1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой. Ребята, посмотрите за окно. Какая хмурая сегодня погода. Но мы не будем брать с нее пример. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, улыбнемся соседу по парте. Вот и стало в нашем классе светлее и уютнее, а теперь начинаем наш урок. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
3. Создание проблемной ситуации, мотивация | -я предлагаю вам отгадать имя автора этого высказывания. Но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Здесь на карточках записаны числа, среди которых есть ответы к этим заданиямй стороне ответа - буква. Так мы с вами отгадаем, кому принадлежит это высказывание. Фронтальная работа (номер задания соответствует номеру буквы в слове) Задание 1. Выполните деление 0,36:0,6 (0,6) Задание 2. Вычислите 0,12٠20 (2,4) Задание 3. Найдите разность 3,7-1,25 (2,45) Задание 4,7,9,10 (на этих позициях стоит одна и та же буква) Решите задачу. В состав одной капсулы витаминов входит витамин B1 - 0,001 г, витамин В2 - 0,001 г, витамин С - 0,035 г. Какова масса такой капсулы. (0,037) Задание 5. Какое число записано в разряде сотых в дроби 36,278 (7) Задание 6. Мышонок ест сыр три раза в день: на завтрак, на обед и на ужин. За один раз он съедает 0,2 кг сыра. Сколько граммов сыра съедает мышонок за весь день. (0,6 кг=600 г) Задание 8. Решите задачу. 1000 м3 природного газа стоят 4361 руб. Сколько рублей придется заплатить за 1 м3 природного газа? Запишите в тетради №8. Давайте запишем решение этой задачи (ученик у доски) (4631:100=4,631 (руб) стоит 1м3 Ищем ответ на карточках. Задание 11 Выберите номер правильного ответа для данного утверждения. (3) В каких разрядах десятичной дроби 207,879 записана цифра 7? -
В разрядах сотен и сотых -
В разрядах тысяч и тысячных -
В разрядах единиц и сотых Давайте вспомним, какие разряды есть в десятичных дробях Может кто-то уже догадался, как имя автора слов в эпиграфе нашего урока? -у нас осталась одна задача, на которую нет ответа среди предложенных чисел. -Дмитрий Иванович Менделеев великий русский ученый. Среди многих его открытий – периодическая система химических элементов, с которой вы познакомитесь в следующем году на уроках химии. Ребята, а вас не удивляет, что на уроке математики мы говорим об ученом – химике. И именно ученому – химику принадлежат слова о десятичных дробях, изучаемых в математике? Посмотрите, насколько тесно математика связана с другими науками. Знание математики необходимо при изучении химии, физики и даже географии. Без знания математики доктор не сможет рассчитать нам дозировку лекарства. Математика необходима нам в обычных жизненных ситуациях. И сейчас мы убедимся в этом, решив задачу, на которую не смогли найти ответа. - Почему результат нашего решения не совпадает с ответом к задаче? - может быть здесь ошибка? -может быть, нам неизвестен какой-либо способ или прием, с помощью которого получили этот результат? -А мы умеем округлять десятичные дроби -если не умеем, значит, будем учиться! -Ребята, чем сегодня мы займемся на уроке. Какая тема нашего урока? -Запишите в тетради тему урока: «Округление десятичных дробей» | Вычисляют устно примеры и решают задачи. Ищут на карточках ответы к ним. На обратной стороне карточки с правильным ответом – буква. На одну из задач не могут найти карточку с получившимся у них ответом. Возникает проблемная ситуация. В процессе работы складывают (догадываются) имя автора: Д.И. Менделеев. Называют разряды -Дмитрий Иванович Менделеев Учитель предлагает пойти обратным путем: найти букву и определить ответ. -Потому, что 4,631 рубля заплатить нельзя. -мы должны округлить результат. -нет -«Округление десятичных дробей» |
4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) | -Встречались ли мы раньше с округлением. -может быть, эти знания помогут нам в изучении новой темы. Предлагаю вам вспомнить правило округления натуральных чисел, для этого выполним следующее задание. Округлите натуральные числа: 62538 до десятков (≈62540) 908125 до тысяч (≈908000) 5769874 до миллионов (≈6000000) Итак, сделаем вывод. Чтобы округлить натуральное число, надо 1. Выделить разряд, до которого нужно округлить число. 2. Сравнить с 5 цифру, расположенную справа от этого разряда. Если эта цифра - 0,1,2,3,4 (т.е меньше 5), то все цифры, стоящие справа от указанного разряда заменяем нулями. Если эта цифра – 5,6,7,8,9 (т.е. больше или равно 5) то цифру указанного разряда увеличиваем на единицу. А все цифры, стоящие после этого разряда заменяем нулями. Вернемся к нашей задаче №8. В результате решении задачи мы получили 4,631 руб . Поможет ли нам правило округления натуральных чисел? Достаточно ли наших знаний в данном случае? Чтобы пополнить запас наших знаний я предлагаю поработать в парах. | -да мы округляли натуральные числа. -нет |
5. Реализация построенного проекта, формулировка определения (7 мин) | Я предлагаю вам поработать в парах. Работа в парах В процессе округления чисел мы находим их приближенное значение, т.е. такое, к которому наше число ближе всего. Каждой группе предлагается задание: заполнить таблицу на нахождение приближенных значений десятичных дробей по смыслу. Задание для работы в группах | Десятичная дробь | Между какими числами расположена дробь | К какому числу ближе | Приближенное равенство | 5,3 | 5 ‹ 5,3 ‹ 6 | 5 | 5,3 ≈ 5 | 6,2 | … ‹ 6,2 ‹ … | … | … ≈ … | 4,8 | … ‹ 4,8 ‹ … | … | … ≈ … | 3,5 | … ‹3,5‹ … | … | … ≈ … | 2,27 | 2,20 ‹ 2,27 ‹ 2,30 | 2,3 | 2,27 ≈ 2,3 | 4,36 | …‹ 4,3 ‹ … | … | … ≈ … | 8,12 | …‹ 8,12 ‹… | … | … ≈ … | 6,35 | …‹ 6,35 ‹… | … | … ≈ … | Ответьте на вопросы: -
Сравните количество знаков после запятой в данной десятичной дроби и в полученном приближенном значении -
Почему изменяется количество знаков после запятой в результате приближения -
Изменяются ли цифры в разрядах данной десятичной дроби при нахождении приближенного значения? В каких случаях это происходит и почему? | Задание для работы в группах (Приложение 1) Заполняют таблицы, отвечают на вопросы. |