каждом доме есть питомец и это даже может быть не только кошка или собака, а хомяк, мышки, морская свинка, попугаи, рыбки и причем могут быть разных видов, какие-то насекомые – кузнечики, палочники, бабочки и многие другие Чтобы посмотреть экзотических животных что придумали люди? Верно! Вы когда ходили в зоопарк видели незнакомых вам животных? Вот видите, в других странах тоже есть животные и некоторые отличаются от наших Так вот, ребята, к чему я веду этот разговор, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать? Верно! Давайте сформулируем тему урока Наша тема урока: «Разнообразие животных». Фиксирую на доске А какая цель? Верно! Молодцы! | Выявление, проговаривание и осознание противоречия. Формулирование проблемы в разных вариантах Решают кроссворд Животные Насекомые, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся Рыбы Слушают учителя, смотрят на картинки Поднимают руку Слушают Зоопарк Да-Нет Предлагают свои ответы Формулируют тему урока Фиксируют дату, классную работу и тему в тетради Узнать о разнообразии животных | Личностные – проявление интереса к окружающему миру Метапредметные: Регулятивные – умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Познавательные – умение анализировать задания, делать выводы Коммуникативные – умение строить ответы на вопросы, вести диалог |
4. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы | Организация работы по решению проблемы Посмотрите на кроссворд. Какое ключевое слово у кроссворда? Да! А как вы думаете, что такое зоология? Зоологией, ребята, является наука о животных. Это еще один раздел науки Вспомните даже слова «зоопарк, зоомагазин, зоотовары, зоолог» - у них общая часть «зоо», которая переводится с греческого, как «живое существо, животное». Часть слова «зоо» означает принадлежность к животным, к животному миру. Поэтому, повторю еще раз, зоология – это наука о животных. Она изучает жизнь животных, их строение и распространение по земному шару. Животные живут всюду – в воздухе, в воде, в почве и на её поверхности. Они очень разнообразны по внешнему виду, строению и размерам. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Таковы многие насекомые, клещи, водные рачки. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 метров, а масса их тела – около 5 тонн. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит. Он имеет длину около 33 метров и массу 150 тонн Ребята, давайте поработаем с учебником. На страницах с 88 по 90 назовите те группы животных, которые вы еще не изучали Да! Молодцы! Давайте о них прочитаем. (), прочитай нам о червях, а остальные следят Так, хорошо! Посмотрите на картинки, кто знает, что это за черви? (слайд 4) Да, верно! У червей вытянутое мягкое тело. Всем хорошо знаком дождевой червь. Он живёт в почве и обогащает её перегноем. В реках и озёрах обитают пиявки. Это тоже черви. Много червей на дне морей и океанов. Некоторые живут в других организмах и вызывают болезни (аскарида человеческая, острица детская, глисты). Видите, есть хорошие и плохие черви, чтобы не столкнуться с плохими червями, мы моем ручки с мылом, грязные предметы в ротик не тащим, тщательно промываем овощи, фрукты, ягоды перед употреблением Дальше. (), прочитай нам про моллюсков, остальные следят Тело моллюсков мягкое. Обычно оно защищено раковиной. К этой группе относятся слизни и улитки. Их можно встретить в лесу, в парке, на даче. В морях обитают кальмары и осьминоги. На дне рек, озёр и морей живут двустворчатые моллюски («ракушки»). Их раковина состоит из двух половинок Давайте соединим картинку с названием животного (слайд 5) Молодцы! (), прочитай про иглокожих Кожа иглокожих покрыта твёрдыми выростами или иглами. Все животные этой группы живут только в солёной морской воде (слайд 6) (), читай про ракообразных Ракообразные – это раки, крабы, креветки. Все ракообразные живут в воде и дышат жабрами. Их тело защищено панцирем Давайте отгадаем загадки (слайд 7) Молодцы! И про паукообразных прочитаем нам () Да, паукообразные имеют аж 8 ножек! Давайте посмотрим видео о том, как пауки плетут свою паутину (слайд 8) А остальные группы вы уже изучали (сама быстро пробегаюсь по ним) | Выполняют задания по намеченному плану, открывают знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя Зоология Пытаются сформулировать определение Слушают учителя Открывают учебник, ищут группы и называют те, которые не изучали (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные) Читает Смотрят на картинки (дождевой червь, пиявка, морской червь) Слушают учителя Читает Слушают учителя Улитка, осьминог, двустворчатые моллюски (ракушки) () читает Слушают, смотрят картинки с презентации Читает Слушают Рак, креветка, краб Читает Смотрят видео | Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы Предметные - умение распределять по группам животные, называть их группы устно Метапредметные: Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Познавательные - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность |
5. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия по решению проблемы | Организация решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием во внешней речи А сейчас мы с вами сыграем в игру. У меня в руках мячик, я буду его бросать и называть группу животных, а вы мне говорить пример животных и возвращаете мячик. Понятно? Ловим мячик двумя руками, не выхватываем друг у друга, если затрудняетесь ответить, передавай мячик соседу по парте Начинаем Молодцы! Понравилось? | В форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) выполнить задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Слушают правильно игры и задают вопросы, если имеются Играем Да-Нет | Предметные – умение распределять по группам животные, называть их группы устно Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы Метапредметные: Регулятивные – умение сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, умение осуществлять действие контроля Познавательные – умение анализировать задания Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6.Самостоятельное применение новых знаний Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения проблемы по алгоритму | Даёт задание пробного характера на продуктивное применение новых знаний и умений А сейчас поработайте самостоятельно. Откройте рабочую тетрадь на странице 50 и выполните №1. Все просто, определить животные в их группы (слайд 9) И на странице 51 номер 2. Подобное задание, под каждой буквой определить группу животных, лишнего представителя вычеркнуть, так под каждой буквой. Далее распределить животных с картинки в группы, которые вы выделили под буквами а, б, в, г (слайд 10) Есть вопросы? Все, работаем (если мы это не успеем на уроке, то на дом эти задание + задание 3 на 52 странице) Проверяем | Выполняют задание проблемного характера Открывают рабочую тетрадь, слушают объяснения Задают вопросы Проверяют задания | Предметные – умение распределять по группам животные, называть их группы устно Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы Метапредметные: Регулятивные – умение сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, умение осуществлять действие контроля Познавательные – умение анализировать задания, выполнять их правильно в соответствии с инструкцией и объяснением учителя Коммуникативные – умение правильно ответить, когда спрашивает учитель, слушать одноклассников |
7. Итоги урока Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме | Организация, обобщение Итак, давайте подведём итог урока Какая была у нас тема урока? Какая цель? Мы ее достигли? Оцените свою работу на уроке: Если вы работали усердно, старались, отвечали – покажите большой пальчик смотрит вверх Если вы работали мало, пытались отвечать – покажите большой пальчик смотрит влево Если вы не работали, не старались, не отвечали – покажите большой пальчик смотрит вниз Хорошо! Вы все хорошо потрудились! Наш урок окончен, отдыхайте | Обобщение, самоанализ, самооценка Разнообразие животных Узнать о разнообразии животных Да-Нет Оценивают себя | Предметные - представление о разнообразии животных Метапредметные: Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Познавательные – делать выводы Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность |